Библиографическое описание:
Грибанова О.П. Нравственное воспитание младших школьников // Современная начальная школа. 2021. № 23. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/23.pdf.
Духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевым фактором модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения учащихся принадлежит начальной школе, поскольку, во-первых, ее деятельность, по сравнению с другими воспитательными институтами, носит более целенаправленный и целостный характер, и, во-вторых, именно в этом возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами. Именно младший школьный возраст называют «золотой порой» для формирования нравственных основ личности.
Младший школьник
· Осознает отношения между собой и окружающими;
· Осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива;
· Начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей;
· Начинает задумываться над своим «я»;
· Испытывает всплеск творческой активности.
Моральный облик ребенка формируется, прежде всего, в процессе разнообразной деятельности: в учении, труде, игре, в общественно полезной работе и в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Вместе с тем большое значение имеет систематическое нравственное просвещение детей, вооружение их знанием моральных норм и правил. Нравственные знания являются важной предпосылкой совершения правильных действий, формирования у школьников высоких мотивов поведения. Они помогают ребенку преодолеть ограниченность личного опыта, дают возможность ориентироваться в тех случаях, с которыми ему еще не приходилось встречаться, осознанно подходить к своим и чужим поступкам, к оценке и самооценке поведения.
В ходе нравственного просвещения младший школьник овладевает в определенной системе нравственными знаниями. Усвоение нравственных норм и правил – одно из главных условий формирования нравственного сознания в целом. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России охарактеризован современный воспитательный идеал.
Образ выпускника начальной школы складывается из нескольких взаимосвязанных компонентов, каждый из которых должен раскрываться с опорой на стойкие нравственные убеждения:
В целом духовно-нравственное воспитание должно осуществляться, ориентируясь на следующие педагогические подходы:
Аксиологический подход.
Национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей. Система ценностей определяет содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, как субъекта, способного к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм.
Системно-деятельностный подход.
1. Воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др.
2. Системно-деятельностный подход предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, круга общения, улицы), при ведущей роли образовательного учреждения, должна быть по возможности согласована.
Развивающий подход.
Все образовательное и воспитательное пространство должно развивать ребенка, формировать в нем новые социально востребованные качества
Перечисленные подходы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придает ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.
Родители, так же как и педагог, подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании младшего школьника. Пример – это возможная модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим.
Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни младшего школьника множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни, как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые в процессе общения младших школьников с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.
Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.
Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть – его нравственное самосознание.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание – это процесс постепенного расширения ценностно-смысловой сферы личности, осознанного восприятия и последовательного принятия ценностей:
· Семейной жизни
· Культурно-регионального сообщества
· Культуры своего народа
· Российской гражданской позиции
· Мирового сообщества.
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания:
· Принцип нравственного примера педагога
· Повышение педагогической культуры родителей
· Принцип социально-педагогического партнерства
· Непрерывного индивидуального личностного развития и обучающихся, и педагога
· Интегративности программ духовно-нравственного воспитания (единства учебной и внеучебной деятельности)
· Социальной востребованности воспитания как ответы на современные вызовы.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания:
Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Пути воспитательного воздействия:
· Этические беседы
· Классные часы
· Конкурсы
· Семейные выставки
· Устные журналы
· Кружки
· Секции
· Праздники с участием родителей
· Экскурсии
· Походы
· Интеллектуальные марафоны
· Фестивали
· Посещения музеев, театров
· Встречи с интересными людьми и т.д.
Выводы:
1. Во-первых, понимание и учет в работе всех источников нравственного опыта воспитанников: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.
2. Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.
3. В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.
Примерный перечень мероприятий по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников на ступени начального общего образования
Направления деятельности
Перечень мероприятий
Форма организации обучения
Воспитание гражданственности, патриотизма,
уважения к правам, свободам и
обязанностям человека
Урочная деятельность
Беседы, сочинения, написание писем, изготовление открыток, монтаж, праздник и др.
Тематические беседы, доклады, проектные работы, изготовление памятки по технике безопасности, правила рабочего человека, изучение народного фольклора, выставка творческих работ учащихся, презентация и дт.
Внеурочная деятельность
Модульный интегрированный курс «Я гражданин Великой страны»
День согласия и примирения.
День прав человека.
День международной толерантности.
День гражданской авиации.
День космонавтики.
День моряка-подводника.
Литературные чтения.
Литературно-поэтический конкурс «Поколение мира без войны».
Конкурс «Какой бы я поставил памятник герою войны».
Конкурс военно-патриотической песни.
Классные часы «О Великой победе над фашизмом», «Служу России», «Герои наших дней», «Герб, флаг, гимн России».
КВН «Бой кораблей».
Уроки мужества.
Тематические беседы, беседы по книгам, чтение книг, просмотр документальных и художественных фильмов, обсуждение по прочитанному, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, викторины, изготовление плакатов, стенгазет, написание сочинений, оформление стендов, проекты, презентация и др.
Внешкольная деятельность
Встреча с сотрудниками ГИБДД, пожарной части. Экскурсии «Музеи города Улан-Удэ». Экскурсии на предприятия, где работают родители учащихся.
Тематические беседы, просмотр документальных фильмов, рекомендации для учащихся
Работа с родителями
Заседание клуба Отцов.
Беседы:
«Как правильно воспитать сына/ дочь»
Помощь в организации экскурсий.
Консультации для родителей.
Цикл тематических бесед.
Профориентационная работа
Работа с социальными партнерами
Совместные мероприятия с родителями, представителями культурных центров, музеев и театров, муниципальных советов, центров внешкольной работы, экскурсионных бюро и т.д. на базе гимназии и на выездных площадках района, города, республики
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Урочная деятельность
Беседы, экскурсии на природу, экспериментальная работа, изготовление кассы букв и цифр, практическая работа, решение проектных задач, тематическая выставка, стенгазета для мам и бабушек, написание сочинений, составление словаря вежливых слов и др.
Внеурочная деятельность
Модульно-интегрированный курс «Воспитание сердца»
День матери.
День согласия и примирения.
День международной толерантности.
Дни исторического и культурного наследия.
Отношения между мальчиками и девочками.
Этика отношений в коллективе.
Школа вежливости «Мой класс – мои друзья – игра». День славянской письменности.
Профилактика «Что я знаю о наркотиках», «Как избежать беды».
Тематические беседы, сюжетно-ролевые игры, этическая грамматика, этические диалоги, проекты, праздники, дискуссии, презентация, деловая игра и др.
Внешкольная деятельность
Помощь птицам.
Участие в акции «Школьный набат», Неделя Добра.
Посещение детей, проживающих в детском доме с концертом, подарками.
Выезд в детский сад агитбригады по правилам ПДД.
Экскурсии, изготовление кормушек, концерт, изготовление своими руками подарков, листовок по ПДД и др.
Работа с родителями
Беседы по классам:
«Межличностные отношения в коллективе»
«Эмоциональный климат в семье, его влияние на развитие младшего школьника».
Семейные праздники. Конкурс семейных альбомов.
Акция «Дети на дороге – учитель в тревоге».
Помощь в организации экскурсий. Консультации для родителей. Цикл тематических бесед.
Участие в концертах.
Организация праздников.
Проектные дни.
Сотрудничество с ГИБДД по предупреждению ДТТ и Школьным ТV.
Распространение листовок и вымпелов среди родителей гимназии.
Работа с социальными партнерами
Совместные мероприятия с родителями, представителями культурных центров, музеев и театров, муниципальных советов, центров внешкольной работы, экскурсионных бюро и т.д. на базе гимназии и на выездных площадках района, города, республики
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Урочная деятельность
Беседы о труде, ценности учения, общественно полезный труд, тематические беседы, доклады, проектные работы, изготовление памятки по технике безопасности, правила рабочего человека, изучение народного фольклора, выставка творческих работ учащихся, презентация и дт.
Внеурочная деятельность
Модульно-интегрированный курс «Самоделкины»
День хлеба.
Забота о зелёных насаждениях.
Десант чистоты и здоровья.
Пересадка комнатных растений.
Самоделкины поделки.
Весёлые самоделки: мастерим кормушки, изготавливаем снежинки, подарок маме своими руками, ёлочные игрушки.
Изготовление сувениров.
Игра «Все работы хороши».
Субботники, чтение пословиц о труде.
Дежурство по школе, классу.
Уход за растениями.
Уборка в шкафчиках.
Конкурс рисунка, посвященного труду. Циклы бесед. Стенгазеты. Игры. Чтение стихов, пословиц и рассказов о труде. Конкурсы.
Помощь в подготовке к различным мероприятиям.
Внешкольная деятельность
Десант чистоты и здоровья.
Десанты.
«Скорая помощь» на дому (занятия для детей, которые пропустили уроки по уважительной причине).
Уборка территории вокруг школы. Помощь пожилым.
Организация занятий
Работа с родителями
Беседы по классам:
«Воспитание сознательной дисциплины».
«Игра и игрушки в жизни детей школьного возраста»
Помощь в организации экскурсий. Консультации для родителей. Цикл тематических бесед.
Профориентационная работа.
Праздник профессий родителей.
Презентация.
Работа с социальными партнерами
Совместные мероприятия с родителями, представителями культурных центров, музеев и театров, муниципальных советов, центров внешкольной работы, экскурсионных бюро и т.д. на базе гимназии и на выездных площадках района, города, республики
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Урочная деятельность
Тематические беседы, выставка творческих работ учащихся, составление режима дня учащихся, плана работы на каникулах, экскурсии в музей, на природу, закаливание, зарядка и др.
Внеурочная деятельность
Модульно-интегрированный курс «Здоровей-ка»
Дни здоровья. Уроки здоровья. Часы здоровья. Весёлые старты.
Операция «Здоровые зубы».
Тренинги: «Тренируем мозг», «Вспоминаем пословицы и поговорки о спорте и здоровье», «Угадай слово».
Соревнования по разным видам спорта. Спортивные эстафеты, физкультминутки, прогулки. Игры на свежем воздухе. Тематические беседы, диспуты, тренинги. Встреча со стоматологом.
Внешкольная деятельность
Экскурсии на природу.
Беседы по предупреждению травматизма, личной гигиены
Работа с родителями
Беседы по классам:
«Особенности физического, психологического развития в младшем школьном возрасте».
«Трудности младшего школьного возраста».
«Опасности, подстерегающие младшего школьника».
«Как помочь ребёнку стать внимательным».
«Средства закаливания детей младшего школьного возраста».
Беседы о пользе прививок для детей.
Изготовление тренажеров-ковриков для профилактики и лечению плоскостопия (из пуговиц разных размеров).
Беседы с родителями о поведении детей на прогулке, о режиме дня, о питании ребёнка, помощь в организации экскурсий, беседы о гигиенических требованиях к внешнему виду гимназиста.
Помощь в организации экскурсий. Консультации для родителей. Цикл тематических бесед. Лектории на родительских собраниях.
Спортивно-оздоровительные соревнования.
Работа с социальными партнерами
Совместные мероприятия с родителями, муниципальных советов, центров внешкольной работы, экскурсионных бюро и т.д. на базе гимназии и на выездных площадках района, города, республики.
Сотрудничество с медицинскими работниками, медицинскими учреждениями по профилактике заболеваемости.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Урочная деятельность
Тематические беседы, исследовательская работа¸ решение проектных задач, экологические акции, экологическая тропа, экскурсии в музей Природы и Этнографический музей, изготовление экологических «запрещающих знаков» и др.
Внеурочная деятельность
Модульно-интегрированный курс «Юные экологи»
День птиц.
Уроки по экологии.
Классный час: «Мой город», «Операция цветик-семицветик».
Для чего нужен чистый воздух?
Диспуты, тематические беседы. Чтение журнала «Экология и мы». Конкурс рисунков и плакатов. Выпуск книжек-малышек по экологии.
Сочинения «Мой край».
Уход за классными растениями. Наблюдения.
Школьный тематический стенд «Экология и мы».
Выставки творческих работ. Рефераты по экологии.
Внешкольная деятельность
Экскурсии в музей Природы. Экскурсия по школьному саду. Экскурсия по городу.
Помощь птицам, беседы.
Работа с родителями
Участие в субботниках, экологических акциях.
Выезд в лес на день здоровья.
Беседы:
«Правила поведения на природе»
«Экология и наши дети»
Помощь в организации экскурсий. Консультации для родителей. Цикл тематических бесед.
Участие в совместных акциях.
Работа с социальными партнерами
Совместные мероприятия с родителями, представителями культурных центров, музеев и театров, муниципальных советов, центров внешкольной работы, экскурсионных бюро и т.д. на базе гимназии и на выездных площадках района, города, республики
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Урочная деятельность
Тематические беседы, иллюстрации по прочитанному, изучение народных промыслов, пословицы, поговорки, организация творческой выставки учащихся и др.
Внеурочная деятельность
Модульно-интегрированный курс «Мир красоты и гармонии»
День знаний.
День учителя.
День гимназиста.
Новый год.
КВН.
День защитника Отечества.
Спектакли.
Праздничный концерт, посвящённый 8 марта.
Масленица.
Концерт для родителей.
Урок – сказки.
Конкурс чтецов.
Участие в конкурсе «Звёзды школы».
Последний звонок.
Выпускной.
Выставки декоративно-прикладного творчества. Оформление тематических стендов.
Конкурс творческих работ.
Альбомы известных художников.
Презентация.
Исследовательская работа.
Внешкольная деятельность
Участие в конкурсах.
Работа с родителями
Участие в проекте.
Помощь в организации экскурсий. Консультации для родителей. Цикл тематических бесед.
Помощь в изготовлении журнала.
Работа с социальными партнерами
Совместные мероприятия с родителями, представителями культурных центров, музеев и театров, муниципальных советов, центров внешкольной работы, экскурсионных бюро и т.д. на базе гимназии и на выездных площадках района, города, республики
Список литературы:
1. Белоусова Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. М., 2011.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2014.
3. Духовно-нравственное воспитание учащихся в современных социокультурных условиях: учебно-методическое пособие/ под редакцией Матвеева Н.С., Гудкова Т.В., Алтыникова Н.В. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014.
4. Иванова И. М. Проектирование воспитательной системы «Становление личности ребенка в начальной школе» // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1.
Грибанова О.П. Нравственное воспитание младших школьников // Современная начальная школа. 2021. № 23. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/23.pdf.
Духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевым фактором модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения учащихся принадлежит начальной школе, поскольку, во-первых, ее деятельность, по сравнению с другими воспитательными институтами, носит более целенаправленный и целостный характер, и, во-вторых, именно в этом возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами. Именно младший школьный возраст называют «золотой порой» для формирования нравственных основ личности.
Младший школьник
· Осознает отношения между собой и окружающими;
· Осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива;
· Начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей;
· Начинает задумываться над своим «я»;
· Испытывает всплеск творческой активности.
Моральный облик ребенка формируется, прежде всего, в процессе разнообразной деятельности: в учении, труде, игре, в общественно полезной работе и в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Вместе с тем большое значение имеет систематическое нравственное просвещение детей, вооружение их знанием моральных норм и правил. Нравственные знания являются важной предпосылкой совершения правильных действий, формирования у школьников высоких мотивов поведения. Они помогают ребенку преодолеть ограниченность личного опыта, дают возможность ориентироваться в тех случаях, с которыми ему еще не приходилось встречаться, осознанно подходить к своим и чужим поступкам, к оценке и самооценке поведения.
В ходе нравственного просвещения младший школьник овладевает в определенной системе нравственными знаниями. Усвоение нравственных норм и правил – одно из главных условий формирования нравственного сознания в целом. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России охарактеризован современный воспитательный идеал.
Образ выпускника начальной школы складывается из нескольких взаимосвязанных компонентов, каждый из которых должен раскрываться с опорой на стойкие нравственные убеждения:
В целом духовно-нравственное воспитание должно осуществляться, ориентируясь на следующие педагогические подходы:
Аксиологический подход.
Национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей. Система ценностей определяет содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, как субъекта, способного к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм.
Системно-деятельностный подход.
1. Воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др.
2. Системно-деятельностный подход предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, круга общения, улицы), при ведущей роли образовательного учреждения, должна быть по возможности согласована.
Развивающий подход.
Все образовательное и воспитательное пространство должно развивать ребенка, формировать в нем новые социально востребованные качества
Перечисленные подходы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придает ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.
Родители, так же как и педагог, подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании младшего школьника. Пример – это возможная модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим.
Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни младшего школьника множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни, как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые в процессе общения младших школьников с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.
Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.
Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть – его нравственное самосознание.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание – это процесс постепенного расширения ценностно-смысловой сферы личности, осознанного восприятия и последовательного принятия ценностей:
· Семейной жизни
· Культурно-регионального сообщества
· Культуры своего народа
· Российской гражданской позиции
· Мирового сообщества.
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания:
· Принцип нравственного примера педагога
· Повышение педагогической культуры родителей
· Принцип социально-педагогического партнерства
· Непрерывного индивидуального личностного развития и обучающихся, и педагога
· Интегративности программ духовно-нравственного воспитания (единства учебной и внеучебной деятельности)
· Социальной востребованности воспитания как ответы на современные вызовы.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания:
Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Пути воспитательного воздействия:
· Этические беседы
· Классные часы
· Конкурсы
· Семейные выставки
· Устные журналы
· Кружки
· Секции
· Праздники с участием родителей
· Экскурсии
· Походы
· Интеллектуальные марафоны
· Фестивали
· Посещения музеев, театров
· Встречи с интересными людьми и т.д.
Выводы:
1. Во-первых, понимание и учет в работе всех источников нравственного опыта воспитанников: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.
2. Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.
3. В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.
Примерный перечень мероприятий по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников на ступени начального общего образования
Направления деятельности
Перечень мероприятий
Форма организации обучения
Воспитание гражданственности, патриотизма,
уважения к правам, свободам и
обязанностям человека
Урочная деятельность
Беседы, сочинения, написание писем, изготовление открыток, монтаж, праздник и др.
Тематические беседы, доклады, проектные работы, изготовление памятки по технике безопасности, правила рабочего человека, изучение народного фольклора, выставка творческих работ учащихся, презентация и дт.
Внеурочная деятельность
Модульный интегрированный курс «Я гражданин Великой страны»
День согласия и примирения.
День прав человека.
День международной толерантности.
День гражданской авиации.
День космонавтики.
День моряка-подводника.
Литературные чтения.
Литературно-поэтический конкурс «Поколение мира без войны».
Конкурс «Какой бы я поставил памятник герою войны».
Конкурс военно-патриотической песни.
Классные часы «О Великой победе над фашизмом», «Служу России», «Герои наших дней», «Герб, флаг, гимн России».
КВН «Бой кораблей».
Уроки мужества.
Тематические беседы, беседы по книгам, чтение книг, просмотр документальных и художественных фильмов, обсуждение по прочитанному, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, викторины, изготовление плакатов, стенгазет, написание сочинений, оформление стендов, проекты, презентация и др.
Внешкольная деятельность
Встреча с сотрудниками ГИБДД, пожарной части. Экскурсии «Музеи города Улан-Удэ». Экскурсии на предприятия, где работают родители учащихся.
Тематические беседы, просмотр документальных фильмов, рекомендации для учащихся
Работа с родителями
Заседание клуба Отцов.
Беседы:
«Как правильно воспитать сына/ дочь»
Помощь в организации экскурсий.
Консультации для родителей.
Цикл тематических бесед.
Профориентационная работа
Работа с социальными партнерами
Совместные мероприятия с родителями, представителями культурных центров, музеев и театров, муниципальных советов, центров внешкольной работы, экскурсионных бюро и т.д. на базе гимназии и на выездных площадках района, города, республики
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Урочная деятельность
Беседы, экскурсии на природу, экспериментальная работа, изготовление кассы букв и цифр, практическая работа, решение проектных задач, тематическая выставка, стенгазета для мам и бабушек, написание сочинений, составление словаря вежливых слов и др.
Внеурочная деятельность
Модульно-интегрированный курс «Воспитание сердца»
День матери.
День согласия и примирения.
День международной толерантности.
Дни исторического и культурного наследия.
Отношения между мальчиками и девочками.
Этика отношений в коллективе.
Школа вежливости «Мой класс – мои друзья – игра». День славянской письменности.
Профилактика «Что я знаю о наркотиках», «Как избежать беды».
Тематические беседы, сюжетно-ролевые игры, этическая грамматика, этические диалоги, проекты, праздники, дискуссии, презентация, деловая игра и др.
Внешкольная деятельность
Помощь птицам.
Участие в акции «Школьный набат», Неделя Добра.
Посещение детей, проживающих в детском доме с концертом, подарками.
Выезд в детский сад агитбригады по правилам ПДД.
Экскурсии, изготовление кормушек, концерт, изготовление своими руками подарков, листовок по ПДД и др.
Работа с родителями
Беседы по классам:
«Межличностные отношения в коллективе»
«Эмоциональный климат в семье, его влияние на развитие младшего школьника».
Семейные праздники. Конкурс семейных альбомов.
Акция «Дети на дороге – учитель в тревоге».
Помощь в организации экскурсий. Консультации для родителей. Цикл тематических бесед.
Участие в концертах.
Организация праздников.
Проектные дни.
Сотрудничество с ГИБДД по предупреждению ДТТ и Школьным ТV.
Распространение листовок и вымпелов среди родителей гимназии.
Работа с социальными партнерами
Совместные мероприятия с родителями, представителями культурных центров, музеев и театров, муниципальных советов, центров внешкольной работы, экскурсионных бюро и т.д. на базе гимназии и на выездных площадках района, города, республики
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Урочная деятельность
Беседы о труде, ценности учения, общественно полезный труд, тематические беседы, доклады, проектные работы, изготовление памятки по технике безопасности, правила рабочего человека, изучение народного фольклора, выставка творческих работ учащихся, презентация и дт.
Внеурочная деятельность
Модульно-интегрированный курс «Самоделкины»
День хлеба.
Забота о зелёных насаждениях.
Десант чистоты и здоровья.
Пересадка комнатных растений.
Самоделкины поделки.
Весёлые самоделки: мастерим кормушки, изготавливаем снежинки, подарок маме своими руками, ёлочные игрушки.
Изготовление сувениров.
Игра «Все работы хороши».
Субботники, чтение пословиц о труде.
Дежурство по школе, классу.
Уход за растениями.
Уборка в шкафчиках.
Конкурс рисунка, посвященного труду. Циклы бесед. Стенгазеты. Игры. Чтение стихов, пословиц и рассказов о труде. Конкурсы.
Помощь в подготовке к различным мероприятиям.
Внешкольная деятельность
Десант чистоты и здоровья.
Десанты.
«Скорая помощь» на дому (занятия для детей, которые пропустили уроки по уважительной причине).
Уборка территории вокруг школы. Помощь пожилым.
Организация занятий
Работа с родителями
Беседы по классам:
«Воспитание сознательной дисциплины».
«Игра и игрушки в жизни детей школьного возраста»
Помощь в организации экскурсий. Консультации для родителей. Цикл тематических бесед.
Профориентационная работа.
Праздник профессий родителей.
Презентация.
Работа с социальными партнерами
Совместные мероприятия с родителями, представителями культурных центров, музеев и театров, муниципальных советов, центров внешкольной работы, экскурсионных бюро и т.д. на базе гимназии и на выездных площадках района, города, республики
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Урочная деятельность
Тематические беседы, выставка творческих работ учащихся, составление режима дня учащихся, плана работы на каникулах, экскурсии в музей, на природу, закаливание, зарядка и др.
Внеурочная деятельность
Модульно-интегрированный курс «Здоровей-ка»
Дни здоровья. Уроки здоровья. Часы здоровья. Весёлые старты.
Операция «Здоровые зубы».
Тренинги: «Тренируем мозг», «Вспоминаем пословицы и поговорки о спорте и здоровье», «Угадай слово».
Соревнования по разным видам спорта. Спортивные эстафеты, физкультминутки, прогулки. Игры на свежем воздухе. Тематические беседы, диспуты, тренинги. Встреча со стоматологом.
Внешкольная деятельность
Экскурсии на природу.
Беседы по предупреждению травматизма, личной гигиены
Работа с родителями
Беседы по классам:
«Особенности физического, психологического развития в младшем школьном возрасте».
«Трудности младшего школьного возраста».
«Опасности, подстерегающие младшего школьника».
«Как помочь ребёнку стать внимательным».
«Средства закаливания детей младшего школьного возраста».
Беседы о пользе прививок для детей.
Изготовление тренажеров-ковриков для профилактики и лечению плоскостопия (из пуговиц разных размеров).
Беседы с родителями о поведении детей на прогулке, о режиме дня, о питании ребёнка, помощь в организации экскурсий, беседы о гигиенических требованиях к внешнему виду гимназиста.
Помощь в организации экскурсий. Консультации для родителей. Цикл тематических бесед. Лектории на родительских собраниях.
Спортивно-оздоровительные соревнования.
Работа с социальными партнерами
Совместные мероприятия с родителями, муниципальных советов, центров внешкольной работы, экскурсионных бюро и т.д. на базе гимназии и на выездных площадках района, города, республики.
Сотрудничество с медицинскими работниками, медицинскими учреждениями по профилактике заболеваемости.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Урочная деятельность
Тематические беседы, исследовательская работа¸ решение проектных задач, экологические акции, экологическая тропа, экскурсии в музей Природы и Этнографический музей, изготовление экологических «запрещающих знаков» и др.
Внеурочная деятельность
Модульно-интегрированный курс «Юные экологи»
День птиц.
Уроки по экологии.
Классный час: «Мой город», «Операция цветик-семицветик».
Для чего нужен чистый воздух?
Диспуты, тематические беседы. Чтение журнала «Экология и мы». Конкурс рисунков и плакатов. Выпуск книжек-малышек по экологии.
Сочинения «Мой край».
Уход за классными растениями. Наблюдения.
Школьный тематический стенд «Экология и мы».
Выставки творческих работ. Рефераты по экологии.
Внешкольная деятельность
Экскурсии в музей Природы. Экскурсия по школьному саду. Экскурсия по городу.
Помощь птицам, беседы.
Работа с родителями
Участие в субботниках, экологических акциях.
Выезд в лес на день здоровья.
Беседы:
«Правила поведения на природе»
«Экология и наши дети»
Помощь в организации экскурсий. Консультации для родителей. Цикл тематических бесед.
Участие в совместных акциях.
Работа с социальными партнерами
Совместные мероприятия с родителями, представителями культурных центров, музеев и театров, муниципальных советов, центров внешкольной работы, экскурсионных бюро и т.д. на базе гимназии и на выездных площадках района, города, республики
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Урочная деятельность
Тематические беседы, иллюстрации по прочитанному, изучение народных промыслов, пословицы, поговорки, организация творческой выставки учащихся и др.
Внеурочная деятельность
Модульно-интегрированный курс «Мир красоты и гармонии»
День знаний.
День учителя.
День гимназиста.
Новый год.
КВН.
День защитника Отечества.
Спектакли.
Праздничный концерт, посвящённый 8 марта.
Масленица.
Концерт для родителей.
Урок – сказки.
Конкурс чтецов.
Участие в конкурсе «Звёзды школы».
Последний звонок.
Выпускной.
Выставки декоративно-прикладного творчества. Оформление тематических стендов.
Конкурс творческих работ.
Альбомы известных художников.
Презентация.
Исследовательская работа.
Внешкольная деятельность
Участие в конкурсах.
Работа с родителями
Участие в проекте.
Помощь в организации экскурсий. Консультации для родителей. Цикл тематических бесед.
Помощь в изготовлении журнала.
Работа с социальными партнерами
Совместные мероприятия с родителями, представителями культурных центров, музеев и театров, муниципальных советов, центров внешкольной работы, экскурсионных бюро и т.д. на базе гимназии и на выездных площадках района, города, республики
Список литературы:
1. Белоусова Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. М., 2011.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2014.
3. Духовно-нравственное воспитание учащихся в современных социокультурных условиях: учебно-методическое пособие/ под редакцией Матвеева Н.С., Гудкова Т.В., Алтыникова Н.В. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014.
4. Иванова И. М. Проектирование воспитательной системы «Становление личности ребенка в начальной школе» // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1.