Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Рублёва И.А. ПРИЁМЫ МНЕМОТЕХНИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Рублёва И.А. ПРИЁМЫ МНЕМОТЕХНИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современная начальная школа. 2023. № 5 (48). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/48.pdf.

Цель: познакомить педагогов школ города с опытом работы по применению приёмов мнемотехники, обеспечивающих эффективное формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения при запоминании и воспроизведении текстов художественных произведений.

Задачи:

- определить актуальность использования приёма мнемотехники;

- представить опыт работы с мнемотаблицами на уроках литературного чтения;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при организации самостоятельной деятельности детей;

- показать результативность использования методики в образовательном процессе;

Оборудование: мультимедийная презентация; раздаточный материал;

методические рекомендации.

При работе с детьми замечаешь, что пересказ художественных произведений вызывает у некоторых детей большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Я столкнулась с проблемой - недостаточной сформированностью психических качеств: внимания, мышления, воображения, памяти.

Передо мной стояли вопросы:

- Как научить младших школьников прочно запоминать необходимую информацию в короткий промежуток времени?

- Как научить выделять главное в тексте?

-Как помочь обучающимся преодолеть возникающую трудность между возрастающим объемом информации, которую должен обработать ученик, и его психофизиологическими возможностями?



- Как сделать процесс обучения познавательным и увлекательным, чтобы ребёнок занимался с удовольствием и вместе с тем усваивал необходимую информацию?

Многие младшие школьники испытывают затруднения при пересказе текстов, при заучивании стихотворений наизусть, и вот здесь нам помогают приемы мнемотехники. Глядя на схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. И это действительно так, потому что большая часть детей – это визуалы и им для понимания и запоминания нужны опоры. Поэтому применение наглядности в обучении является издавна одним из важнейших принципов. Мнемотехника - очень древняя наука, имеющая свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь, - это результат применения мнемотехники. Использование приемов мнемотехники для развития речи - это новое направление

«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю» (Конфуций).

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету», - писал К. Д. Ушинский

Из этого следует, что принцип наглядности вполне успешно можно реализовывать и добиваться хороших результатов, применяя приёмы мнемотехники в повышении уровня читательской грамотности.

Поэтому я определила основное направление своей работы с детьми: «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников и как средство повышения читательской грамотности

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по развитию памяти.

Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Всем знакомый пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов.

Мнемоквадрат – понятное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Далее переходим к мнемодорожкам.

Мнемодорожка – это уже квадрат из четырёх картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

А самая сложная структура - это мнемотаблица.

Мнемотаблица – это рисуночное письмо, пиктограмма, схема, в которую заложена определенная информация. По ним можно запомнить целый рассказ, сказку или стихотворение.

Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово, короткую фразу придумывается значок, картинка, изображающая предмет, действие, признак и т.п.; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет. Очень важно, чтобы этот значок (рисунок) придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Так как ему достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст. Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания.

Цель использования данного приема - повысить уровень запоминания текстов обучающимися при работе с мнемодорожками, мнемоквадратами, мнемотаблицами.

Мой опыт по теме «Приемы мнемотехники на уроках литературного чтения в начальной школе» складывается в течение 2-х лет.

Работу по использованию методики мнемотехники организовала в два этапа: сначала с родителями, затем с детьми.

Этапы:

1. Разъяснительная работа с родителями

Родители – мои единомышленники, поэтому мне нужна была их поддержка в работе с детьми. Прежде всего, провела беседу на родительском собрании в начале 1 класса:

- о значении эффективного запоминания детьми прочитанных текстов и их пересказа, и как над этим работать,

- о необходимости завести рабочие тетради, в которых будут выполняться систематически зарисовки мнемосхем. Объяснила суть применяемого мной метода и что работа эта рассчитана на 4 года. Родители поддержали мою инициативу. В дальнейшем мы неоднократно обсуждали на собраниях результаты этой совместной работы по развитию памяти у детей.

1. Работа с обучающимися

На начальном этапе в букварный период начинается работа с мнемоквадратом. Мнемоквадрат – это изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание. При изучении новой буквы я предлагала детям слова на данную букву заменить рисунком.

Например, буква Л. Слова: лист, лимон, луна.



Ребята учатся на протяжении многих уроков рисовать мнемоквадраты.

Заканчивая изучать буквы, когда уже все дети научились читать, появляются в Букваре предложения. 2-3 предложения, связанные по смыслу, учимся не только читать, но и пересказать их. Здесь нам и помогают мнемодорожки.

Мнемодорожка – это 3-4 квадрата с картинками, по которым можно составить небольшой рассказ. Мнемодорожки особенно помогают тем детям, которые только-только научились читать. Им трудно еще читать, а уже требуется запомнить прочитанное и рассказать...

Красивы дремучие леса! Там растут могучие дубы. Под ними живут колючие ежи.



Вот так при работе с небольшими текстами учимся пересказывать содержание.

Во 2 классе начинается работа с мнемотаблицами. Мнемотаблица – это изображение основных звеньев, по которым можно запомнить и произвести целый рассказ, сказку или стихотворение. Работа состоит из нескольких этапов

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Проведение перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: Пересказ сказки или рассказ по заданной теме

-Попытаемся перекодировать информацию и прочитать, что здесь написано. Определите жанр прочитанного.

Во 2 классе начинается работа с мнемотаблицами. Мнемотаблица – это изображение основных звеньев, по которым можно запомнить и произвести целый рассказ, сказку или стихотворение. Работа состоит из нескольких этапов

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Проведение перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: Пересказ сказки или рассказ по заданной теме

-Попытаемся перекодировать информацию и прочитать, что здесь написано. Определите жанр прочитанного.



Это загадка: «Мухи белые летели и на крышу мухи сели» (Ответ: Снег)

В дальнейшем, уяснив правила работы с мнемотаблицей, ребята активно включаются в процесс создания своей схемы.

Затем обучающиеся переходят к составлению мнемотаблиц. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе.

Мнемотаблицы эффективно можно использовать при пересказе текста.

Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей разделён необходимый для запоминания материал.

Сказка «Бычок – смоляной бочок». Литературное чтение, 1 часть под ред. Н.Ф. Виноградовой

...

Так же работаем над стихотворением для того, чтобы легче и быстрее выучить его наизусть. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

З.Александрова «Снежок»

(В сокращении)

Снежок порхает, кружится,

На улицах бело,

И превратились лужицы,

В прозрачное стекло.

В саду, где пели зяблики,

Сегодня – посмотри:

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.



На уроках можно использовать индивидуальный подход к каждому ученику, предлагая дифференцированные задания.

1 вариант: «Сильные» ученики самостоятельно воспроизводят мнемотаблицу на листе бумаги.

Для «слабых» учеников можно предложить следующие варианты:

-предложить разрезной дубликат мнемотаблицы, или необходимо заготовить бланк с 1-2-3 пустыми клетками, куда нужно вставить необходимые элементы.

2 вариант: Можно организовать работу по подгруппам (в данном случае обучающимся предлагается воспроизвести только строчку или столбик мнемотаблицы). Затем всё объединяется и анализируется.

Мнемотехника влияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребёнком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Они помогают развивать следующие читательские умения:

- понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий);

- устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения);

- соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.

Благодаря этому приему, мне удалось достичь следующих результатов:

· у детей появился интерес к заучиванию стихотворений, появилось желание пересказывать художественные произведения;

· активизируется словарный запас,

· улучшилась память детей,

· научились делить текст на смысловые части, составлять картинный план текста,

· - многие дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед классом.

Таким образом, использование на уроках литературного чтения приёмов мнемотехники позволяют осуществлять яркое, образное изложение материала, активизировать воображение обучающихся, что способствует развитию познавательного интереса, памяти.

Формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важным составляющим понятия «читательская грамотность».

Пересказ произведения или заучивание стихотворения на основе составления мнемотабдиц и мнемодорожек позволяет быстрее и без перегрузки добиться более высоких показателей.

Успеваемость обучающихся по литературному чтению моих ребят всегда 100%. Качество знаний с 1-3 четверти 2022-2023гг. возросло с 70% до 90%.

Качество знаний по пересказам и заучивании наизусть стихотворений у обучающихся, которые используют приём мнемотехники, выше, от 60% до 80%.

У обучающихся, которые пренебрегают этим приёмом, качество знаний по пересказам и заучивании наизусть стихотворений ниже, от 40% до 60%.

Результативность успеваемости и качества знаний по литературному чтению

Приём ярких ассоциаций отвечает требованиям проблемного обучения, т.к. организуется активная мыслительная работа, требующая установления сходства и различия, выявления причинно-следственных связей. Этот приём позволяет развивать умение мобилизировать образное мышление при восприятии учебного материала, что, в свою очередь, облегчает его понимание и запоминание.

При использовании данного приёма у обучающихся формируются следующие универсальные учебные действия:

Предметные:

-сформированность позитивного отношения к правильной устной речи как показателю общей культуры;

Личностные:

-формирование личностного отношения к литературе как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению её чистоты, выразительности;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-совершенствование читательских навыков;

-развитие эстетического вкуса;

Метапредметные:

- решение проблемы творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска;

-умение оформлять свои мысли в письменной форме;

- слушать и понимать речь других;

-добывать новые знания;

-находить ответы в учебнике, использовать жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Преимущества метода:

· не требует предварительной подготовки,

· тренирует креативное мышление,

· это весело и интересно

Как вы думаете, есть недостаток у данной методики обучения?

Он не подходит для запоминания большого объёма информации.

Список литературы

· Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед.ин-тов/ Под ред. А.В. Петровского (2-е изд.). – М.: Просвещение, 1979.- 288с.

· Тихомирова Л.Ф. «Познавательные способности детей 5-7 лет» М.2005г.

· Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005 г.

Интернет-ресурсы:

· http://festival.1september.ru/articles/516638/

· http://pedportal.net/nachalnye-klassy/russkiy-yazyk/ispol-zovanie-priemov mnemotehniki-v-nachal-noy-shkole-702737

· http://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-i-prezentacija-na-temu-mnemotehnika-odin-iz-yefektivnyh-metodov-i-priemov-v-rechevom-razviti-detei.html

· http://logoportal.ru/ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-v-rabote-s-detmi-s-onr/.html

· http://www.logoped.ru/sulus01.htm

· http://www.stihi-rus.ru/1/Balmont/59.htm

· http://www.vsezagadki.ru/2009/12/pro-zimu/