Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Казанцев Д.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ (ЛОГИЧЕСКИХ) УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Библиографическое описание:
Казанцев Д.В. Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий у обучающихся посредством применения ТРИЗ-технологии во внеурочной деятельности и дополнительном образовании // Современная начальная школа. 2021. № 24. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/24.pdf.

В условиях смены образовательной парадигмы и вхождения России в мировое образовательное пространство произошла перестройка целевых установок определения образовательных результатов. В настоящее время цели образования – это не конкретная сумма знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик, а совокупность его личностных, социальных, когнитивных и коммуникативных компетенций. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий у обучающихся [5].

Теория формирования универсальных учебных действий, разработанная А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой и др., определяет универсальные учебные действия как совокупность обобщенных действий обучающегося и связанных с ними учебных умений, обеспечивающих способность субъектов самостоятельно приобретать новые знания, умения и компетенции, сознательно и активно присваивать новый социальный опыт, саморазвитие и самосовершенствование [1].

Среди всей совокупности универсальных учебных действий важную роль играют действия познавательного блока. Степень сформированности познавательных умений и компетенций влияет не только на эффективность обучения детей, но и на процесс их социализации и личностного развития в целом. В блоке познавательных УУД советский и российский психолог, публицист, доктор психологических наук А. Г. Асмолов различает:

1. Общеучебные универсальные действия (самоопределение и формулирование познавательных целей; поиск и отбор необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с использованием компьютерных технологий; структурирование знаний; сознательное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия над методами и условиями деятельности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и постановка задачи, самостоятельное создание алгоритмов решения творческих и поисковых задач).

2. Знаково-символические действия (моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, в которой выделяются сущностные характеристики объекта-пространственно-графические или знаково-символические; трансформация модели с целью выявления общих закономерностей, определяющих данную предметную область).

3. Логические универсальные действия (анализ объектов с целью выявления признаков (существенных и несущественных); синтез – создание целого из частей, включая самоподготовку с заполнением недостающих компонентов; выбор баз данных и критериев для сравнения, сериализации и классификации объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения творческих и поисковых задач) [1, c. 30-37].

Познавательные универсальные учебные действия, в том числе логические, играют важную роль в формировании младшего школьника и является помощником младшего школьника в учебной деятельности. Благодаря формированию познавательных УУД младшие школьники учатся самостоятельно находить информацию, отбирать и обрабатывать необходимые данные, хранить и применять информацию на практике. Период обучения в начальной школе особенно важен для начала формирования познавательных УУД, так как именно в это время человек учится, во-первых, думать о своем действии, а затем приступать к его осуществлению. Формирование познавательных УУД происходит во всем учебно-воспитательном процессе.

В период с 2019 по 2021 года в рамках организации внеурочной деятельности и дополнительного образования в МАОУ «Платошинская средняя школа», МАОУДО «ДЮЦ «Импульс» для формирования познавательных (логических) УУД активно применялась ТРИЗ-технология.

Особенностью организации занятий с применение ТРИЗ-технологии для формирования познавательных (логических) УУД является то, что в качестве методологической базы выступают методы нахождения новых идей, которые получили распространение в мире, доказав свою продуктивность в инженерной, дизайнерской, изобретательской и проектной деятельности. Эти методы адаптируются в соответствии с возрастом обучающихся и общеобразовательной подготовкой детей и дополняются интерактивными играми, практической, проектной деятельностью и др. Сущность технологии ТРИЗ в том, что новая информация даётся в основном в виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций, для решения которых требуются как знания школьных предметов, так и знание логической системы приёмов их решения [4].

Применяемая в МАОУ «Платошинская средняя школа» и МАОУДО «ДЮЦ «Импульс» ТРИЗ-технология во внеурочной деятельности и дополнительном образовании для формирования познавательных (логических) УУД на занятиях по робототехнике, базируются на следующих компонентах:

1. Решение открытых задач

На занятиях обучающиеся учатся решать задачи, в которых четко сформулировано условие, есть неизвестное и конкретный способ решения. В жизни, зачастую, все не так однозначно: приходится сталкиваться с информацией, которая может совсем не пригодиться для решения задачи, вариантов нахождения неизвестного может быть несколько и нужно выбрать самый подходящий, а ответ может быть совершенно не прогнозированный.

2. Формирование творческого воображения

Обучающийся овладевает конкретными приемами, помогающими развивать творческое, креативное мышление.

3. Преодоление психической инерции

Приступая к решению поставленной задачи, наша услужливая память сразу навязывает нам привычные отработанные стереотипы нахождения ответа. Именно это и принято называть психической инерцией. Преодоление психической инерцией на занятиях происходит за счет применения обучающимися методов развития творческого воображения, используемые в работе.

4. Развитие ассоциативного и системного мышления

Как это ни парадоксально, но именно ассоциации помогают делать открытия. Для развития ассоциативного мышления на занятиях обучающиеся, в первую очередь, учатся уходить от стереотипов и клише в сознании, далее расширяют сферу ассоциаций и на последнем этапе нужно работают над построением необходимых ассоциаций.

Диаграмма 1

Результаты уровня сформированности познавательных (логических) УУД по методике Л.Ф. Тихомировой



В течение 2019-2020 (1 класс), 2020-2021 (2 класс) учебных годов осуществлялась диагностика сформированности познавательных (логических) УУД младших школьников (20 человек) в МАОУ «Платошинская средняя школа» и МАОУДО «ДЮЦ «Импульс» по двум диагностикам.

Диагностика Л.Ф. Тихомировой направлена на исследование умения вдумчиво читать текст, проводить анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) [2]. Рассмотрим результаты по данной методике за рассматриваемый период.

На диаграмме 1 видно, что в исследуемой группе наблюдается увеличение количества обучающихся с хорошим и высоким уровнями сформированности познавательных (логических) УУД. Положительная динамика прослеживается и в уменьшении количества обучающихся с низким и достаточным уровнями.

В качестве второй диагностики использовалась методика «Сравнение понятий» [2]. Цель данной диагностики – установить уровень умения обучающихся сравнивать предметы, понятия. Результаты представлены на диаграмме 2.

Диаграмма 2

Результаты уровня сформированности познавательных (логических) УУД по методике «Сравнение понятий»



Полученные данные близки к результатам по методике Л.Ф. Тихомировой и отображают положительную динамику.

По результатам двух диагностик в рассматриваемой группе были выявлены различные уровни сформированности познавательных (логических) УУД, которые демонстрируют положительную динамику в уровнях сформированности познавательных (логических) УУД. Считаем, что продолжение использования ТРИЗ-технологии на занятиях по робототехнике во внеурочной деятельности и дополнительном образовании позволит достичь более значимых результатов в области формирования познавательных (логических) УУД.

Таким образом, систематическая работа по применению ТРИЗ-технологии при организации занятий по робототехнике в рамках реализации внеурочной деятельности и дополнительного образования в МАОУ «Платошинская средняя школа» и МАОУДО «ДЮЦ «Импульс», позволяет развить познавательные (логические) универсальные учебные действия у обучающихся начальных классов.

Литература

1. Асмолов, Ф.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителей / Ф. Г Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. - Москва: Просвещение, 2016. – 400 с.

2. Методика «Сравнение понятий» / Альманах психологических тестов – Москва. – 1995, – С. 134-135

3. Тихомирова, Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития. – 1997. – 240 с.

4. Три поколения ТРИЗ / Материалы ежегодной научно-практической конференции посвященной памяти Г.С. Альтшуллера – СПб.: РА ТРИЗ, РОО «ТРИЗ-Петербург». – 2018, – 92 с.

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа – http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения 01.08.2021).