педагог дополнительного образования
СП ДОД "Вдохновение" ГБОУ СОШ № 11 г. Кинеля
Самарской области
В современном мире перед педагогами стоит сложная задача – воспитание ребёнка думающего, способного мыслить аналитически, умеющего проявлять инициативу и самостоятельно решать возникающие проблемы. Одним из средств для решения этой задачи является использование кейс-технологии, которая с успехом может применяться не только педагогами, но и родителями в процессе ежедневного общения с детьми.
Современное образование, в том числе и дополнительное – это давно не лекционный формат. Педагоги дополнительного образования для активизации когнитивных потребностей обучающихся стараются использовать в своей работе такие методы, которые заставляют детей мыслить нестандартно, уходить от шаблонов. Тем более, что креативность стоит на первом месте в списке самых востребованных профессиональных и личностных качеств.
Не секрет, что каждый ребенок по-своему талантлив и неповторим, только надо вовремя заметить, поддержать и помочь ему проявить свои лучшие качества. Обучение в рамках дополнительного образования детей не является принудительным, и это одно из самых значимых его достоинств.
Педагог дополнительного образования - это специалист, который проводит занятия по различным предметам, не включенным в обязательную программу обучения. Его основная задача - раскрыть способности ребенка, именно поэтому перед ним часто стоит проблема выбора форм организации учебной деятельности.
На мой взгляд, гораздо правильнее учить детей мыслить, как педагог и получать информацию не в готовой форме, а в процессе поиска и творческого осмысления. Поиск форм, направленных на решение данной проблемы, привел к использованию кейс-технологий, позволяющих решить обозначенные проблемы.
Актуальность кейс-метода обусловлена тем, что нередко обучающиеся, имея достаточно высокий уровень теоретических знаний, с трудом справляются с выполнением элементарных практических заданий.
Данный метод, основан на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов) и ориентирован на формирование готовности обучающихся самостоятельно решать практические задачи и находить решение в реальных, жизненных, а также проблемных ситуациях.
К кейс-технологиям, активизирующим образовательный процесс, относится:
ü Метод инцидента - поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.
ü Метод ситуационно - ролевых игр - создание перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию с последующим оцениванием поступков и поведения участников игры;
ü Метод разбора деловой корреспонденции. Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.
ü Игровое проектирование - процесс создания или совершенствования проектов.
ü Метод дискуссии - обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры
ü Метод ситуационного анализа -метод анализа конкретных ситуаций,
ситуационные задачи и упражнения.
Таким образом, кейс-метод способствует активному усвоению знаний, отработке методик и способов познания, накоплению богатой практической информации, что так важно в последующей профессиональной деятельности, да и вообще в жизни.
Кроме того, метод кейс - технологий, это универсальный метод работы, который может быть применен абсолютно в любом виде деятельности, так как включает в себя открытую проблему и процесс поиска путей её решения с определенными правилами и установками, касающимися правил командной работы.
В дополнительном образовании кейсы способствуют:
- усилению внутренней мотивации к познанию;
- развитию творческого мышления;
- формированию умений анализировать и представлять результаты;
формированию и развитию коммуникативных компетенций.
Кейс-метод основан на формировании навыка обучающихся находить варианты оптимальных и нестандартных решений реальных жизненных и производственных проблем. В определенной мере это деловая игра, в ходе которой анализируется ситуация, содержащая в себе проблему - скрытую задачу. Однако кейс — это не только задача, которую нужно решить каким-либо способом. Важен также процесс ее решения с определенными установками, которые касаются правил работы в команде, формулирования решений и оптимального ответа, определения содержания и формы презентации результата, обсуждения и защиты итогового решения.
Являясь руководителем детского объединения «Школа РДШ», мне часто приходится в своей работе использовать метод кейс-технологии, так как этот метод основан на умение работать в команде. Наблюдая за поведением своих ребят в процессе решения кейсов позволяет мне без труда выявить у ребят лидерские качества, коммуникативные умения, навыки креативности и критического мышления. Хочу отметить, что, самой сложной задачей для педагога, требующей педагогического мастерства и времени, является разработка кейса. Хороший кейс – это реальная проблема, которая понятна детям и у них появляется желание ее решать.
Главное, что должен содержать в себе кейс, это проблема, предполагающая несколько вариантов ее решения, а также вспомогательная информация.
Применяя в работе данный метод, я стараюсь не только внимательно выслушать и доброжелательно прокомментировать все варианты решений задачи, но и поддержать наиболее креативные и продуманные ответы, мотивируя ребят на дальнейшую творческую деятельность, что безусловно позволит принять наиболее верное решение задачи.
Таким образом, потенциал кейс-технологии, особенно в дополнительном образовании, очень велик, поскольку обеспечивает формирование профессиональных и общекультурных компетенций обучающихся.