Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Юдина Т.М. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КУРСА «УРОКИ МИЛОСЕРДИЯ» И КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Библиографическое описание:
Юдина Т.М. Преемственность курса «Уроки милосердия» и курса «Основы религиозных культур и светской этики» // Современная начальная школа. 2021. № 31. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/31.pdf.

Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все её сферы глубоко связаны с ним, поэтому православная культура – одна из важнейших областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православие тесно связано с национальными культурами не только русского, но и многих других народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно гуманитарных, невозможно, а приобщение к ним затруднено.

Духовно-нравственный компонент необходим для развития личности, воспитания нравственных качеств и создаёт реальные психологические условия для формирования социальной адаптации: развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребёнка, которые в полной мере определяют внутренний мир ребёнка.

В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введена новая предметная область — «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Введение учебного курса «Уроки милосердия» в 1-3 классах на начальной ступени образования гармонично дополняет содержание образовательной области ФГОС «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В учебном плане курсу отводится следующее место: в 1-3 классах 1 раз в неделю.

Курс ОРКСЭ носит светский характер. Состоит он из 6 модулей.

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики.

Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры.

С введением в инвариантную часть базисного учебного плана начального общего образования предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», предмет «Основы православной культуры» вводится с 4 класса 1 раз в неделю.

Модуль «Основы православной культуры» выбран был в моем классе по заявлению родителей (законных представителей) учащихся. Поэтому, говорить будем о преемственности непосредственно курсов «Уроки милосердия» и «Основы православной культуры».

Цель курса УМ: формирование на основе знакомства с православной культурой высоких ценностных отношений к духовному, историческому и культурному национальному наследию и воспитания качеств, отличавших русский характер: доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие, благородство.

Цель учебного курса ОПК – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи курса УМ:

• Способствовать осознанию младшими школьниками понятий совести, душе, нравственности, благодарности, роде, семье, Родине, прощении; обогащению и наполнению реальным содержанием представлений о благе (добре), истине, красоте, служении людям и Отечеству, духовности.

• Сформировать нравственное отношение к действительности, способность духовно-нравственного осмысления окружающего мира.

• Научить оценивать поведение человека с духовно-нравственных позиций.

• Сформировать потребность в построении собственной поведенческой модели в соответствии с законами духовности.

• Содействовать развитию волевой сферы ребенка – осознанности поведения, самоконтроля.

• Развивать интерес к чтению православной и художественной литературы.

• Способствовать развитию речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений, творческих способностей учащихся.

• Воспитывать ответственность за свою жизнь, за жизнь близких, окружающий мир.

Задачи курса ОПК:

• Знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики;

• Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

• Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Курс «Уроки милосердия»

Ценность жизни

Ценность природы

Ценность человека

Ценность добра

Ценность истины

Ценность семьи

Ценность труда и творчества

Ценность свободы

Ценность социальной солидарности

Ценность гражданственности

Ценность патриотизма

Ценность человечества

В основе учебно-воспитательного курса «Основы православной культуры» заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность,

гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. На уроках учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. Учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия. Школьники знакомятся с основателем православия - Христом.

Основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др.

Мы видим, что ценностные ориентиры содержания двух учебных курсов перекликаются и дополняют друг друга.

Содержание учебных курсов

1 класс

Блок 1. Милосердие в семье

Родители и дети. Семья-это остров любви, послушания. Жадность – причина

разлада в семье. Лучше папы друга нет. Дедушки, бабушки и внуки. Общие дела

у дедушек и бабушек с внуками. Братья и сёстры. Друзья. Причины ссор.

Способы предотвращения ссор. Братская любовь крепче каменных стен.

Утешение друга в болезни. Добрые и некрасивые слова.

Блок 2. Милосердие к ближним

Рождество Христово. События праздника. Традиции праздника. Светлая Пасха.

Традиции праздника. Милосердие к больным, сиротам.

Блок 3. Доброе отношение к природе

Наши маленькие друзья. Отношение к домашним животным. Бездомные

животные. Доброе отношение к птицам.

2 класс

Блок 1. Милосердие в семье

Родители и дети. Семья-это остров любви, послушания, доверия и помощи друг

другу. Семья-это остров заботы. Род. Предки. Потомки. Родословное древо.

Именины. Забота о старших. Братья и сёстры. Умение слышать и слушать.

Блок 2. Милосердие к ближним

Друзья. Одноклассники. Добрые и некрасивые слова. Гордость – причина

разлада добрых отношений. Настоящий друг. Встреча новеньких в классе.

Рождество Христово. Православные традиции праздника. Светлая Пасха.

Традиции праздника. Милосердие к слабым, больным. Понятие «каменное

сердце».

Блок 3. Доброе отношение к природе

Бережное отношение к растениям. Наши пернатые друзья. Праздник

Благовещение. Обычай выпускать птиц на волю в день Благовещения. Счастлив

человек, который и животных милует.

3 класс

Блок 1. Милосердие в семье

Семейные традиции. Чти отца твоего и матерь твою. Красота истинная и

ложная. Жертвенная любовь.

Блок 2. Милосердие к ближним

Дружба. Истинная и ложная дружба. Лучше ссоры избежать, чем её прекращать.

Примеры святых по предотвращению конфликтов. Отношения к врагам святых

людей. Православные традиции праздника Рождества Христова. Православные

традиции праздника Светлая Пасха. Кто мой ближний? Золотые сердца. «Не

укради!». «Не лги». Нет больше той любви, если кто положит душу свою за

друзей своих. Библейские законы войны.

Блок 3. Доброе отношение к природе

Счастлив человек, который и животных милует. Как аукнется, так и откликнется.

Структура модуля «Основы православной культуры» представлена следующими тематическими блоками.

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Тема: Россия – наша Родина.

Блок 2. Основы православной культуры. Содержание: Религия и культура. Бог и человек в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его Крест. Пасха. Православное учение в человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Подведение итогов. Как христианство пришло на Русь. Заповеди блаженств. Зачем творить добро. Чудо в жизни христианина. Православие о божием суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Христианин в труде.

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России. Содержание: Подвиг. Защита Отечества. Любовь и уважение к Отечеству.



Учебные курсы «Уроки милосердия» и ОРКСЭ являются единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должны обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной школы.

Учебные курсы являются культурологическими и направлены на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, на понимание их значения в жизни современного общества.

Преподавание учебных курсов «Уроки милосердия» и ОРКСЭ призваны сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащихся, но и в воспитательном процессе формирования порядочных, честных, достойных граждан, соблюдающих Конституцию и законы Российской Федерации, уважающих ее культурные традиции, готовых к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Литература

1. Г.Д.Зубова. Методические рекомендации по реализации образовательного

курса «Уроки милосердия», Тамбов. 2014

2. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. /А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010.

3. Ефремова О.Ф. О преподавании основ православной культуры в общеобразовательной школе. / О.Ф. Ефремова. – Ханты-Мансийск: Православие, 2002.