Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Левина Е.С. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХО-ЛОГА

Библиографическое описание:
Левина Е.С. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХО-ЛОГА // Современная начальная школа. 2023. № 13 (56). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/56.pdf.

Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе, и в сфере реабилитации. Мы систематически используем компьютерные технологии, которые органично дополняют традиционные формы нашей работы, тем самым расширяем возможности организации его взаимодействия с участниками реабилитационного процесса.

Компьютерные технологии позволяют: первое более тесно общаться с несовершеннолетними, что способствует помощи в реабилитационной работе, т.к. у несовершеннолетних огромный интерес заниматься всем, что связано с компьютерами.

Второе – это широкие мультимедийные возможности: хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение, динамика - лучше моделируют живую реальность, обусловливая более полное восприятие информации, создает положительный эмоциональный настрой у несовершеннолетних, наиболее долго удерживает внимание детей, ярко, образно преподносит материал

Третье – возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка, например: индивидуальный темп деятельности, интересы.

Четвертое – экономия временных ресурсов, например: помогает нам составлять и оформлять перспективные планы, при проведении психологических исследований, консультации для родителей, воспитателей и др. [1, с. 53].

Основные информационно-коммуникационные технологии используемые нами в реабилитационном процессе:

- офисные технологии, позволяющие подготовить большинство реабилитационных занятий в Word, Excel, PowerPoint;

- сетевые технологии, осуществляющие доставку коррекционно-развивающих материалов в рамках глобальной Интернет-сети и регламентирующих доступ к ним.

В нашей работе мы активно пользуемся компьютерными технологиями на разных этапах реабилитации воспитанников Центра: 1) на этапе диагностического обследования; 2) на этапе коррекционно-развивающей работы, 3) на этапе психологического просвещения и профилактической деятельности; 4) на этапе дополнительной работы с несовершеннолетними.

Один из важных и необходимых этапов работы является этап диагностического обследования воспитанников.

Критерии диагностического обследования:

1) исследование эмоциональной сферы (уровня агрессивности и тревожности);

2) исследование развития познавательной сферы (памяти, внимания, мышления);

3) исследование личностной сферы (самооценка, исследование коммуникативных навыков, изучение общего фона переживаний индивида, связанного с его позицией в семье).

Для этого нами используются онлайн-тесты (с сайта online Test Pad: «Ваша самооценка», «Психотип личности» - Г. Айзенко, Г. Шмишека, А.Е.Личко), интерактивные тренажеры («Чего не хватает на этих рисунках», «Найди такой же», «Найди, чья тень», «Найди недостающий фрагмент», «Нелепицы»), компьютерные программы (цветовой тест Люшера).

В своей работе педагоги-психологи Центра используют программу для проведения профессионального психологического тестирования: тест Люшера (направлен на исследование эмоциональной и личностной сферы – тревожности, агрессивности, самооценки, степени конфликтности).

Работа начинается с указания данных ребенка. Тестирование удобнее проводить с экрана монитора, но можно использовать и традиционные бумажные бланки, либо цветные карточки в тесте Люшера, а затем удобным способом переносить полученные данные для обработки программой.

Использование компьютерных методик в значительной мере делает процедуру исследования стандартизованной: например, программа выводит стандартную инструкцию перед началом исследования, цветные квадраты в тесте Люшера имеют стандартный размер (причем программа пытается сохранять его независимо от используемого монитора), выдерживается пауза между первым и вторым выбором. Результаты всех завершенных исследований сохраняются в базе данных.

Психологические тесты используется при диагностическом обследовании несовершеннолетних, в психологическом консультировании и т.д. Большая часть современных психодиагностических методик компьютеризирована. Наличие персонального компьютера на рабочем месте педагога-психолога избавляет его от массы проблем, ну а в психодиагностике он просто незаменим. Система автоматизированной диагностики состоит из готовых онлайн-тестов, конструктора тестов, компьютерной диагностики, программ обработки информации [3, с. 120].

С помощью конструктора тестов психолог может не только набирать и преобразовывать любые профессиональные текстовые методики в компьютерный вариант, но и создавать свои собственные методики, анкеты, опросники, необходимые для конкретной ситуации. В процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная библиотека, свой банк компьютерных тестов, которые пригодятся в профессиональной деятельности психолога.

Использование современной компьютерной техники предоставляет качественно новые возможности для проведения диагностики личности и группы. Это можно отнести ко всем этапам процесса диагностики. Так с помощью компьютеров возможно формировании и предъявлении тестируемому гораздо большего количества стимулов, их контекстная коррекция в зависимости от сделанного выбора.

Электронная система тестирования делает психодиагностическую работу психолога более продуктивной. Преимущество компьютерной диагностики заключается в возможности проведения тестирование сразу нескольких человек как по одному общему, так и по разным тестам. Большинство тестов являются автоматическими, когда тестируемый самостоятельно читает инструкцию, затем начинается тестирование.

Существенным плюсом компьютерных средств психологической диагностики является быстрота перевода полученных первичных данных по тестам в стандартные значения и наличие базовых вариантов интерпретации показателей. Не менее важным достоинством компьютерной психодиагностики является повышение чёткости, тщательности и чистоты психологического исследования за счёт увеличения точности регистрации результатов и исключение ошибок обработки исходных данных, неизбежных при ручных методах расчёта выходных показателей [2, с. 114].

Таким образом, компьютерные системы диагностики освобождают пользователя от трудоёмких рутинных операций и позволяют сосредоточиться на решении содержательных профессиональных задач.

Интерактивные тренажеры (восприятие: «Чего не хватает на этих рисунках?», «Запомни и расставь точки», «Запомни картинки», «Нелепицы»).

Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, на каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. С помощью секундомера фиксируется время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Методика «Найди такой же», «Найди, чья тень», «Найди недостающий фрагмент». С помощью данных методик оценивается внимание у ребенка.

Методика «Запомни картинки» предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети получают картинку с девятью разными фигурами. Предлагается запомнить их и затем узнать на другой картинке. На ней, имеется еще шесть таких, которых нет на первой. Ребёнок должен узнать и показать только те изображения, которые видел на первом рисунке.

Методика «Нелепицы» для диагностирования образно-логического мышления. С помощью этой методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Ребенку показывают картинку, на которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. После рассматривания картинки ребенок называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Следующий этап, на котором мы используем компьютерные технологии – это этап коррекционной и развивающей работы.

Для помощи детям в нашем Центре работают 3 психолога. У каждого из нас своя возрастная группа, которую мы ведем от поступления до выбытия. Но бывают ситуации, когда психологи заменяют друг друга (отпуск, больничный и т.д.), так как коррекционно-развивающая работа с воспитанниками осуществляется непрерывно.

Мы работаем по 3 основным программам.

1. «Чувствую и понимаю». Программа направлена на формирование у дошкольников умения выражать свои чувства и эмоции, развития мышления, памяти, внимания.

2. «Гармония». Направлена на формирование у детей младшего школьного и среднего школьного возраста умения выражать свои эмоции и чувства, умения самостоятельно снимать эмоциональное и мышечное напряжение, а также направлена на развитие коммуникативных навыков.

3. «Твой мир». Программа реализуется для детей старшего школьного возраста. Направлена на формирование адекватной самооценки, коррекцию детско-родительских отношений, а также развития коммуникативных навыков.

Занятия могут быть как групповые, так и индивидуальные.

Для того чтобы процесс реабилитации для детей был интересен и плодотворен, мы в социально-реабилитационных программах используем психологические тренажеры, развивающие онлайн-игры, онлайн-упражнения, релаксационные и развивающие мультфильмы с применением компьютерной техники. Ведь представленная информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Также использование интерактивных игр в самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

В программе «Чувствую и понимаю» нами используются такие интерактивные тренажеры-презентации на развитие мышления: «Всезнайка», «Поиграйка», «Размышлялки». На развитие памяти: «Предметы и контуры», «10 картинок». На развитие внимания: «Один лишний», «Найди отличия», «Найди подходящую тень».

В программе «Гармония» нами активно используются ресурсы с сайта iQша, где разрабатывали и создавали онлайн-игры по конкретным темам программы «Гармония», затем применяла в работе с несовершеннолетними.

Для начала работы на сайте iQша надо зарегистрироваться, после этого будут доступны задания по разным направлениям. А также можно разработать свои развивающие игры. Мною были разработаны такие игры, как «Найди лишнее», «Выбери подходящую эмоцию» и др.

Задания посильные для детей, так как их можно выбирать, опираясь на индивидуальные особенности и способности несовершеннолетних.

В каждом блоке 10 заданий, при правильном ответе один мультяшный персонаж Айкьюша закидывает зеленый шарик в сетку, при неправильном ответе другой мультяшный персонаж Вреднюша закидывает в другую сетку красный шарик.

После окончания блока из 10 заданий их можно переделать или выбрать новый блок заданий.

Кроме похвалы, за определенное количество правильных ответов, выдается виртуальная медаль, которая размещается в специальном разделе сайта.

Также мной были разработаны и использованы в работе с воспитанниками тренажеры на основе конструктора тестов в MS PowerPoint, такие как «Помоги Фиксикам» (ребенку нужно выбрать правильный ответ на вопрос, если ответ правильный, то загорается зеленая табличка с надписью «молодец»), «Четвертый лишний», «Эмоции» и т.д. В процессе занятий дети легко запоминают излагаемый материал, с удовольствием выполняют все задания, отвечают на вопросы.

В программе «Твой мир» используем авторские интерактивные тренажеры, взятые из интернета, такие как игра-тренинг «Короли общения», коммуникативная игра «Азбука общения», интерактивная презентация «Моя семья».

Третий этап психологического просвещения и профилактической деятельности

Особенно велик выбор технологий при проведении психологического просвещения. Тут можно использовать CD-фильмы в просветительской работе делает ее более интересной и продуктивной. Эти фильмы можно использовать на семинарах для педагогов и прочее.

В этом направлении широко используются:

-информация с интернет-сайтов, содержащих информацию по детской, возрастной и специальной психологии, такие как:

-сайт «Родителям о детях»;

-сайт «Психология-Психология для родителей»;

-сайт психологического центра «Адалин»;

Интернет-ресурсы могут быть рекомендованы некоторым родителям.

Также переработанный материал по проблемам развития, обучения и воспитания детей используется для создание собственных памяток, рекомендаций, буклетов, фотогаллерей, и пр. документов, с последующим размещением их на психологическом стендах, сайте Центра. Достаточно большое разнообразие информации для консультирования родителей, педагогов используя возможности Интернета. Создание презентаций медиапрезентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями, подростками. В медиапрезентациях есть существенный плюс: пропадает необходимость распечатки и ксерокопирования наглядного материала, все важные моменты отражены на экране. Кроме этого, с помощью презентаций материал может быть красочно оформлен, на что воспитанники, откликаются эмоционально живее.

В своей работе педагог-психолог постоянно сталкивается с обилием информации: книги, методики, практические и методические пособия и пр. В этом случае удобно иметь электронную библиотеку. Таким образом, вся информация будет иметь электронный вид и исчезнет проблема с нехваткой места.

Кроме того, неотъемлемой частью работы любого педагога-психолога является саморазвитие. Представление психолого-педагогического опыта отражает профессиональную культуру психолога, его мастерство, компетентность. Это проявляется в выборе собственной позиции в образовательном пространстве, соответствующей его возможностям как специалиста и личности. Всё это при помощи компьютерных технологий можно отразить в электронном портфолио.

Четвертый этап направлен на дополнительную работу с несовершеннолетними

Еще мною была спроектирована и реализована программа по формированию финансовой грамотности у детей младшего школьного и среднего школьного возраста «Юные экономисты», в которой мной используются видеоматериалы, презентации и онлайн-игры.

Мультфильмы и анимированные презентации хорошо встраиваются в эти виды занятий, поддерживая их. Мною используется серия мультфильмов «Смешарики. Уроки финансовой грамотности».

Общая продолжительность видеоматериалов не превышает 7 минут: мультфильмов – 3-4-х минут, короткометражных фильмов и анимированных презентаций – 5-7 минут. Все типы видеоматериалов (мультфильмы, короткометражные художественные фильмы, анимированные презентации) состоят из определенного количества относительно законченных, целостных фрагментов (сцен). В каждом фрагменте (сцене) раскрываются конкретные базовые понятия финансовой грамотности и решаются конкретные развивающие задачи.

Рассмотрим пример варианта использования анимированной презентации «История денег: от куниц до бумажных». Анимированная презентация посвящена истории денег. В ней описываются предпосылки возникновения денег, рассказывается об их истории – от древних ракушек каури до металлических монет, а от них – до современных бумажных банкнот; о золотом обеспечении банковских билетов и о последующем отказе от него. В презентации также рассматривается происхождение названий денежных единиц. Общая продолжительность презентации 6 минут. Её условно можно разделить на пять относительно самостоятельных и законченных фрагмента: «Трудный бартер», «Товарные деньги: история развития», «Металлические деньги», «Бумажные деньги» и «Что может служить деньгами?».

Мною также используется социальная онлайн-игра «Финзнайка 6+» освещает такие тематические блоки, как «Деньги», «Семейный бюджет», «Семья и государство», «Банки», «Валюта», «Бизнес». По каждой теме имеются различные типы заданий:

- ребус: по картинкам необходимо догадаться, какое слово загадано;

- кроссворд: необходимо ответить на поставленные вопросы и записать ответы в соответствующие клетки;

- задание на сопоставление: установление соответствия между какими-либо действиями и результатами этих действий, ситуациями и их последствиями, ролями, их правами и обязанностями;

- традиционные тесты и т.д.

Для детей также используем интерактивный мультипликационный сериал (12 серий) «Богатый бобренок» (URL: https://bobrenok.oc3.ru/). Мультфильм рассказывает и объясняет детям основы финансовой грамотности на простых и понятных житейских ситуациях, происходящих с «Богатым бобренком», на протяжении его жизни. При просмотре мультфильма происходит ветвление сюжета на основе выбора, сделанногоребенком. При этом ветвление сюжета происходит в моменты ключевых событий персонажа.

У воспитанников есть возможностью выбора развития сюжета каждой серии. Учитывая необычный формат сериала (интерактивное взаимодействие), возможно привлечение аудитории более старшего возраста.

Каждая из 12 серий сериала посвящена одному из ключевых вопросов финансовой грамотности, но реализована в понятной и доступной для детей форме. Педагог может выбрать для просмотра и обсуждения ту серию, которая соответствует теме занятия: Бизнес, Роль государства, Доходы и т.д.

На сайте размещены методические рекомендации по внедрению в социально-реабилитационный процесс интерактивного развлекательно-просветительского мультсериала «Богатый бобренок»

Таким образом, при использовании интерактивных технологий, а именно мультимидии в работе с детьми дошкольного и школьного возраста нами наблюдается положительная динамика в формировании эмоциональной, познавательной и личностной сферы, дети с удовольствием выполняли задания, обсуждали и делали выводы. Все выше сказанное позволяет констатировать об эффективности интерактивных игр и упражнений в работе педагога-психолога. При использовании современных компьютерных технологий, наша работа стала более продуктивной.

Список использованных источников:

1. Никитенко, С. Г. Интернет для психологов: ресурсы и технологии / С. Г. Никитенко. – М.: Школьные технологии, 2022. – 212 с.

2. Сонисус, О. Ф. Информационно-коммуникационные технологии как одно из средств психологического сопровождения школьников / О. Ф. Сонисус. – М.: Педагогика, 2020. – 115 с.

3. Чепкасова, Е. М. Использование новых информационных технологий в работе школьного психолога / Е. М. Чепкасова. – М.: Педагогика, 2020. – 267 с.