Высшая школа делового администрирования
Click to order
Публикации
2019 (№ 1-2)

Липская С.П. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Исследовательскую деятельность можно считать универсальным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий. Именно поэтому данная статья приобретает особую актуальность и является отчетом о проделанной четырехлетней работе по развитию интеллектуальной одарённости младших школьников. Вот уже более четырех лет мы со своими воспитанниками занимаемся исследовательской деятельностью. Среди наших учеников уже есть абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Первые шаги в науке», победители и призеры муниципального и регионального этапов конкурса «Я – исследователь», муниципального конкурса «Неделя науки», участники конкура исследовательских работ «БИО топ». В портфеле достижений исследовательские работы из различных отраслей знаний: физики, техники, истории, биологии, географии.

Невозможно не согласиться с А.Н. Колмогоровым, утверждающим, что «не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе». Постараемся рассказать о тех сложностях и проблемах, с которыми нам пришлось столкнуться в процессе выполнения исследовательских работ учащимися начальной школы и найденными нами путях их разрешения. Любое исследование воспринимается нами как основной фактор совершенствования интеллектуальной одаренности детей, влияющий на активизацию личностной позиции младшего школьника в образовательном процессе, своего рода «лакмусовая бумажка» и, если угодно «катализатор» этой детской одарённости.

1 проблема. Ярко выраженное наличие исследовательского интереса у большинства учеников начальной школы и несформированность у них исследовательских умений. Под исследовательскими умениями нами понимаются интеллектуальные, практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приёмов и методов исследования на доступном ученикам материале и соответствующие этапам учебного исследования:

· формулирование темы;

· формулирование цели и задач исследования;

· теоретические исследования;

· экспериментальные исследования;

· анализ и оформление научных исследований;

· внедрение и эффективность научных исследований;

· публичное представление работы [1, с. 70].

Нерешенность данной проблемы приводит к тому, что исследование выполняется либо самим учителем, либо родителями (что бывает чаще всего), либо завершается в самом начале исследования, так и не успев им стать, либо исследовательский интерес у ребенка утрачивается окончательно (самый негативный результат). Для того чтобы избежать данной проблемы, рекомендуем учителям начальных классов уже в первом классе вести в рамках внеурочной деятельности курс «Я – исследователь», разработанный профессорам А. И. Савенковым. Эта методика призвана помочь детям освоить первые навыки исследовательского поиска, научить «желаемое стать возможным».

2 проблема – мотивация. Для младшего школьника, началом исследования становится эмоциональное состояние, которое чаще всего характеризуется словосочетаниями «хочу узнать, как…», «хочу понять, почему…», «хочу выяснить, разобраться в…». Цепочка этапов исследовательской работы в этом случае выглядит так: проблема → изучение теории → сбор, анализ, обобщение своего материала → собственные выводы (новый интеллектуальный продукт).

Детей привлекает информация о наградах, но при этом познавательный мотив становится лишь инструментом для достижения данной цели. Роль учителя-наставника в такой ситуации усложняется. Ребенка надо убедить в непреходящей ценности результата его работы, его открытий и исследований. Получается такая линия: хочу получить награду → надо выбрать проблему, подходящую к теме конкурса → проблема → изучение теории → сбор, анализ, обобщение своего материала → новый интеллек-туальный продукт → награда (или – нет награды) [3, c. 14].

Вот в этом последнем «или» и кроется главная опасность для психики ребенка. Если результаты его многомесячной работы не оценены в той мере, на которую он рассчитывал, то можно ожидать разочарования. В планировании исследовательской работы очень важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Педагог строит работу так, чтобы ребенку самому хотелось заниматься каким-либо исследованием, чтобы это затронуло струны его души. Значит, с одной стороны, он может проявить себя, а с другой, он сам будет развиваться, почувствует важность своей деятельности, своего труда. Исследование и подразумевает именно такой подход к ребенку. В этом случае у ученика формируется внутренняя мотивация, умение подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции.

3 проблема – выбор темы исследования. Одна из проблем, с которой сталкивается педагог, решивший заниматься со своими детьми исследовательской деятельностью, – определение темы и поля исследования.

А.И Савенков утверждает, что началу исследования должна предшествовать «яркая вспышка» интереса [2, c. 84]. В идеале тема предлагается самим ребенком, но если такое не происходит, то тема исследования должна возникнуть из ситуации, предложенной педагогом в процессе работы над проектом, рассказанной притчи или сказки. Тема не может быть просто предложена ребенку, она должна вызвать его живой интерес и быть понятной, четко сформулированной и решаемой ребенком. После того как тема определена наступает этап погружения в исследование. На данном этапе ученик совместно с учителем определяют цели и задачи исследования, формулируют гипотезу (возможно, самую фантастическую), при этом важно помнить, что гипотеза в процессе исследования может не подтвердиться. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать фактам. В ходе разработки гипотезы происходит выработка целей и задач. Роль педагога заключается в процессе сопровождения.

4 проблема – сбор и анализ информации. Проблема может возникнуть в следующих случаях:

1. Отсутствие в образовательном учреждении необходимой литературы или иной «исследовательской базы», что, по мнению А.И. Савенкова, приводит «поверхностному решению проблемы», а это зачастую порождает «пустословие», что без сомнения, мешает развитию интеллектуальных и творческих способностей одарённого школьника.

2. Чрезмерная, на наш взгляд, увлеченность Интернетом. Зачастую этап сбора информации сводится к простому поиску ее во «всемирной паутине», а следующее за этим представление результатов поиска превращает исследовательскую работу в ученический реферат, при этом, как правило, сам «юный исследователь» смутно представляет себе то, о чем говорит.

Последнее время имеет место тот факт, что все исследование зачастую просто, «скачивается» педагогом из Интернета и затем подготовленному ученику предлагается продемонстрировать «исследование» на каком-либо конкурсе. Оставив в стороне этическую составляющую такого «исследования», отметим, что ни о каком творчестве здесь не может идти речи, а значит, мы имеем дело с ситуацией, в которой «меньше пользы, чем вреда». Избежать данных проблем возможно, если:

· точно знать, какая литература существует по теме исследования в различных источниках, разработать и предложить ребенку рекомендательный список литературы по теме исследования;

· научить ребенка пользоваться каталогами и каталожными карточками библиотек;

· учить работать в различных поисковых системах в Интернете.

5 проблема – подведение итогов. Оно должно быть ярким, запоминающимся событием в жизни класса. Это может быть выставка работ, поделок, демонстрация опытов, экспериментов, защита проектов, организация праздников, Дней науки, Дней открытых дверей, оформление фотоальбомов, плакатов, выпуск газет. Во время рефлексии дети осмысливают итоги проекта: чему научились, как достигли поставленной цели, анализируют причины успехов и неудач, обмениваются впечатлениями.

Библиографический список

1. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / под ред. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007. — 70 с.

2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: учеб. пособие. М.: Издательский дом Федоров Учебная литература, 2011. — 84 с.

3. Фестиваль педагогических идей «Первое сентября» [Электронный ресурс]. / Мотивация учебно-исследовательской деятельности учащихся – подростков – Режим доступа: http://festival.1september.ru – Дата доступа: 14.01.2013.3.

4. Бартенева Н. В., Дворникова О. Л. Научно-исследовательская работа учащихся // Преподавание истории в школе. 2005. – № 3. — 34 с.

Сведения об авторе

Липская Светлана Петровна, учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40», Россия, г. Старый Оскол.