Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Епифанова С.А., Дюкарева Е.Ю., Тыртышная Н.О., Федоренко М.Г. ВИКТОРИНА-ПУТЕШЕСТВИЕ "НЕУГАСИМЫЙ СВЕТ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ"

Библиографическое описание:
Епифанова С.А., Дюкарева Е.Ю., Тыртышная Н.О., Федоренко М.Г. Викторина-путешествие "Неугасимый свет из глубины веков" // Современная начальная школа. 2021. № 31. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/31.pdf.

Внеклассное мероприятие для учащихся 2-5 классов

При имени преподобного Сергия народ вспоминает

свое нравственное возрождение, сделавшее возможным

и возрождение политическое, и затверживает правило,

что политическая крепость прочна только тогда,

когда держится на силе нравственной.

В.0. Ключевский

Викторина-путешествие «Неугасимый свет из глубины веков», разработанная педагогами общеобразовательной автономной некоммерческой организации «Православная гимназия во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского №38», посвящена одной из самых значительных личностей для Русской православной церкви, для нашей страны и истории - преподобному Сергию Радонежскому.

Главной целью проведения данного мероприятия является не только знакомство с житием и подвижнической жизнью Святого, но и деятельное участие каждого ребенка в изучении и осмыслении роли преподобного Сергия в истории государства.

Проведению мероприятия предшествует подготовительная работа в виде проектной деятельности.

Каждая группа получает свое задание:

1. Прочитать житие преподобного Сергия Радонежского и подготовиться к викторине.

2. Нарисовать рисунки по житию преподобного Сергия.

3. Найти изображения икон преподобного Сергия и оформить альбом.

4. Найти изображения храмов Троице-Сергиевой лавры и оформить альбом.

5. Подготовить сообщения о чудесах, связанных с преподобным Сергием (темы для сообщений распределяет учитель).

Тип занятия: викторина-путешествие.

Возраст: 2-5 классы

Технология обучения: системно-деятельностный подход.

Цель занятия: познакомить детей с житием преподобного Сергия Радонежского, значением его личности в истории русского народа, воспитывать уважение к православным духовным ценностям.

Формируемые УУД

Познавательные:

· Познакомиться с житием преподобного Сергия Радонежского, значением его личности для духовного, политического становления Русского государства.

· Отбирать необходимые для подготовки к внеурочному занятию источники информации среди предложенных учителем житийной литературы, словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

· Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий, делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

· Учиться сотрудничать со сверстниками: работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Личностные действия:

· Воспитывать уважение к личности великого святого, патриотизм, духовно-нравственные ценности.

Регулятивные действия:

· Определять цель учебной деятельности, правильность выполненного задания на основе образца, понимать и принимать учебную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя, оценивать и корректировать свою деятельность.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска или мультимедийный проектор.

Учебно-методическое обеспечение:

· Презентация «Неугасимый свет из глубины веков

· Интерактивная игра-викторина

· Карточки с заданиям для работы в группах

· Аудиофайлы

· Видеофайлы с фильмами и передачами о преподобном Сергие для предварительной подготовки к мероприятию

· Прорись иконы преподобного Сергия Радонежского

· Фотоальбомы с изображениями Свято-Троицкой Сергиевой лавры и иконами преподобного Сергия Радонежского, оформленные учащимися

· Выставка детских рисунков «Преподобный Сергий Радонежский – душа России»

Ход занятия

Деятельность учащихся

Организационный момент

В классе оформлена выставка детских рисунков по житию преподобного Сергия

Звучит тропарь преподобному Сергию в исполнении хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры. На экране изображение иконы преподобного Сергия Радонежского.

Слайды 1, 2

- Чуть более 700 лет назад, в селе Варнице неподалеку от Ростова Великого, в семье благородных и знатных бояр ростовских родился мальчик, которого назвали Варфоломей. Пройдет время, и мальчик станет монахом Сергием, а затем за свою подвижническую благочестивую жизнь народ назовет его «игуменом Земли Русской», и слава о нем разлетится по всем уголкам великой Руси.

Сегодня мы с вами совершим увлекательное и поучительное путешествие во времени и пространстве – путешествие к преподобному Сергию Радонежскому.

В дорогу мы отправимся в составе нескольких групп. Будьте дружными, внимательными, сплоченными. Пусть это путешествие станет полезным для вашей души.

Дети садятся по группам

Мотивация познавательной деятельности

- Дети, прежде чем отправиться сегодня в путь, мы с вами готовились к этому. Попросим капитанов групп рассказать, какую подготовительную работу выполнила каждая группа (прочитали житие преподобного Сергия, нашли информацию и подготовили сообщения о чудесах, связанных с Преподобным, нарисовали рисунки по его житию и организовали выставку, разучили тропарь Сергию Радонежскому, нашли изображения храмов Троице-Сергиевой лавры и оформили альбом «В гостях у преподобного Сергия»).

- Как вы думаете, для чего мы с вами провели такую большую работу по изучению жития святого, рисовали рисунки, изучали дополнительную литературу, подбирали иллюстрации?

Слайд 3 с фотографиями, отражающими проектную деятельность по подготовке к мероприятию

Капитаны каждой группы кратко рассказывают о проделанной подготовительной работе

Дети делают вывод о том, что целью работы было знакомство с житием святого

1 этап путешествия «Детство отрока Варфоломея»

- Вы провели большую подготовку к путешествию. Значит, нам можно смело отправляться в путь! Ангела Хранителя в дорогу!

Звучит песнопение «Kyrieeleison» в исполнении Грузинского хора. На экране изображение Ангела Хранителя, горящей свечи, картины с изображением семейства преподобных Кирилла и Марии, родителей Сергия Радонежского.

Слайды 4, 5, 6

В это время тихо выходят дети, инсценирующие отрывок из жития преподобного Сергия.

Сценка «Детство отрока Варфоломея»

Учитель:

- Представьте себе: потрескивает в углу длинная белая лучина, свет от лучины золотит волосы мальчика, и матери кажется, что они искрятся и светятся. Глядит она печально на нежное, юное лицо сына, на его кроткие глаза, будто всю его трудную жизнь видит.

Мария:

- Сынок, ты бы поел!

Варфоломей:

- Ел я уже, матушка.

Мария:

- Да разве хлебом и водой насытишься? Зря ты так себя постом изнуряешь. Да вот не от голода ли тебе учение не дается? С весны к дьякону на занятия ходишь, а ни одного слова прочесть не можешь! Братья твои уж вон как читают.

Варфоломей:

- Матушка, так ведь и я хочу больше всего на свете грамоте выучиться! Только, как ни бьюсь я, как ни стараюсь понять, ничего у меня не выходит!

Мария: (прижимает сына к себе, гладит его по голове)

- Ну что ты, радость моя, потерпи! Верю, что сойдет на тебя благодать Божия. И ты верь, непременно верь! А покуда давай я тебе почитаю.

Учитель:

- Но и на следующий день бедный Варфоломей не смог прочесть ни одного слова, и дьяк Протасий больно схватил его за ухо, приговаривая: «За ухо таскаю не ради мученья, а ради ученья!» Братья подсмеивались над Варфоломеем.

Долго, горько плакал несчастный мальчик за домом в траве, пока не услышал, как отец кричит: «Ярик! Воря! Да куда выделись?»

Варфоломей:

- Никак опять жеребята убежали. Побегу к речке поищу! (Убегает)

Учитель:

- Побежал Варфоломей к речке. Вдруг на поле, под дубом увидел он незнакомого старца-монаха. Старец молился. Почтительно поклонился ему мальчик, встал в сторонке. Старец, окончив долгую молитву, подозвал его к себе.

Старец:

- Чего тебе надобно, чадо?

Варфоломей:

- Меня отдали учиться грамоте, но сколько я ни стараюсь, никак не могу выучиться. Помолитесь за меня, отче, Богу, чтобы он открыл мне учение.

(Монах молится, говорит:«Аминь», дает отроку просфору)

Старец:

- Возьми это и съешь, и будет тебе благодать Божия. А грамоту будешь больше знать, чем твои сверстники. А теперь прощай.

Варфоломей:

- Погодите, отче святый, погостите в доме родителей моих. Они очень любят привечать странников.

Учитель:

- Согласился старец. Родители мальчика очень обрадовались почетному гостю. Войдя в дом, монах направился в молельную комнату и, дав Варфоломею книгу, велел читать псалом.

Варфоломей:

-Я не умею этого, отче!

Старец:

- Я сказал тебе, что с этого дня Господь дарует тебе знание грамоты. Читай без сомнения! (Варфоломей читает псалом. Родители с удивлением смотрят на него)

Старец:

- Радуйтесь и веселитесь, Господь избрал вашего сына и отметил его. Отрок этот будет велик перед Богом и людьми за свою добродетельную жизнь.

Учитель:

- Сказав эти слова, старец покинул дом. Хозяева провожали его до ворот, но он внезапно стал невидимым…

Учащиеся внимательно смотрят сценку

Викторина по 1 этапу

- Сделаем первую остановку в нашем путешествии и подведем итог того, что уже знаем о детстве преподобного Сергия. Каждая команда получит конверт с вопросами, на которые вам необходимо ответить. Ответы должны быть краткими, содержательными, отражающими суть вопроса.

Вопросы для групп

1 группа:

Как звали преподобного Сергия Радонежского в детстве? (Варфоломей)

Как звали братьев преподобного Сергия? (Стефан и Петр)

2 группа

Как звали родителей преподобного Сергия? (Кирилл и Мария)

Какие это были люди, какую жизнь они вели? (Благочестивые)

3 группа

Как учился отрок Варфоломей в детстве? (Грамота давалась ему с большим трудом)

Кто помог ему освоить учение? (Монах-старец)

4 группа

Как называется село, откуда был родом отрок Варфоломей? (село Варница, неподалеку от Ростова Великого)

Какие качества отрока Варфоломея говорят о том, что в будущем этот человек станет «молитвенником за Землю Русскую»? (Смирение, надежда на Божию помощь, послушание)

Дополнительные вопросы

Почему в детстве у преподобного Сергия было другое имя? (Имя меняется при принятии монашеского сана)

Объясните значение слов отрок, монах. (Отрок – мальчик-подросток, монах - христианин, всецело посвятивший себя Богу через принятие обетов послушания, отречения от земных благ и целомудрия).

Капитаны получают конверты с заданиями, в группе обсуждают и дают ответы на вопросы.

Отвечает группа, подготовившая ответ быстрее других

2 этап путешествия «В Радонеже»

- Отправляемся в наше путешествие в гости к Преподобному дальше.

(Звучит песнопение «Молитва» в исполнении хора преподобного Иоанна Дамаскина г.Санкт-Петербург.

Слайд 7 (На экране – изображение города Радонеж)

- Как вы думаете, где мы с вами оказались? Что это за место?

- Почему вы думаете именно так?

-Блажен город Радонеж, в котором возрастал добродетельный отрок Варфоломей, сын добродетельного отца! Был Варфоломей тих, кроток, молчалив, смирен, не гневлив, прост. Он одинаково любил всех людей, никогда не впадал в ярость, не обижался, не препирался, а когда случалось ему улыбнуться, улыбка его была кроткой и сдержанной. Всегда стремился помочь другим, а от слов благодарности стремился уклониться.

- Сыновья Кирилла Стефан и Петр поженились, а юноша Варфоломей всей своей душой стремился к иноческой жизни.

- Много раз просил он своего отца отпустить его в монастырь, но тот не давал ему своего согласия.

Дети высказывают свои предположения, затем слушают рассказ учителя

Викторина по 2 этапу путешествия

- Почему родители не отпускали сына в монастырь? Когда он смог исполнить свою мечту? Обсудите ответ на этот вопрос в группах.

- В своем рассказе я перечислила те добродетели, которые были присущи отроку Варфоломею. Как вы понимаете значение слова «добродетели»?

- Добродетель – это положительное свойство характера человека, его стремление и способность поступать наилучшим образом во всем.

- Капитаны команд, получите конверты с заданиями. В каждом конверте – карточки с названиями качеств людей. Выберите те, которыми обладал отрок Варфоломей.

- Прикрепите карточки на доску. Будьте внимательны, некоторые названия встречаются дважды.

Слова для карточек: доброта, немногословие, своеволие, послушание, смирение, настойчивость, почитание родителей, раздражительность, заботливое отношение к людям, трудолюбие, терпение, доброжелательность, скромность, желание похвалы (тщеславие), гордыня, сдержанность.

- Похоронил Варфоломей своих благочестивых родителей, принявших перед смертью монашеский постриг в Покровском монастыре в Хотьково, находящемся в трех верстах от Радонежа, где их честные мощи пребывают до сегодняшнего дня.

Слайды 8, 9

После смерти родителей, почтив их память усердными молитвами, раздачей милостыни убогим, юноша Варфоломей оставил наследство младшему брату Петру и стал готовиться к монашеской жизни.

- Обсудите в группах ответы на следующие вопросы:

- Почему Варфоломей не оставил себе ничего из наследства своих родителей? (Монах ничего не должен иметь своего из земных богатств, мешающих ему вести монашескую молитвенную жизнь)

- Кто еще из братьев вместе с Варфоломеем решил начать монашескую жизнь? (Стефан)

- Какое имя получил при принятии монашества Варфоломей? (Сергий)

Дети обсуждают в группах этот вопрос и дают ответы

Карточки для каждой команды имеют свой цвет, поэтому наглядно видно, какие качества выбрала каждая группа, и кто ошибся. Дети обсуждают в группах вопросы, высказывают свое мнение, дают ответ по мере готовности группы

3 этап путешествия «Монашеская обитель»

- Путешествуем с вами дальше.

(Звучит песнопение «Молитва» в исполнении хора преподобного Иоанна Дамаскина города Санкт-Петербург. На экране – картина из монашеской жизни)

- Третья остановка на нашем пути – монашеская обитель, которую основали молодой монах.

- На пустынном месте решил он возводить монастырь. Дело это было нелегкое. Нужно было выкорчевывать деревья, пилить бревна, спасаться от диких зверей, добывать себе пищу.

- Представим себя в этом месте.

Физкультминутка

Физкультминутка «В монашеской обители».

Звучит песня «Эй, ухнем».

- Рубим с вами дрова (Дети имитируют удары топором)

- Пилим бревна (Берутся за руки, «пилят дрова»)

- Выкорчевываем пни и копаем землю под огород (Имитируют работу лопатой)

- Косим траву (Повороты в сторону)

- Собираем ягоды (Приседания)

- Шагаем по дремучему лесу, перешагивая через поваленные ветки и кочки (Ходьба с высоким поднятием ног)

- А теперь одновременно по группам: 1-я группа – пилит бревна, 2-я – копает огород, 3-я – колет дрова, 4-я – косит траву

- Вот мы с вами и пришли в то место, где преподобный Сергий основал свою обитель. Предлагаю сделать остановку.

Дети выполняют движения

Подведение итогов 3 этапа, презентация результатов проектной деятельности

- Преподобный Сергий вместе с немногочисленной братией (всего 12 человек) стали жить в лесной обители. И, хотя в то время не было ни телефонов, ни телевизоров, ни газет, ни интернета, молва об этом величайшем подвижнике и молитвеннике разнеслась по всей Руси. Его называли праведником, живущим правильно, по-Божьи. Таких людей очень почитали, к ним шли за помощью, советом, благословением. Сергий одевался очень бедно, ел мало и все время трудился на огороде или строительстве. Всех, кто приходил к нему, встречал ласково. Пока разговаривал со взрослыми, для детей вырезал из дерева игрушки в виде зверюшек и дарил им.

Слайды 10-14

- Что же вы еще узнали о монашеской жизни Сергия Радонежского? Какие чудеса связаны с именем этого святого?

- У каждой группы было проектное домашнее задание: провести небольшую исследовательскую работу по житию Сергия Радонежского и подготовить сообщение о чудесах с преподобным. Послушаем, что вы узнали об этом.

Сообщения по группам

1 группа – «Воскрешение отрока преподобным Сергием»;

2 группа – «Чудо с птицами»;

3 группа – «Ангел служит на литургии с преподобным Сергием»;

4 группа – «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию»

Рассказы сопровождаются слайдами презентации.

Слайды 15-18

Дополнительное задание

Слайд 19

- А о каком чуде рассказывает эта картина? (О том, как преподобный Сергий кормил медведя, который приходил к его жилищу за угощением)

- Видно, что вы хорошо подготовились к нашему занятию и внимательно изучили житие Преподобного.

От каждой группы выступают представители с подготовленным сообщением о чудесах. Время выступления 1-2 минуты.

Дети дают оценку выступлению товарищей

4 этап путешествия «Троице-Сергиева лавра»,

презентация результатов проектной деятельности

- Отправимся дальше в путь.

Звучит отрывок из акафиста преподобному Сергию Радонежскому.

- Пятьдесят лет провел Сергий в иночестве и благочестивых трудах. Когда святой пришел в глубокую старость и почувствовал, что скоро отойдет ко Господу, он призвал к себе монахов Троице-Сергиевой Лавры и завещал им непрестанно пребывать в православии, хранить дружеское единомыслие и чистоту душевную, быть смиренными и милосердными, не стремиться к земной славе, а лишь к Царствию Небесному.

Слайды 20-21

- Через 30 лет после кончины преподобного Сергия были обретены его нетленные мощи. На месте небольшого монастыря выросла величественная Троице-Сергиева лавра. Каждый день со всех концов мира сюда устремляются люди поклониться святому угоднику Божию. Вот уже более 700 лет он – источник духовной силы, света, чистоты и веры для православных людей.

- Работая в группах, вы собрали материал о Свято-Троицкой Сергиевой лавре и оформили альбом «В гостях у преподобного Сергия». Давайте вспомним, как проходила наша работа.

- Какого святого особо почитают жители нашей области?

- А вы знаете, что имя нашего святого святителя Иоасафа Белгородского непосредственным образом связано со Свято-Троицкой Сергиевой лаврой?!

- Из жития святителя Иоасафа мы узнаём, что в 1744 году он был назначен наместником Троице-Сергиевой лавры и выполнял это послушание в течение нескольких лет, продолжая заботиться об обители, созданной стараниями преподобного Сергия Радонежского. В Трапезной палате лавры есть придел, освященный в честь святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского.

- Многие храмы Белгородчины освящены в честь преподобного Сергия. Есть такой храма и в нашем городе. Это еще одно свидетельство всенародной любви и почитания Великого Святого!

Подготовленный ученик кратко рассказывает о проделанной работе и показывает альбом о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре

Подведение итогов занятия, рефлексия

- Наше путешествие во времени к событиям 700-летней давности подходит к концу. Давайте вспомним, о каких событиях из жизни преподобного Сергия мы сегодня вспомнили?

- Почему преподобного Сергия Радонежского называют «душой России»? Какая же у России душа?

Дети высказывают свое мнение. Учитель подводит их к мысли о том, что душа у России православная, с особой широтой и глубиной, наполнена любовью и состраданием.

- Проверьте, насколько хорошо вы теперь знаете житие Сергия Радонежского. Мы сегодня путешествовали по разным местам. В конверте у каждой группы карточки с названиями городов и сел, связанных с житием Преподобного. Расположите их в нужном порядке.

Слова на карточках: Сергиев Посад, Радонеж, Варница, Хотьково.

- Проверьте себя: Варница, Радонеж, Хотьково, Сергиев Посад.

- Оцените свою работу в группе.

- Оцените свои знания по изучению жития Сергия Радонежского.

Дети в группах выполняют задание, осуществляют самооценку своей работы с помощью условных знаков

Звучит тропарь преподобному Сергию в исполнении хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Слайд 22

- Сергий Радонежский – один из самых почитаемых и самых любимых русских святых. Преподобный Сергий – покровитель Руси и русского народа во все времена.

К святому Сергию прибегают в поиске смирения, избавления от гордыни. Преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба. Также Сергия Радонежского просят о сохранении и защите страны Российской от врагов. К помощи Сергия Радонежского обращаются в любой беде и в любом затруднении.

Как возьмет в кольцо пламя серное,

Как тоска душу стиснет льдом, —

Все придем к тебе, отче Сергие,

Все к мощам святым припадем.

Но не гаснет молитва усердная

В белокаменном храме том…

Преподобне отче наш Сергие,

Осени Россию крестом. (Автор Наталия Ганина)

- В память о сегодняшнем занятии каждый из вас получит прорись с изображением преподобного Сергия Радонежского. Раскрасьте ее в соответствии с иконописными традициями.

- Надеюсь, что наша викторина-путешествие вам понравилась! Сегодня мы ещё раз вспомнили, что преподобный Сергий Радонежский занимает совершенно особое место в сонме святых, ибо его жизненный подвиг во многом преобразовал уклад не только русской церкви, но и благоприятно повлиял на ход гражданской истории Российского государства.

Действительно, великие люди навсегда остаются в веках, если они действительно велики. Преподобный Сергий один из ярчайших их представителей.

- Преподобный отче наш Сергие, моли Бога о нас!

Два ученика читают стихотворение



Библиографический список

1. Доброе слово. Литературно-художественный альманах для семейного чтения №2. – М.: Телерадиокомпания «Мироздание», 2010

2. «Духовно-нравственное воспитание». Научно-просветительский журнал, №2, 2005

3. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1998

4. Наследие: Пособие по воспитательно-образовательной работе с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры. – М.: «Добросвет-М», 2006

5. Преподобный Сергий./Сост. Е.В.Тростникова. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004

6. Проказов Б. Святая Русь. Подросткам о Русской Православной Церкви. – Минск: Братство в честь святого Архистратига Михаила, 2010