Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФГОС

Куц Ирина Александровна
педагог-психолог
МАДОУ №10 «Березка»
ХМАО – Югра, город Радужный
Применение информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми дошкольного возраста в рамках ФГОС
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. В том числе и в детском саду, как в капле воды, отражаются те же самые изменения. Таким образом, и для нас педагоги - дошкольники, актуальным является идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводниками в мир новых технологий. Внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, интерактивных досок, цифровых видео- и фотокамер, программируемых игрушек и других подобных устройств, то есть всего того, что может представлять, широкие возможности для познавательного развития.
Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Современное общество, развивающееся на базе использования новых информационно-технических средств, предъявляет все большие требования к информатизации и в дошкольных образовательных учреждениях. Информационно-компьютерные технологии стали активно применяться в ДОУ. Нормативно-правовой базой для этого процесса является ряд нормативных документов.
В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” дошкольное образование является главной целью внедрения информационных технологий для создания единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители. Повысить качество образования в ДОУ через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационно – коммуникационных технологий. Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.
В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» отражены требования к условиям реализации Программы, которые включают: требования к психолого-педагогическим условиям; требования к кадровым условиям; требования материально-техническим условиям; требования к финансовым условиям; требования к развивающей предметно-пространственной среде.
В связи с рассматриваемой сегодня темой, мы обращаем внимание на два требования ФГОС ДО.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к современному педагогу и его профессиональной компетентности. В частности, к коммуникативной, предполагающей способность успешно выстраивать коммуникации в различных форматах: устной, визуальной, компьютерной, электронной.
В Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) » от 18 октября 2013 года определены требования к педагогам:
Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время организованной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. При использовании компьютерных технологий воспитатель, прежде всего, должен руководствоваться «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений» и «Гигиеническими требованиями к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы» емким, зрелищным и комфортным.
С детьми младшего возраста использовать, как игровую мотивацию, проблемную ситуацию и в конце занятия для подведения итога.
Для детей старшего дошкольного возраста используется больше слайдов, но с преобладанием других методических приёмов.
Для снижения утомляемости детей необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности, расстояние до экрана не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.
Области применения ИКТ педагогами ДОУ
На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике.
В нашем дошкольном учреждении педагоги активно используют в своей деятельности ИКТ. Можно выделить 4 основных области применения ИКТ:
1. Ведение документации.
В процессе образовательной деятельности педагоги нашего ДОУ составляют и оформляют календарные и перспективные планы, готовят материал для оформления родительского уголка, печатают характеристики детей для комиссии, оформляют табель посещаемости детей в Excel и т.д. Ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации.
Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации: оформление документации, подготовка портфолио.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога:
Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Современное образовательное пространство требует от педагога регулярного повышения своей квалификации. Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. При выборе таких курсов необходимо обратить внимание на наличие лицензии, на основании которой осуществляется образовательная деятельность. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.
Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей.
Бесспорно, важно использование ИКТ технологий и для ведения документации, и для более эффективного ведения методической работы, и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно-образовательного процесса.
3. Работа с родителями.
Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада. Важную роль в этом направлении также играет использование интерактивных технологий.
4. Воспитательно – образовательный процесс.
Основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно - образовательного процесса, который включает в себя:
- организацию организованной образовательной деятельности (ООД),
- организацию совместной образовательной деятельности (СОД - педагога и детей),
- реализацию проектов,
- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. И использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми.
Использование ИКТ позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Вывод: таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, которые открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы и имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
Источники:
Венгер А.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», М. 2001.
Горвиц Ю., Поздняк Л. «Кому работать с компьютером в детском саду» Дошкольное воспитание, 1991г., No5
Езопова С.А. Пред школьное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. -2007.-No6.-С.8-10.
Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений. – М., 2003
Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008.
Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000 г., No 11.
Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. No1155 г. Москва «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования».
Соколова Е.Б. «ИКТ приходит в садик».
Трунина В.Н. «Применение ИКТ в образовательной деятельности ДОУ».
Сентябрь 2021