Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Пономарева Д.В. РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Пономарева Дарья Валерьевна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 72

Библиографическое описание: Пономарева Д.В. Роль исследовательских проектов в воспитании младших школьников // Современная начальная школа. 2020. № 8. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/08.pdf.

Аннотация. Использование научно-исследовательских проектов в образовательной деятельности в начальной школе приводит к развитию личностных качеств, таких как: самостоятельность, инициативность, творческое мышление.

Ключевые слова: проекты, исследование, развитие, мышление, творчество.

Современная школа призвана решать задачи создания наиболее благоприятных условий для эффективного усвоения учащимися знаний, умений, навыков, развития их мышления, формирования у учащихся потребностей к самообразованию. Успех решения этих задач будет обеспечен в том случае, если их осуществление начнётся на младшей ступени обучения, то есть с первого класса. Учителя начальных классов хорошо знают как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным, и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают интереса у детей. Стимулирование познавательной активности - одна из составляющих современного урока.

Среди современных педагогических технологий, получивших широкое распространение в основной и начальной школе, особое место занимают ученическая научно-исследователь-ская работа, детско-взрослые исследовательские проекты. Обучение путём исследований в современном образовательном процессе является наиболее эффективным способом познания окружающего мира. Оно расширяет кругозор, дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Стимулирует развитие речи, развивает творческий потенциал. Помогает справиться со своими страхами, неуверенностью, стеснительностью. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов [2, 14].

Метод проектов рассматривается мною как способ организации педагогического процесса, обладающий рядом отличительных особенностей: предполагает взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей между собой и окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения, постепенно усложняющихся практических заданий по достижению поставленной цели и получению продукта совместной деятельности; обеспечивает единство и преемственность различных сторон образовательного процесса, межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков; предусматривает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности; служит средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановке задач и умений нестандартно решать проблему, воспитания таких качеств личности, как целенаправленность, изобретательность, настойчивость; включает формирование у детей навыков по организации и использованию рабочего пространства и времени, умений оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор; ориентирован на развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий [1, 39].

Использование проектов в образовательной деятельности, на мой взгляд, решает проблему воспитания разнообразных качеств ученика младшего школьного возраста.

В своей работе я активно использую проектно-исследовательскую деятельность. За учебный год мы с детьми создаем разные проекты о разнообразии природы («Красная книга Иркутской области»), об экономике родного края, путешествиях по странам («Музей путешествий»), о математических понятиях («Математическая сказка»), оформляем книжки-малышки с пословицами, поговорками и загадками о животных и т.д. Дети с большим интересом относятся к их созданию: сначала с энтузиазмом подбирают дополнительный материал, с моей помощью, а иногда и самостоятельно анализируют и перерабатывают его, творчески оформляют, создают красочные презентации, защищают их. По результатам работы проводятся итоговые выставки в классе и в школьной библиотеке. К созданию этих проектов активно подключаются и родители: особенно хотелось отметить их участие в совместных детско-родительских проектах для научно-исследовательских конференций. Два года подряд мои ученики вместе с родителями участвуют в школьных и городских конференциях проектно-исследовательских работ «Ступеньки открытий», «Самое доброе исследование», где представляют очень интересные проекты: «Цикличность модных тенденций в дизайне одежды», «Цветы – живые организмы», «Влияние занятий спортом на продолжительность жизни», «Сходство и различие планет Солнечной системы Марса и Венеры», «Вторая жизнь старых вещей», «Сходство и различие живой лисы и героя мультфильмов и сказок», «Есть ли вторая жизнь у мусора?», «Значение узоров в оформлении окон деревянной резьбой в России» и многие другие. За большинство работ были получены дипломы победителей на школьном и городском уровнях. Результатом этой работы стало то, что у детей расширился кругозор, улучшились исследовательские навыки, они стали лучше ориентироваться в тех темах, о которых шла речь в проектах, сформировалась самостоятельность, инициативность, а также привычка к публичным выступлениям.

По моему мнению, эта работа еще ценна тем, что готовит детей в дальнейшем к сдаче экзамена в старших классах на умение создавать и реализовывать разнообразные проекты. Поэтому необходимо вовлекать детей в проектно-исследовательскую деятельность с начальной школы.

Библиографический список

1. Кобзарева Т.А., Судак И.Г. Елиференко Т.В., Суслова Л.Н., Воропай И.Г. Организация исследовательской деятельсноти учащихся в условиях реализации ФГОС. Волгоград: Учитель, 2015. 167с.

2. Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Проекты. Волгоград: Учитель, 2017. 154 с.