Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬЗАЦИИ ФГОС НОО. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Захарова Юлия Сергеевна,
учитель начальных классов,
МБОУ КГО «Гимназия»,
г. Костомукша
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬЗАЦИИ ФГОС НОО. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Однажды великий русский поэт и писатель А.С. Пушкин сказал: «Чтение – вот лучшее учение». Действительно, ни для кого не секрет, что от умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование ученика, поскольку сформированный в начальной школе навык чтения является фундаментом всего последующего образования.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе, представленной в ФГОС НОО, является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности [9]. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Это напрямую связано с предметными умениями, формируемыми в ходе уроков литературного чтения, какими является формирование читательской компетентности на основе содержания литературного образования.
Современный мир предъявляет всё новые требования к образовательному процессу в школе. Если раньше учащийся на выходе должен был владеть определенным набором знаний, умений и навыков, то сегодня предлагается новая категория измерения результатов обучения – компетенция. В общедидактическом смысле компетенция – это «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, также способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним» [10, с. 60]
Читательская компетентность – совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС). Данное определение отражает информационно-когнитивный подход к чтению. Когда чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельности и отсюда имеет своей целью извлечение из текстов информации, понимание и интерпретацию информации, отвечающей информационной потребности читателя. В такой трактовке понятие «читательская компетентность» сближается с информационной компетентностью. Сравним: информационная компетентность – способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Заметим, что новые ФГОС относят информационную и читательскую компетентность к метапредметным образовательным результатам, т. е. действиям, формируемым в (между/сверх) конкретных учебных дисциплинах [4, с. 63]. Значит, не только на уроках литературного чтения и русского языка организуется учебная деятельность с целью развития ребенка в деятельности чтения.
В результате сравнения исследований разных авторов [1,7,11], можно выделить следующие компоненты читательской компетентности:
1.         Владение техникой чтения (когнитивный аспект);
2.         Владение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения (когнитивный аспект);
3.         Знание книг и умение их самостоятельно выбирать (когнитивный и мотивационный аспект);
4.         Эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе (ценностно-смысловой аспект);
5.         Сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса, понимание духовной сущности произведений (ценностно-смысловой аспект).
Разграничивая понятия «компетентность» и «компетенция», применительно к младшим школьником, мы связываем первое с качеством личности, способной использовать свои знания, умения и навыки для продуктивной читательской деятельности, а второе с содержанием самой деятельности, как способности решать проблемы в процессе чтения, направленные на формирование ключевых компетенций. Компетенции, согласно трактовке И. А. Зимней, – это некоторые внутренние, потенциальные, психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных деятельностных проявлениях [3]. Таким образом, компетенция относится к личности ученика, проявляется в процессе его деятельности, выражается в знаниях, умениях и способностях в определенной области и может быть сформирована в младшем школьном возрасте как ключевая.
Формированию читательской компетентности способствуют специально созданные педагогические условия. Исследователь Г.М. Первова определяет педагогические условия как совокупность факторов единства и взаимодействия субъектов образовательного процесса [5]. Г.М. Первова пишет о том, что в образовательном процессе при формировании читательской компетентности со стороны учителя должна быть качественная подготовка к обучению младших школьников, а со стороны учеников – это читательская самостоятельность, направленная на совершенствование способностей к чтению, знания, умения и навыки, а также необходима активная читательская деятельность в развитии интереса к литературе [5].
Сущность педагогических условий раскрыла в своей работе исследователь Н.Е. Колганова. Она выделила три условия формирования основ читательской компетентности. К ним относятся: информационно-развивающая образовательная среда, готовность учителя к многоаспектной деятельности и поэтапное формирование читательских умений [3]. По ее мнению, основой работы станет информационно-развивающая образовательная среда. Среда включает в себя формирование круга детской литературы, сотрудничество ученика с учителем, ориентацию уроков чтения на сущностные знания и умения, подбор форм и методов работы; обеспечение возможности учащихся самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, ставить учебные цели, искать способы их реализации, контролировать и оценивать процесс обучения и результаты деятельности на уроке. Информационно-развивающая образовательная среда предполагает использование на уроках технологий развивающего обучения.
Анализ данных технологий показал, что наиболее эффективными в формировании читательской компетентности на уроках литературного чтения является применение технологий критического мышления и продуктивного чтения. Среди приемов технологий критического мышления наиболее продуктивными являются: кластер, синквейн, прием «Толстые и тонкие вопросы». Из технологии продуктивного чтения эффективны следующие приемы: антиципация, диалог с автором [3].
Технология продуктивного чтения была разработана Н.Н. Светловской.
Исследователь выделил три этапа работы над текстом. Первый этап – это работа с текстом до чтения, на этом этапе учитель вызывает интерес у учащихся к книге и формирует положительную мотивацию к процессу чтения. Эти задачи решаются при использовании приема антиципации – предвосхищения, предугадывания событий. Второй этап отражает работу с текстом во время чтения, главной целью на этом этапе является понимание текста. Цель достигается с помощью использования приема диалога с автором. Третий этап определяется как заключительный, он направлен на углубленное восприятие и понимание текста. Эффективными методами на заключительном этапе являются беседы и дискуссии [6].
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.         Этап знакомства с буквами
·          Игра «Нагружаем машины»
В этой игре буквы – это марки машин. Ребенок рисует марку своей машины на кузове или кабине водителя, тогда ему легче запомнить, какие предметы годятся для погрузки.
·          Игра «Звуковое лото»
Взрослый показывает детям одну из известных им букв, например В, и спрашивает: «У кого есть слово с этой буквой?». Победителем оказывается тот, конечно, кто помнит все пройденные буквы и умеет найти соответствующие им звуки в словах.
·          Стихи-путаницы
Выложите на стол карточки с буквами и попросите ребенка, выслушав стишок, найти ту букву, которая сбежала из стиха, сделав его потешным и нелепым.
Землю роет старый кот,
Под землею он живет.
Нам темно. Попросим папу
Нам включить поярче лапу.
Говорит Володя Коле:
- Стройку получил я в школе.
От меня сбежал котёл,
На него я очень зол.
Стужа. Снег. Метут метели.
Темной ночью бродят двери.
Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли шапки.
·          «Исправь букву»
Задание требует точного знания графики букв, умения восстановить букву по отдельным ее элементам.
- Жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы. Догадайся, какие это были буквы и исправь их.
2.         Начальный этап чтения, слоговое чтение.
·          Слоговое лото
Отработать слияние букв в слоги удобно в форме слогового лото, где картинку зебры ребенок закроет карточкой со слогом ЗЕ, а картинку крокодила карточкой со слогом КРО.
·          Игра «Капитан»
Читать слоги полезно, но скучно. А вот причаливать на катере «Л» к пристани «А» гораздо интереснее. Но капитан должен дать сигнал, протрубить ЛЛЛЛАААА! Тогда на пристани будут знать, что катер «Л» приближается к причалу «А», и приготовятся к встрече. А что мы погрузим на этой пристани? Лампу. (Её можно сразу нарисовать на палубе. Но нам нужна ещё ЛЮстра и ЛЕстница, чтобы повесить люстру. К каким причалам надо подплыть за этими вещами?
3.         Этап чтения целыми словами.
·          «Четвертый лишний»
На карточкам напишите 4 слова типа СТОЛ, СТУЛ, ШКАФ, ПЛАТЬЕ. Ребенок должен за отведенное время прочесть все слова и вычеркнуть лишнее.
·          Кто больше слов составит
Игра проводится как соревнование. Дети должны соединять слова правого и левого столбиков так, чтобы они образовали осмысленные слова (ко-мар, ко-мок, ли-мон)
·          Проведи границу
Вы даете ребенку лист бумаги, на котором разбросаны различные слова, эти слова – подданные двух стран, например, живого и неживого, животных диких и домашних, природного – искусственного. Ребенку нужно провести границу между двумя странами так, чтобы ни одно слово не осталось на чухой территории. [8]
Список литературы:
1.         Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса. – М.:Школа-Пресс, 2007.
2.         Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.
3.         Колганова Н.Е. Педагогическая модель формирования основ
читательской компетентности младших школьников // Вестник ТГУ. 2013. Выпуск 2. N118. С. 67-71.
4.         Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию. Педагогическое общество России. М., 1999. 288 с.
5.         Поздеева С.И., Прудникова О.И. Ресурсы использования приема «синквейн» на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2013. No7. С. 21-25.
6.         Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности. М.: Магистр,2003. с.180
7.         Сметанникова Н.Н. Как разорвать замкнутый круг //Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. – М., 2007.
8.         Учимся читать и писать / Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман. - М.: Знание, 1994. - 158,[2] с.: ил.; 20 см.
9.         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2010.
10.      Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2004. No 4. С. 60.
11.      Чабанова Т.А. Формирование учащихся начальной школы // Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения /сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова.- М., 2007.
Сентябрь 2021