Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Турыгина Е.Н. ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Библиографическое описание:
Турыгина Е.Н. ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) // Современная начальная школа. 2023. № 1 (44). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/44.pdf.

С введением ФГОС результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, т.е. речь идёт о развитии у детей общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных).

Моя задача как педагога – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, научить детей учиться, т.е. сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают, на мой взгляд, групповые формы работы.

В рамках Образовательной системы «Школа России» на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы.

Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

Воспитательная ценность групповой работы заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Групповое обучение способствует развитию социально-значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Из опыта групповой работы замечено, что ученики лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Важно научить школьников учиться вместе. Чтобы новые знания открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы сообща. Важно, чтобы в команде каждый ее член усвоил учебную информацию, чтобы вся группа была заинтересована в этом.

Задачи групповой работы:

- Активизация познавательной деятельности;

- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;

- Развитие умений успешного общения, что способствует совершенствованию межличностных отношений в классе.

Задачи групповой работы решают проблему развития метапредметных УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Работа в группах наиболее эффективна при повторении и закреплении изученного материала. Групповые формы обучения можно использовать почти на всех уроках в начальной школе.

Групповые формы обучения рационально применять, когда материал доступен для групповой работы, учащиеся подготовлены к этой работе, имеются дидактические материалы для работы в группах. Работая над этой темой, я пришла к выводу: возрастает творческая и познавательная активность и самостоятельность учащихся. Характер взаимоотношений между детьми меняется. Класс становится сплоченней. Больше возможностей осуществлять индивидуальный подход к обучающимся. Ребята получают удовольствие от работы.

Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы.

Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:

§ по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;

§ содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, не совпадение позиций.

Одно из важных условий эффективной организации групповой работы — правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнер. Двух озорников объединять опасно. Если соединить детей по их желанию, то группы получаются разного уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе. Предлагаю несколько игр, которые я использую для комплектования групп.

«Волшебные карандаши»

Беру карандаши или фломастеры разных цветов и раздаю их ученикам. Те, кто достали карандаши одного цвета, работают в паре вместе.

«Поздравительная открытка», «Имена»

Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в классе. Для парной работы удобны обычные ряды, для групповой же работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников.

Применять групповую работу я начинаю с 1 класса.

Первый этап - сплочение группы.

Второй этап:

1. Необходимо учить детей сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий. Здесь можно использовать следующие приемы:

- в случае затруднения при ответе ученик сам вызывает себе помощника;

- для оценки своего ответа ученик сам назначает "учителя";

- организуются игры, развивающие умение слушать другого (например, "Снежный ком": первый ученик называет какое-либо слово (число), другой должен повторить это слово и назвать свое, третий повторяет оба слова, названные предыдущими учениками, и называет свое).

2. Необходимо научить тренироваться в парах (таблица сложения, умножения, устный счёт, взаимодиктанты, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Сначала эти упражнения могут быть такого вида:

- Договоритесь и раскрасьте варежки для Маши. Они должны быть одинаковы.

3. Обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их:

- Расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала.

Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них.

- Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответьте на них.

- Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу. Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.

Третий этап – это групповая работа. Прежде чем перейти к ней, мы с ребятами установили правила работы в группе:

§ Смотреть на собеседника при разговоре.

§ Говорить тихо, чтобы не мешать одноклассникам.

§ Говорить только по делу.

§ Внимательно слушать ответ.

§ Обращаться друг к другу по имени.

§ Полное внимание к однокласснику;

§ Серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

§ Терпимость, дружелюбие:

§ Никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Работу в парах можно организовать как при повторении, закреплении, так и при изучении нового материала, т.е. на любом этапе, на любом виде урока. Приведу примеры отдельных этапов урока, где я использую групповую работу, работу в парах:

Актуализация знаний.

Ребята обмениваются тетрадями и проверяют, например, таблицу умножения, правила. Изученный ранее материал рассказывают друг другу и т.д.

Изучение нового материала.

«Ловушка». Учитель дает несколько заданий, одно из которых выполнить не получается. Это нацеливает ребят на изучение нового материала.

Этап формирования и систематизации знаний.

«Блиц опрос». Группы задают вопросы друг другу по изученной теме.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. Работа в группе очень эффективная форма обучения.

Недостатки группового обучения:

- в группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая оценка для всех участников группы не будет отражать вклад определенного ученика;

- трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы;

- могут оказаться неодинаковыми по силе и группы в целом;

-учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном;

- сильные ученики нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях.

Всегда ли применима групповая форма работы на уроке?

Безусловно, нет. Прежде всего, для такой работы необходим определённый уровень интеллектуального развития, определённый уровень компетентности в учебном предмете, что позволит ученику справиться с поставленной задачей.

Хотелось бы дать несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы:

· нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

· групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;

· нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик) ;

· нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

Работая над данной темой, я пришла к выводу, что проведение занятий в групповой форме – это один из мощных педагогических инструментов, которыми должен пользоваться учитель.

Библиографический список:

1. Панченко Г.С. Технология групповой работы на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] – режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/10/30/tehnologiya-gruppovoy-raboty-na-urokah-v-nachalnoy-shkole

2. Носова И.В. Особенности работы в малых группах / Начальная школа плюс до и после – 2004 г.- № 5, стр. 69

3. Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя / Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997г.

4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / М., «Просвещение», 2011г