Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Крячко С.Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МО)

Крячко Светлана Николаевна
учитель начальных классов, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 1", с. Дивное Апанасенковского района Ставропольского края

Библиографическое описание: Крячко С.Н. Использование сказочного материала на уроках как одно из средств повышения учебной мотивации (выступление на МО) // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».
В.А. Сухомлинский

Ни для кого не секрет, что учиться интересно тогда, когда всё понятно и всё получается. На современном этапе важно проводить образовательный процесс так, чтобы учитель чаще создавал для обучающихся ситуацию успеха. Ведь тогда, им захочется покорять новые вершины знаний.

Ведущей деятельностью ребёнка, переступившего порог школы, остаётся игра. А, что, как не сказка, может его увлечь. Сказки передаются из поколения в поколение. В их основе нравственные ценности, которые актуальны во все времена. Изучение сказок в курсе начальной школы знакомит детей с культурой и традициями народа, обогащает их словарный запас, учит давать характеристики героям, помогает воспитывать лучшие качества человека. Сказка способствует нравственному воспитанию; становлению социальных и коммуникативных навыков; формированию эмоциональной сферы и эстетического восприятия; развитию логического и образного мышления; познанию окружающего мира.

ФГОС НОО направлен на становление личностных характеристик выпускника начальной школы. Вот некоторые из них: «любознательный, активно и заинтересованно познающий окружающий мир»; «владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности. По моему мнению, именно через сказку, а так же увлекательно построенную учебную деятельность, можно сформировать эти качества. В своём выступлении я расскажу о том, как я работаю со сказками и использую сказочные материалы.

Интересен опыт исследовательской деятельности на примере известных сказок. Эта работа начинается с первых страниц азбуки. При работе над сказкой «Лиса и Журавль», дети находят решение – почему же Лиса и Журавль не смогли съесть угощение? Отвечая на этот вопрос, они знакомятся с особенностями устройства ротовых аппаратов разных животных. А в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» ребята находят уроки безопасности, которые они должны вынести для себя: нужно слушать предостережения старших, нельзя пить грязную воду: можно заболеть. При изучении экосистемы, на уроках окружающего мира, обучающиеся работают над сказкой «Теремок». Рассуждая над тем, кого можно представить под образом Медведя. Это может быть человек, который разоряет гнёзда, муравейники и оставляет после себя даже пожары.

Например, в 3 классе на уроке литературного чтения (УМК «Школа России), обучающиеся знакомятся со сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович». Она написана на основе русской народной сказки «Морозко». Эта сказка создаёт яркие образы, которые могут их мотивировать к трудолюбию, к добрым делам. Давая характеристики главным героям, дети учатся сопоставлять поступки, давать оценку качествам человека, как положительным, так и отрицательным. Читая эту сказку, обучающиеся получают знания об окружающем мире. Отвечая на вопрос: «Что рукодельница использовала для очистки воды?», ребята закрепляют знания о том, как профильтровать воду. Это помогает в подготовке к ВПР по окружающему миру. Рассуждая над вопросом: «Почему травка не замерзает под снежной периной Мороза Ивановича?», дети узнают о свойстве снега сохранять тепло почвы, узнают, что такое озимые. Кроме того, дети знакомятся со словами, которые редко встречаются в современной речи: студёный, почивать, горемычная, затейница. Умело выстроенная, работа учителя над сказкой, увлекает ребёнка в мир чтения. Приведу высказывание А.С. Пушкина: «Чтение – лучшее учение». Конечно же, ребёнок, который много читает, стремится узнавать новое.

Сегодня незаслуженно ушли на второй план уроки-путешествия со сказочными героями. Увлекаясь современными технологиями, мы иногда забываем, что перед нами дети, которым, так же, как и их сверстникам 20-30 лет назад, интересно помочь Красной Шапочке убежать от Волка, вместе с Колобком спастись от Лисы, помочь Буратино решить примеры, научить Незнайку правильно писать безударную гласную…

Приведу примеры, как используя сказочный материал, я добиваюсь устойчивого внимания моих обучающихся на уроках. Это в свою очередь повышает учебную мотивацию.

При изучении темы по русскому языку «Слова-действия» в 1 классе, вспоминаем сказку «Гуси-лебеди», записываем все действия героини: заигралась, побежала, спросила и т.д.

Часто в уроки включаю орфографические минутки, на которых помогаем героям найти слова с определённой орфограммой. Так, например, Красной Шапочке – слова с чк, Коту в сапогах – слова с парным согласным на конце, Лисе – слова с безударными гласными.

Работая над темой по русскому языку «Сравнение Ь – показателя мягкости и разделительного Ь», использую сказочных героев: Мальвину и Пьеро. Первоначально выясняем, какую роль играет мягкий знак в написании имён сказочных героев. Затем, при помощи интерактивной доски, переносим слова в два столбика: с Ь – показателем мягкости и разделительным мягким знаком.

При изучении темы «Предложение», я часто использую предложения из сказок: для нахождения главных членов, определения видов предложений по цели высказывания и по интонации.

При сравнении предлогов и приставок, нам помогают Незнайка и Кот в сапогах. Здесь так же я использую интерактивную доску. Дети выделяют приставки, сравнивают их с одинаковыми предлогами, объясняют правописание. И, конечно же, присутствие сказочных героев повышает интерес к материалу урока, что способствует лучшему его усвоению.

При изучении темы «Падежи» я использую словосочетания и предложения из литературных сказок А.С. Пушкина, Г.Х. Андерсена, В.А. Жуковского, П.П. Ершова. Например, предложения, взятые из сказок Пушкина, использую для сравнения винительного и родительного падежа: «Не умел ты взять выкупа с рыбки» (Р.п.); «Стал он кликать золотую рыбку» (В.п.) («Сказка о рыбаке и рыбке»). «Помогают» мне и герои более современных сказок Винни-Пух, Пятачок, Сова, Ослик и другие.

С первых уроков математики использую материалы сказок К.И. Чуковского. Например, при изучении понятий «предыдущий», «следующий за», «между», «первый, второй…», мне приходят на помощь герои сказки «Тараканище».

Дети с большим интересом решают задачи сказочного содержания. Например, «Смерть Кощея находится на конце иглы, которая в яйце массой 70 г. Сколько весит утка, если яйцо составляет 1/20 её массы?»

Гораздо увлекательнее и продуктивнее проходят уроки, на которых решаются задачи на движение, с использованием сказочных персонажей. Здесь так же хорошим подспорьем является интерактивная доска, потому что даёт возможность перемещать движущиеся объекты в нужном направлении.

Ещё я хотела с вами поделиться своими авторскими физминутками со сказочной тематикой. Дети их делают с большим удовольствием. Они помогают снять напряжение, поднять настроение и закрепить знание сказок. Особенно они нравятся дошколятам и обучающимся 1-2 классов. Ссылки, по которым можно их найти: https://educontest.net/ru/232205/физминутка-сказки-пушкина/; https://educontest.net/ru/263432/физминутка-сказочная/; https://educontest.net/ru/263412/физминутка-колобок/; https://educontest.net/ru/251085/физминутка-репка/; https://educontest.net/ru/251072/физминутка-заюшкина-избушка/; https://educontest.net/ru/250284/физминутка-теремок/.

Подводя итог выше сказанному, хочу отметить, что глубокое изучение сказок, использование сказочного материала способствуют высокой учебной мотивации, что помогает повышению качества знаний обучающихся. Закончить своё выступление я хотела бы словами К.Д. Ушинского: «Сделать серьёзные занятия для ребёнка занимательными – вот задача первоначального обучения».