Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Тарасова Т.В. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮ-ЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Библиографическое описание:
Тарасова Т.В. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮ-ЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современная начальная школа. 2023. № 10 (53). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/53.pdf.

В современном мире без элементарной финансовой грамотности уже не обойтись даже ребенку. Все чаще можно встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные монетки и определить хватит ли им денег на всё, что очень хочется купить в данный момент. Уже первоклассникам многие родители дают карманные деньги, но при этом отмечают, что дети не умеют правильно их расходовать и не знают им цену. Недостаток воспитания финансовой грамотности нередко проявляется в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к своим вещам. Поскольку большинство детей в наше время рано включаются в экономическую жизнь семьи и сталкиваются с финансами на бытовом уровне, необходимо уже в начальной школе знакомить детей с азбукой финансовой грамотности и учить обращению с деньгами.

Обращаясь к «Банковской энциклопедии», финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.

Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества.

Качества, присущие финансово грамотному гражданину:

Следить за состоянием личных финансов; планировать свои доходы и расходы; формировать долгосрочные сбережения и финансовую "подушку безопасности" для непредвиденных обстоятельств; иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию; рационально выбирать финансовые услуги; жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним; знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг; быть способным распознавать признаки финансового мошенничества; знать о рисках на рынке финансовых услуг; знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика; вести финансовую подготовку к жизни на пенсии. В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности.

Данный учебный комплекс рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математика, русский язык и литературное чтение, технология. Так, включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Окружающий мир» возможно в следующие темы: «Моя семья» (Что нужно семье), «Зачем нужны автомобили» (Сколько стоит автомобиль), «Опасные незнакомцы» (Кто такие мошенники), «Опасные места» (Когда рискуешь деньгами), «Что такое экономика и для чего она нужна» (Как разумно делать покупки), «Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения), «Что такое деньги» (Из истории денег, денежные единицы, способы обмена товара), «Путешествия по городам и странам» (Деньги в разных странах), «Человек и информация» (Где можно делать покупки), «Путешествие по России» (Как пользоваться банковской картой) и другие темы.

С сентября 2023 г в учебном плане в части, формируемой участниками образовательных отношений, появился час на предмет «Секреты финансовой грамотности». При проведении уроков финансовой грамотности используются учебники Н. Г. Калашниковой, Е. М. Белоруковой и Е. Н. Жаркова. Учебник состоит из серии небольших рассказов, каждый из которых содержит финансовый аспект. Вопросы для обсуждения и система заданий помогают младшим школьникам усвоить материал. В пособии используются сквозные персонажи, которые попадают в различные ситуации, встречающиеся в жизни детей. В учебнике есть материал в виде схем, графиков, таблиц, диаграмм и заданий для развития проектных и исследовательских умений. Поскольку еще не накоплено большого опыта обучения финансовой грамотности в нашей стране, то, следовательно, дается большая свобода в выборе методики обучения.

Но при этом надо учитывать обязательные основные принципы преподавания финансовой грамотности: обучающиеся выступают в качестве субъекта деятельности (учебной, практической), обучающиеся вводятся в проблемные финансовые ситуации, обучающиеся включаются в решение практических финансовых задач. Учитель выступает в роли организатора учебной деятельности, в роли финансового консультанта, эксперта. Преимущественно используются интерактивные формы занятий. Коллективная и групповая учебная и практическая деятельность должна быть подкреплена индивидуальной самостоятельной учебной и практической деятельностью.

Основные педагогические технологии: модульная и игровая.

В модульной технологии обучения учебный материал разбит на модули; каждый модуль объединен общим содержанием и практической задачей или группой практических задач; изучение учебного материала имеет логическое начало – проблему в области личных финансов и логическое завершение – решение проблемы (или группы проблем, освоение способа решения подобного рода проблем); завершение изучение модуля может проходить в различных формах презентации учебных достижений.

В игровой технологии учебная игра по финансовой грамотности – это игра, в которой моделируются ситуации в сфере личных финансов и взаимоотношений людей с финансовыми, государственными и иными организациями с целью формирования или развития у игрока финансовых компетенций.

Виды учебных игр:

По характеру педагогической деятельности и ее целям:

1) Обучающие (например, оформление договора вклада)

2) Тренинговые (например, выбор страховой компании)

3) Обобщающие (например, разработка долгосрочного финансового плана)

4) Контролирующие (например, презентация проектов собственного бизнеса)

По игровой технологии:

1) Настольные (например, игра «Не в деньгах счастье»)

2) Интеллектуальные соревнования

3) Предметно-знаниевые (например, «Что? Где? Когда?»)

4) УУД-ые (например, коммуникативные бои)

5) Деловые (разработка идеальной модели пенсионной системы)

6) Имитационно-ролевые (взаимодействие с различными финансовыми организациями в меняющихся условиях)

7) Станционные

По формату взаимодействия игроков:

1) Офлайн

2) Онлайн

3) С использованием мультимедийного оборудования

Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств (способов деятельности) и умений.

Например: представьте, что вы уже окончили институт, начали работать и хотели бы купить свое жилье. Но у вас в наличии только 200 тыс. р. Квартира, которую вы присмотрели, стоит 2 млн р. Что будете делать, чтобы решить данную проблему без обращения к родителям и друзьям, самостоятельно?

Для решения какой-то практической или реже теоретической задачи учащимся необходимо создать что-то, используя современные или традиционные формы искусства, СМИ, каналы коммуникации. Технология творческой мастерской имеет свои достоинства: продуктивность обучения дает высокую степень интериоризации - эмоциональность закрепляет и делает освоенные знания/умения долговечными - интересно детям, увлекательно, нет проблем с мотивацией. Все задания предъявляются на основе определённой жизненной ситуации, понятной учащимся и похожей на возникающие в повседневной жизни. В каждой ситуации действуют конкретные люди, среди которых ровесники учащихся, выполняющих задание, члены их семей, одноклассники, друзья и соседи. Обстоятельства, в которые попадают герои описываемых ситуаций, отличаются повседневностью, и варианты предлагаемых героям действий близки и понятны школьникам. Ситуация и задачи изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно. По каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени сложности. Ситуации акцентируют вопрос «Как поступить?» и предполагают определение наиболее целесообразной модели поведения с учётом возможных альтернатив.

Базовая схема занятий по финансовой грамотности:

· Предъявление практической финансовой задачи.

· Анализ практической финансовой задачи и выявление проблемы, заложенной в практической задаче.

· Постановка учебной задачи.

· Освоение учебного материала финансовой грамотности.

· Решение практической финансовой задачи.

· Рефлексия, перенесение способа решения практической задачи на подобные задачи и по возможности другой класс задач.

Интернет-ресурсы

1. Дни финансовой грамотности. https://dni-fg.ru/list

2. Финансовая культура. https://fincult.info/teaching/

3. Азбука финансовой грамотности. https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s

4. «Вклад в будущее» https://vbudushee.ru/library/delovaya-igra-lichnyy-finansovyy-plan/ Всероссийский финансовый зачет. https://coreapp.ai/zachet

5. Финансовый лагерь ПАКК. https://edu.pacc.ru/fincamp2016/