Высшая школа делового администрирования
ВШДА-лента

Как освежить урок литературы: от мемов до рэп-исполнителей

Согласно проведённому Аналитическим центром НАФИ и Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования опросу в 2022 году, подростки оказались самой не читающей возрастной категорией. 40% респондентов в возрасте 14-17 лет признали, что не любят читать.

Для учителей-словесников это большая проблема. Литература не относится к числу тех школьных дисциплин, экзамен по которому является обязательным. Следовательно, причин старательно заниматься на уроках у школьников становится гораздо меньше. Поэтому возникает вопрос мотивации: каким образом заинтересовать учеников литературой? Многие школьники, практично настроенные на процесс образования, начинают говорить о том, что литература никак не поможет в жизни, что классические произведения сложные, неинтересные и уже давно не актуальны. Стоит ли в такой ситуации надеяться, что ученики будут читать произведения, заданные на дом? Они всё чаще прибегают к кратким содержаниям по эпическим произведениям, и если хотя бы оно прочитано – это уже успех.

Безусловно, процент заинтересованных в литературе детей и подростков немаленький. Но выстраивать свой урок в надежде на то, что можно «выкрутиться» в случае чего с помощью определённой группы учеников-гуманитариев, любящих читать – нецелесообразно. Соответственно, необходимо найти такие приёмы, механизмы и преподавательские фишки, которые смогут заинтересовать и другую часть класса, скептически относящуюся к литературной дисциплине и чтению в целом.

В связи с этим возникает два проблемных момента:
  • Как наметить связь современности с ушедшими эпохами, в которые были написаны классические произведения? Дети и подростки фокусируются на сегодняшнем дне, поэтому для них будет актуально то, что происходит сейчас, а не случилось два столетия назад. Временная дистанция между днём настоящим и литературными произведениями писателей-классиков для учеников – слишком большая. Они слушают современных музыкальных исполнителей и звёзд, а тексты Ломоносова, Державина, Пушкина для них – поросли быльём. Дистанция подкрепляется сложной лексикой и несвойственными современности типами человека и общества. Несмотря на то, что многие проблемы и темы, транслируемые в произведениях школьной программы, являются «вечными» и актуальными для всех времён, школьников будет сложно в этом убедить.

  • Как связать классические произведения и личное переживание школьников? В особенности это касается подростковой возрастной категории, для которой характерен особый интерес к собственной личности, познание своей индивидуальности. Школьникам-подросткам необходимо в текстах видеть то, что будет интересно лично для них. Чтобы ближе понять героев, им должны быть знакомы их ощущения, эмоции, состояние, они должны резонировать друг с другом. Найти в классических текстах эмоцию, близкую современному читателю-подростку – задача не из простых.
В рамках статьи мы поговорим о поэтических текстах, поскольку именно их анализ и работа над ними часто вызывают затруднения. Исходя из обозначенных проблемных моментов, наиболее сложными для восприятия школьников и, соответственно, для работы преподавателя представляются: а) классицистические тексты, поскольку между автором и школьником большая временная дистанция, и для учеников тексты классицистов откровенно неинтересны (а порой и для самого преподавателя); б) поэтические тексты Серебряного века, которым присущи экспериментальность и игровой характер, порой трудно считываемый неподготовленными учениками. Разумеется, существуют другие проблемные тексты – например, литература соцреализма – но сейчас мы говорим именно о лирике.

Классицистическая поэзия и Пушкин

Заканчивается лето, начинается учебный год, и вот буквально в самом начале учебного процесса школьникам (в частности, ученикам 8-9 классов) приходится сталкиваться с русским классицизмом (а перед этим ещё и с древнерусской литературой, но это уже совсем другая история). Разумеется, тексты писателей, которые жили и творили буквально два с половиной века назад, не отошедшим от каникул школьникам и сложны, и не особо интересны. Как связать классицизм с современной школьникам действительностью? Какие эмоции и переживания, близкие ученикам, можно найти в классицистической лирике, столпами которой являются патетика, гражданский пафос и высокий стиль?

Задачи сложные, но всё-таки выполнимые. Нам просто необходимо «осовременить» образы классицистов. Реализовать это можно совершенно разными способами, но мы приведём два наиболее экспрессивных.

Мемы. В современном мире и в виртуальном сообществе мемы – это уже неотъемлемая часть языка. Их уже можно считать не просто смешными картинками для поднятия настроения, но и особыми элементами разграничения социальных групп (для каждой группы – свои, локальные мемы) и внутригрупповой коммуникации. Использование мемов в любом виде всегда привлекает внимание и невольно заставляет зацепиться за объект или субъект, которому посвящён мем.

Так, можно поместить образы писателей-классикой или какие-то факты из их жизни в «мемное пространство». Разумеется, для этого нужно отобрать приемлемые шаблоны и не сильно увлекаться, иначе ход учебного занятия скатится в комедию, а нам этого не нужно. Использовать мемы про писателей и поэтов можно в качестве визуального сопровождения на слайдах презентации – это акцентирует внимание на том или ином факте, который сильнее запомнится школьникам; либо в качестве домашнего творческого задания. К такой домашней работе даже самые незаинтересованные ученики могут подойти с рвением и желанием.
«Кликбейтные», завлекающие фразыМожно начать разговор о писателях-классиках, характеризуя их нарочито современными определениями. Такой приём можно ещё назвать алогизмом, ведь явления и люди, жившие несколько лет назад, поясняются современными терминами, которые во времена жизни и деятельности этих людей были ещё неизвестны. Такой парадокс добавляет юмористический элемент и рождает диссонанс, непонимание, которые могут послужить толчком к желанию разобраться – а что же говорящий имел в виду?

Такие фразы наиболее удачно можно использовать в самом начале урока перед лекционной частью с биографией писателя. Подобный приём более чем заинтересует школьников и заставит их внимательно слушать.
Поэзия Серебряного в века в современных текстах

Кумирами многих школьников-подростков становятся современные музыкальные исполнители, в особенности – рэперы и рок-музыканты. Поэтому появление в их творчестве отсылок и аллюзий к литературному наследию российских поэтов прошлых столетий – это большая возможность для преподавателей. В последние несколько лет намечается позитивная тенденция – музыкальными исполнителями всё чаще и чаще осмысляется творчество и судьба поэтов-классиков, на основе их стихов создаются новые треки, которые «осовременивают» поэтические тексты.

Так, за последние пару лет в России были выпущены два трибьют-альбома, посвящённые творчеству Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама. Альбом, посвящённый творчеству знаменитой российской поэтессы, собрал в основном (что довольно логично) женский коллектив исполнителей: IOWA, Лолита, Полина Гагарина, Ах Астахова и т.д. В трибьют-альбоме Мандельштаму наблюдается уже большее и гендерное, и жанровое своеобразие, а также присутствуют треки с текстами поэта, переведёнными на другие языки.

Удивительно, что «амбассадорами» классической поэзии в современной российской музыке являются представители рэп-сообщества. В частности, к текстам поэтов классиков и их образам обращаются такие исполнители, как Баста, ST, Oxxxymiron и Noize MC. Последний с изрядной периодичностью выпускает песни с аллюзиями к творчеству Мандельштама, Есенина, Бродского, Маяковского и т.д.
Для учителя литературы современное творчество, наполненное отсылками к творчеству писателей и поэтов – это большая удача. В особенности если это творчество рэп-исполнителей, которые являются наиболее популярными среди школьников. Подросток, увидев и услышав у своего кумира или просто известного музыканта отсылку, например, к резкой и хлёсткой лирике Маяковского, может заинтересоваться фигурой этого поэта. Как же так, поэт, который жил так давно, заинтересовал такого крутого исполнителя? Чем же? В соотношении со всем остальным творчеством исполнителя тексты поэтов-классиков становятся для школьника более современными и интересными. Поэтому использование аудио- и видеоматериалов (прослушивание треков, просмотр клипов и т.д.) во время изучения поэзии поможет наладить связь литературного текста прошлых эпох с современностью и актуализировать внимание школьников.

Так, например, клип на песню Noiz’а MC «Почитай старших» можно использовать во время вводного урока по изучению Серебряного века, либо после знакомства с творчеством Есенина, Маяковского и Мандельштама. Просмотр видеоматериала можно осуществить непосредственно на уроке, либо дать на дом в качестве творческой работ с ответами на вопросы: благодаря каким отсылкам и элементам воссоздаются образы поэтов? Какие тексты поэтов напрямую цитируются в треке? Насколько удачно сочетается графика, анимация и образы поэтов? Если бы вы были музыкантом, то на основе чьих стихов и лирики в целом вы бы захотели создать песню/клип? Почему именно эти поэты? И т.д.

Разумеется, вводить подобные элементы в учебные занятия нужно довольно аккуратно, используя современные музыкальные композиции лишь как способ актуализации внимания и интереса школьников к классическим текстам. Однако если позволяет время и заинтересованность учеников зашкаливает, то какое-то одно занятие (или час элективного курса) можно посвятить анализу именно современных текстов на предмет особенностей интерпретации классической поэзии. Если это заставит учеников взять в школьной библиотеке томик стихов Есенина, то учитель вполне может считать проделанную работу успешной.
Новости