Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Виландене Н.В. УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ ПО КОЛЛЕКТИВНО СОСТАВЛЕННОМУ ПЛАНУ

Библиографическое описание:
Виландене Н.В. Урок развития речи. Изложение по коллективно составленному плану // Современная начальная школа. 2021. № 27. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/27.pdf.

Данный урок является программным уроком развития речи в курсе "Русский язык" в 3-м классе.

Изложение повествовательного текста «Кот и куры»

Цель: развитие умений передавать содержание текста по коллективно составленному плану.

Задачи: формировать умение анализировать текст (определять тип речи, тему, идею, деление на части); формировать умение выделять наиболее точные слова для выражения мысли; совершенствовать устную и письменную речь учащихся; обогащать их активный словарный запас; расширять кругозор детей; развивать память; воспитывать чувства взаимопомощи, товарищества

Ход урока:



Структура урока

Содержание

·

Орг. Момент и сообщение темы

-Сегодня мы пишем изложение по плану, который составим вместе.

- Для чего мы учимся писать изложение? (развивать память, грамотно говорить и излагать мысли устно и письменно, уметь пересказывать текст)

·

Подготовка к восприятию текста

Звучит музыка «Жил,да был чёрный кот..»

-Послушайте музыку и угадайте героя этой песни?

-О ком эта песня? (о коте)

-Считается, что кот создаёт в доме уют и тепло. -Придумайте, каким может быть кот. (нежный, ласковый, умный, хитрый, озорной, милый очаровательный, шкодливый)

-А каким же будет кот в тексте, который мы прочитаем?

·

Знакомство с текстом

(карточка 1)

Самостоятельное чтение текста детьми.

- Возьмите карточку № 1 и прочитайте внимательно текст. Отметьте слова, которые требуют объяснения на ваш взгляд.

- Какие слова в тексте показались сложными, непонятными?

Словарная работа: 1) Как вы понимаете значение слова благородный? (чтение в Толковом словаре)

2) Подберите синоним к слову «опасались. (боялись. остерегались).

Какой эпизод в тексте вызвал улыбку или смех?

-К какому виду относится текст? (повеств.)

·

Анализ текста и актуализация знаний

--Кто главный герой текста? (кот)

-Каким вы увидели кота в этом тексте? (смелым, справедливым, благородным. Желающим помочь хозяевам, умным)

-Почему кот рассердился на кур? (куры влезли на стол и стали склёвывать из тарелок кашу)

-Как он их наказал? (с победным криком прыгнул на стол, передней лапой бил петуха по спине)

-Как в этот момент повели себя куры? (с писком бросились удирать)

- Как чувствовал себя кот после победы? (хозяином, победителем, героем)

-В чём благородство поступка кота? (хотел помочь своим хозяевам)

- а что может подвигнуть животных на благородные поступки? (любовь и забота к животным)

-Какова тема текста? (о коте, который наказал кур)

-Какова идея текста? (Животные могут проявлять чувства, интеллект и осваивают самые невероятные умения. Они способны на самые невероятные поступки, которые помогают людям и дают возможность самоутвердится самому)

-Озаглавим текст. (Кот и куры. Благородный поступок)

-Что отразили в заголовке? Тему или главную мысль?

·

Повторное прочтение текста и составление плана. Пересказ по частям и совершенствование пересказа.

-Разделим текст на три части и составим план.

-Прочитайте 1часть. О чём в ней говорится? (о том, как куры забрались на стол)

-Как озаглавим 1ч.?

(Куры в саду) Запись в тетради и на доске.

Пересказ 1ч. (1 уч-ся)

-Прочитайте 2 ч.? О чём она? (как кот наказал кур)

-Как озаглавим 2ч.?

(Как кот наказал кур) Запись в тетради и на доске

Пересказ 2ч. (1 уч-ся)

-Прочитайте 3ч.

-О чём она? (о том как кот остался доволен своим поступком)

(озаглавим Кот – хозяин) Запись в тетради и на доске

Пересказ 3 ч. (1 уч-ся)

·

Физминутка



·

Орфографическая работа (карточка №2)

Дети вставляют пропущенные орфограммы в слова.

(проверка по карточке - подсказке)

·

Пересказ текста по плану в парах, с помощью опорных слов (карточка №3)

-Возьмите опорные слова. Перескажите текст в парах, используя опорные слова.

·

Повторное чтение текста

Чтение текста

·

Написание изложения

Письмо текста

·

Самопроверка.

-Проверьте изложение. Обратите внимание на последовательность действий, согласно плану, орфограммы в словах.

·

Итог и рефлексия

-Кто справился с поставленными

задачами и достиг желаемого

результата?