Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Южанинова М.С. ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА SMART BOARD КАК СРЕДСТВО РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Южанинова Марина Сергеевна
учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа "Мастерград", г. Пермь

Библиографическое описание: Южанинова М.С. Интерактивная доска Smart Board как средство работы учителя начальных классов на уроках русского языка // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.

В наше время общество тесно связано с процессом информатизации, поэтому редко можно встретить учителя, который бы не умел пользоваться компьютером. Сейчас интерактивные доски есть почти в каждой школе. Учебные заведения закупают и успешно используют их в работе, потому что ИД предоставляют и учителю, и учащимся возможность сочетать компьютерные и традиционные методы организации учебной деятельности. Современные педагоги учатся работать с интерактивными досками, чтобы грамотно использовать на уроках все их возможности с учетом специфики своего предмета и возрастных возможностей учащихся.

Интерактивная доска позволяет сделать уроки более оживленными, интересными, наглядными и красочными. Интерактивная доска способна привлечь внимание учащихся и втянуть их в процесс обучения на разных этапах урока.

Проблема: как показать возможности использования интерактивной доски Smart Board, чтобы повысить эффективность образовательного процесса на уроках русского языка.

Объектом исследования является совершенствование образовательного процесса на уроках русского языка.

Предметом исследования является использование интерактивной доски Smart Board на уроках русского языка как средство работы учителя начальных классов.

Анализ теоретических исследований и практики педагогической деятельности показал, что проблема повышения эффективности образовательного процесса с помощью интерактивной доски была и остается в центре внимания современных педагогов.

Цель применения наглядности может быть обусловлена теми задачами, которые ставит учитель на определенном этапе обучения. На уроках русского языка наглядность позволяет создавать такие речевые ситуации, которые соответствуют заданной тематики и поставленной задаче обучения. Помимо этого метод наглядности – это один из способов организации условий реального общения. Применение наглядности на уроках позволяет педагогу употреблять разнообразные формы работы (индивидуальную, парную, групповую, фронтальную). Младшие школьники осваивают навыки ситуативно-обусловленного говорения в процессе выполнения специально разработанных условных ситуаций, которые предполагают использование наглядности.

В процессе обучения интерес обучающихся повышают средства наглядности, они делают про цесс усвоения лексики и речевых клише намного легче, поддерживают интерес и внимание детей.

Наглядность стимулирует высказывание ребёнка, помогает отразить ситуацию общения. Нововведенный материал закрепляется путём повторения и проигрывания подобных речевых ситуаций. Учащиеся, сами того не замечая, увлекаются процессом и начинают применять введённый материал в обычном общении.

Помимо обучающей функции, предметно-образная наглядность может также использоваться учителем для скрытого контроля. Учитель может контролировать знания учащихся, разыгрывая ситуации общения на какие-либо определённые темы.

Одну из важных ролей в обучении играет эмоциональная функция наглядности. Наглядность в виде сооружённых детьми кукол, красочных макетов служит эффективным средством для актуализации их позитивного эмоционального опыта и таким образом приумножает эмоциональный эффект.

Помимо вышеуказанных функций наглядности, необходимо отметить и воспитательную. Разыгрываемые по разным тематикам ситуации позволяют воспитывать у детей такие чувства как любовь, доброта, взаимопомощь, справедливость, умение работать в коллективе и т.д., тем самым оказывая влияние на развитие личности учащегося.

Таким образом, рассмотрев значимость использования метода наглядности на уроках, а также, изучив её функции, мы пришли к выводу, что наглядность играет немаловажную роль в процессе обучения детей младшего школьного возраста. Она выполняет обучающую, эмоциональную, контролирующую, воспитательную функции, которые являются неотъемлемой частью учебного процесса.

Преимущества наглядного средства обучения следующие:

· работа с доской в полной мере позволяет реализовать принцип наглядности;

· привлекательные и яркие материалы воспитывают в учащихся эстетический вкус;

· интерактивная доска позволяет в процессе монологического высказывания снять трудности;

· можно стирать и вырезать объекты с экрана, копировать, вставлять их, возвращать или отменять действия, это придает ученикам больше уверенности в себе: они точно знают, что могут что-то исправить или изменить, вернуться на шаг назад.

· совместимость с программами для всех лет обучения;

· возможность уйти от подачи материала чисто презентационной формы;

· усиление эффективности подачи материала;

· возможность работать с веб-сайтами и другими ресурсами;

· предоставление возможностей для обсуждения и взаимодействия в классе;

· интересные и увлекательные занятия, развивающие мотивацию.

Все перечисленные выше преимущества возможны только с интерактивной доской. Если педагог при проведении урока будет работать только с учебником или другими дополнительными наглядными материалами, то такого успеха не достигнет. Ученикам покажется такое занятие скучным и не эффективным, и они будут чаще отвлекаться на другие вещи, не запоминая то, что им показывали, рассказывали. На интерактивной доске можно сохранять тот материал, который они разбирали или писали в течение урока, переходить по страницам и делать рефлексию, выводы, но на обычной школьной доске этого сделать невозможно, так как не будет хватать места. Интерактивная доска позволяет сделать урок красочным, интересным и запоминающимся благодаря своим функциям и возможностям.

В заключение мы можем сделать вывод, что проблема повышения эффективности образовательного процесса с помощью интерактивной доски была и остается в центре внимания современных педагогов.

Интерактивная доска способна привлечь внимание учащихся и втянуть их в процесс обучения на разных этапах урока. Занятия с применением интерактивной доски становятся интересными для педагогов и учеников благодаря динамичному и разнообразному использованию ресурсов, которые помогают развить у обучающихся различные качества и навыки.