Библиографическое описание:
Щербакова Г.В. Использование сервисов Google в образовательном процессе // Современная начальная школа. 2021. № 24. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/24.pdf.
Современный мир отличается наличием и разнообразием различных средств информационно – коммуникационных технологий. Все глубже в нашу жизнь интегрируются социальные сети, мессенджеры для общения, веб-ресурсы и онлайн сервисы. В связи с этим, система образования претерпевает существенные изменения. На всех уровнях образования все больше становятся востребованными веб-сервисы, цифровые ресурсы, открытые образовательные ресурсы.
Главная особенность цифровых ресурсов заключается в интерактивности создаваемых с их помощью заданий и упражнений, а так же в смене роли обучающегося с пассивного слушателя на активного деятеля. Представление информации с помощью интернет – сервисов – это одно из средств активизации мотивационной сферы обучающегося.
Рассмотрим сервисы известной системы Гугл, которые учитель может использовать создания ЦОР и организации образовательного процесса.
Сервисы Google – это целая система сервисов, которая включает в себя сервис поиска, электронной почты (Gmail), облачное хранилище (Google.Disk), формы для создания онлайн-документов (ГуглДокументы, Гугл,Таблицы), онлайн-календарь, ГуглСайт и др. Каждый из сервисов предлагает широкий функционал для использования его в образовательном процессе.
Сервисы ГуглДокументы и ГуглТаблицы позволяют работать с программами стандартной комплектации пакета Майкрософт Офис, предоставляя удаленный доступ всем участникам. Работать с документами можно с любого устройства, подключенного к сети Интернет. Главным достоинством сервисов является возможность совместной работы с документами в онлайн – режиме.
К достоинствам сервиса можно отнести:
- возможность совместной работы с документами в режиме реального времени;
- сохранение истории внесенных в документ изменений;
- возможность выбора прав доступа для разных категорий пользователей (только чтение, модерация, редактирование);
- документы хранятся на ГуглДиске и могут быть доступны в любое время;
- при необходимости с документами можно работать офлайн.
Сервис ГуглДиск – виртуальное пространство для работы с документами, хранилище, которое позволяет хранить все типы файлов неограниченное количество времени и предоставляет доступ из любой точки мира. ГуглДиск можно использовать для совместной работы, создавая единое информационное образовательное поле.
Сервис ГуглФормы – инструмент, который может обеспечить учителю обратную связь с учащимися. Он позволяет создавать анкеты, опросы, викторины, проверочные работы и др. Сбор и обработка данных производится автоматически. Сервис предоставляет возможность автоматической проверки для работ, созданных в формате теста с правильным ответом.
Главные достоинства ГуглФорм – простота в использовании, доступность в любое время и самой формы и ее статистики, мобильность, т.е. возможность пользоваться с любого устройства (ПК, смартфон, планшет).
Сервис ГуглСайты – это один из самых простых конструкторов сайтов, не требующий специальных знаний или языков программирования. Создать свой собственный сайт с помощью сервиса ГуглСайт может любой пользователь ПК.
Достоинства сервиса:
- простой и интуитивно понятный инструментарий;
- современные темы оформления и возможность собственного дизайна;
- возможность совместной разработки макета одновременно несколькими пользователями;
- бесплатный хостинг.
Есть все же некоторые ограничения в бесплатной версии:
- max объем данных сайта – до 100 Мб;
- max вес прикрепляемого файла – до 20Мб.
Новый сервис Google Classroom — это бесплатный онлайн-сервис для организации дистанционного обучения. Данный инструмент позволяет создать свой собственный курс по любому школьному предмету и пригласить пользователей на обучение. Сервис обладает достаточно широким функционалом, так как связан со всеми остальными сервисами Google.
Широкий простор для использования в образовательном процессе дают сервисы Google. Так например, описанные в первой части данной разработки ГуглДокументы и ГуглТаблицы могут быть использованы в образовательном процессе для оформления электронного читательского дневника. Возможность совместной работы в одном документе учителю, ученику и родителю дают возможность взаимодействовать в процессе чтения, обмениваться мнениями, корректировать список литературы в зависимости от предпочтений ученика, давать оценку и рекомендации сразу, а не постфактум, как при проверке бумажного читательского дневника.
Кроме того, данные сервисы можно использовать при организации групповой проектной или исследовательской деятельности обучающихся: инструкции, материалы для изучения, планы проведения экспериментов, отчетные листы и т.д. Все документы хранятся на ГуглДиске, доступ к ним имеют все члены группы, каждый может выполнять свою часть работы, находясь на своем рабочем месте или даже дома. Такой подход к организации проектной деятельности удобно использовать как при традиционной системе обучения, так и во время дистанционного обучения.
Сервис ГуглФормы – это инструмент, который может обеспечить обратную связь. С помощью данного цифрового инструмента можно разрабатывать анкеты, опросы, тесты, контрольные работы и др. Для прохождения такого теста или опроса ученику не требуется регистрация, достаточно в форме первым вопросом задать поле «Фамилия» (см. рис.1).
Рис.1. Проверочный тест по окружающему миру, 4 класс
Сбор данных происходит автоматически, проверка также может быть настроена автоматически. Таким образом, данный сервис экономит временные ресурсы учителя на проверку.
Рис. 2. Сбор статистики и оценка результатов
В таблице приведены примеры проверочных работ для 4 класса, созданных с помощью сервиса ГуглФормы:
Предмет
Название
Ссылка
Литературное чтение
Проверочный тест по разделу «Родина»
https://forms.gle/nbGWc14azaicT3Qz8
Окружающий мир
Проверочный тест «Страницы истории XIX века»
https://forms.gle/sN5mnF743LPtXWzd9
Сервис ГуглСайт может использоваться в образовательном процессе с разными целями:
- для создания персональной странички учителя;
- для преставления результатов проектной или исследовательской деятельности класса/группы/отдельного ученика;
- для создания электронной библиотеки или базы знаний по отдельным темам; для организации интерактивных квестов и др.
Так, например, с использованием данного сервиса были созданы и проведены два интерактивных квеста для обучающихся 1 классов:
1) Квест «Покорение космоса», посвященный 60-летию первого полета человека в космос (https://sites.google.com/view/kwest-kosmichesky-forum).
Интерактивный квест "Покорение космоса" создан с целью ознакомления детей 7-10 лет с историей развития космонавтики и первого полета человека в космос. Может использоваться и как целостное внеклассное мероприятие, и как отдельный информационный ресурс.
Проходить квест можно из любой точки мира, необходимое условие - подключение к сети Интернет.
Перед прохождением заданий рекомендуется изучить с детьми материал, представленный на вкладках сайта. Затем последовательно выполнять предложенные задания. После успешного прохождения каждого задания игрок получает слово-подсказку, которое пригодится на финальном задании.
«Загадки» - интерактивное задание, которое состоит из загадок на космическую тематику.
«Эрудит» - интерактивная игра, составленная по шаблону «Кто хочет стать миллионером?»
«Хронология» - работа с интерактивной лентой времени, на которой нужно расставить события.
«Финал» - итоговое задание, в котором понадобятся найденные в ходе выполнения заданий слова-подсказки.
1) Квест «7 записок» (https://sites.google.com/view/kvest-7-zapisok/главная-страница)
Квест был создан для урока русского языка с целью повторения и обобщения изученного материала по русскому языку и литературному чтению за курс 1 класса. Может использоваться в рамках урока или как внеклассное мероприятие.
Доступен для прохождения из любой точки мира, необходимое условие - подключение к сети Интернет.
Данный квест имеет сюжетную линию, которая задается посланием учащимся: «Привет, дорогой друг! Маленькому Сыщику очень нужна твоя помощь! Недавно на территорию школы пробрался хитрый Шпион, он очень здорово набедокурил: обидел Звуки и Буквы, перепутал правила русского языка, рассыпал слова из словаря, поломал пословицы и поговорки... Но злодей оставил 7 записок, которые могут помочь вернуть все на свои места. Помоги Маленькому Сыщику решить задания, оставленные Шпионом.», все задания выполняются последовательно.
В период дистанционного обучения (апрель – май 2020) Google предложил сервис GoogleClassroom. С его помощью можно создать собственный класс или курс по предмету, пригласить пользователей на обучение; обмениваться всеми типами файлов; добавлять задания для учащихся; задавать критерии для контроля знаний; планировать видео-встречи в календаре, демонстрировать презентации; просматривать статистику обучающегося и видеть динамику в образовательных результатах. Пример такого урока можно просмотреть по ссылке https://classroom.google.com/c/MTA2MTA1NDE4NjU5. Для работы с таким ресурсом ребенок должен обладать достаточным уровнем владения ПК, поэтому для учащегося начальной школы работа с данным ресурсом сложна.
Таким образом, использование сервисов Google в образовательном процессе предоставляет широкие возможности для разработки и распространения образовательных продуктов, которые помогут преподавателям и учащимся организовать не только свою работу, но и деятельность большого круга лиц, обеспечить совместное участие, мобильность образования.
Библиографический список:
1. Облачные приложения для эффективной совместной работы [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.ru/drive/ (Дата обращения 23.06.2021)
2. Облачные сервисы Google [Электронный ресурс] URL: http://www.itcoach.ru/google-cloud-services/ (Дата обращения 24.06.2021)
Щербакова Г.В. Использование сервисов Google в образовательном процессе // Современная начальная школа. 2021. № 24. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/24.pdf.
Современный мир отличается наличием и разнообразием различных средств информационно – коммуникационных технологий. Все глубже в нашу жизнь интегрируются социальные сети, мессенджеры для общения, веб-ресурсы и онлайн сервисы. В связи с этим, система образования претерпевает существенные изменения. На всех уровнях образования все больше становятся востребованными веб-сервисы, цифровые ресурсы, открытые образовательные ресурсы.
Главная особенность цифровых ресурсов заключается в интерактивности создаваемых с их помощью заданий и упражнений, а так же в смене роли обучающегося с пассивного слушателя на активного деятеля. Представление информации с помощью интернет – сервисов – это одно из средств активизации мотивационной сферы обучающегося.
Рассмотрим сервисы известной системы Гугл, которые учитель может использовать создания ЦОР и организации образовательного процесса.
Сервисы Google – это целая система сервисов, которая включает в себя сервис поиска, электронной почты (Gmail), облачное хранилище (Google.Disk), формы для создания онлайн-документов (ГуглДокументы, Гугл,Таблицы), онлайн-календарь, ГуглСайт и др. Каждый из сервисов предлагает широкий функционал для использования его в образовательном процессе.
Сервисы ГуглДокументы и ГуглТаблицы позволяют работать с программами стандартной комплектации пакета Майкрософт Офис, предоставляя удаленный доступ всем участникам. Работать с документами можно с любого устройства, подключенного к сети Интернет. Главным достоинством сервисов является возможность совместной работы с документами в онлайн – режиме.
К достоинствам сервиса можно отнести:
- возможность совместной работы с документами в режиме реального времени;
- сохранение истории внесенных в документ изменений;
- возможность выбора прав доступа для разных категорий пользователей (только чтение, модерация, редактирование);
- документы хранятся на ГуглДиске и могут быть доступны в любое время;
- при необходимости с документами можно работать офлайн.
Сервис ГуглДиск – виртуальное пространство для работы с документами, хранилище, которое позволяет хранить все типы файлов неограниченное количество времени и предоставляет доступ из любой точки мира. ГуглДиск можно использовать для совместной работы, создавая единое информационное образовательное поле.
Сервис ГуглФормы – инструмент, который может обеспечить учителю обратную связь с учащимися. Он позволяет создавать анкеты, опросы, викторины, проверочные работы и др. Сбор и обработка данных производится автоматически. Сервис предоставляет возможность автоматической проверки для работ, созданных в формате теста с правильным ответом.
Главные достоинства ГуглФорм – простота в использовании, доступность в любое время и самой формы и ее статистики, мобильность, т.е. возможность пользоваться с любого устройства (ПК, смартфон, планшет).
Сервис ГуглСайты – это один из самых простых конструкторов сайтов, не требующий специальных знаний или языков программирования. Создать свой собственный сайт с помощью сервиса ГуглСайт может любой пользователь ПК.
Достоинства сервиса:
- простой и интуитивно понятный инструментарий;
- современные темы оформления и возможность собственного дизайна;
- возможность совместной разработки макета одновременно несколькими пользователями;
- бесплатный хостинг.
Есть все же некоторые ограничения в бесплатной версии:
- max объем данных сайта – до 100 Мб;
- max вес прикрепляемого файла – до 20Мб.
Новый сервис Google Classroom — это бесплатный онлайн-сервис для организации дистанционного обучения. Данный инструмент позволяет создать свой собственный курс по любому школьному предмету и пригласить пользователей на обучение. Сервис обладает достаточно широким функционалом, так как связан со всеми остальными сервисами Google.
Широкий простор для использования в образовательном процессе дают сервисы Google. Так например, описанные в первой части данной разработки ГуглДокументы и ГуглТаблицы могут быть использованы в образовательном процессе для оформления электронного читательского дневника. Возможность совместной работы в одном документе учителю, ученику и родителю дают возможность взаимодействовать в процессе чтения, обмениваться мнениями, корректировать список литературы в зависимости от предпочтений ученика, давать оценку и рекомендации сразу, а не постфактум, как при проверке бумажного читательского дневника.
Кроме того, данные сервисы можно использовать при организации групповой проектной или исследовательской деятельности обучающихся: инструкции, материалы для изучения, планы проведения экспериментов, отчетные листы и т.д. Все документы хранятся на ГуглДиске, доступ к ним имеют все члены группы, каждый может выполнять свою часть работы, находясь на своем рабочем месте или даже дома. Такой подход к организации проектной деятельности удобно использовать как при традиционной системе обучения, так и во время дистанционного обучения.
Сервис ГуглФормы – это инструмент, который может обеспечить обратную связь. С помощью данного цифрового инструмента можно разрабатывать анкеты, опросы, тесты, контрольные работы и др. Для прохождения такого теста или опроса ученику не требуется регистрация, достаточно в форме первым вопросом задать поле «Фамилия» (см. рис.1).
Рис.1. Проверочный тест по окружающему миру, 4 класс
Сбор данных происходит автоматически, проверка также может быть настроена автоматически. Таким образом, данный сервис экономит временные ресурсы учителя на проверку.
Рис. 2. Сбор статистики и оценка результатов
В таблице приведены примеры проверочных работ для 4 класса, созданных с помощью сервиса ГуглФормы:
Предмет
Название
Ссылка
Литературное чтение
Проверочный тест по разделу «Родина»
https://forms.gle/nbGWc14azaicT3Qz8
Окружающий мир
Проверочный тест «Страницы истории XIX века»
https://forms.gle/sN5mnF743LPtXWzd9
Сервис ГуглСайт может использоваться в образовательном процессе с разными целями:
- для создания персональной странички учителя;
- для преставления результатов проектной или исследовательской деятельности класса/группы/отдельного ученика;
- для создания электронной библиотеки или базы знаний по отдельным темам; для организации интерактивных квестов и др.
Так, например, с использованием данного сервиса были созданы и проведены два интерактивных квеста для обучающихся 1 классов:
1) Квест «Покорение космоса», посвященный 60-летию первого полета человека в космос (https://sites.google.com/view/kwest-kosmichesky-forum).
Интерактивный квест "Покорение космоса" создан с целью ознакомления детей 7-10 лет с историей развития космонавтики и первого полета человека в космос. Может использоваться и как целостное внеклассное мероприятие, и как отдельный информационный ресурс.
Проходить квест можно из любой точки мира, необходимое условие - подключение к сети Интернет.
Перед прохождением заданий рекомендуется изучить с детьми материал, представленный на вкладках сайта. Затем последовательно выполнять предложенные задания. После успешного прохождения каждого задания игрок получает слово-подсказку, которое пригодится на финальном задании.
«Загадки» - интерактивное задание, которое состоит из загадок на космическую тематику.
«Эрудит» - интерактивная игра, составленная по шаблону «Кто хочет стать миллионером?»
«Хронология» - работа с интерактивной лентой времени, на которой нужно расставить события.
«Финал» - итоговое задание, в котором понадобятся найденные в ходе выполнения заданий слова-подсказки.
1) Квест «7 записок» (https://sites.google.com/view/kvest-7-zapisok/главная-страница)
Квест был создан для урока русского языка с целью повторения и обобщения изученного материала по русскому языку и литературному чтению за курс 1 класса. Может использоваться в рамках урока или как внеклассное мероприятие.
Доступен для прохождения из любой точки мира, необходимое условие - подключение к сети Интернет.
Данный квест имеет сюжетную линию, которая задается посланием учащимся: «Привет, дорогой друг! Маленькому Сыщику очень нужна твоя помощь! Недавно на территорию школы пробрался хитрый Шпион, он очень здорово набедокурил: обидел Звуки и Буквы, перепутал правила русского языка, рассыпал слова из словаря, поломал пословицы и поговорки... Но злодей оставил 7 записок, которые могут помочь вернуть все на свои места. Помоги Маленькому Сыщику решить задания, оставленные Шпионом.», все задания выполняются последовательно.
В период дистанционного обучения (апрель – май 2020) Google предложил сервис GoogleClassroom. С его помощью можно создать собственный класс или курс по предмету, пригласить пользователей на обучение; обмениваться всеми типами файлов; добавлять задания для учащихся; задавать критерии для контроля знаний; планировать видео-встречи в календаре, демонстрировать презентации; просматривать статистику обучающегося и видеть динамику в образовательных результатах. Пример такого урока можно просмотреть по ссылке https://classroom.google.com/c/MTA2MTA1NDE4NjU5. Для работы с таким ресурсом ребенок должен обладать достаточным уровнем владения ПК, поэтому для учащегося начальной школы работа с данным ресурсом сложна.
Таким образом, использование сервисов Google в образовательном процессе предоставляет широкие возможности для разработки и распространения образовательных продуктов, которые помогут преподавателям и учащимся организовать не только свою работу, но и деятельность большого круга лиц, обеспечить совместное участие, мобильность образования.
Библиографический список:
1. Облачные приложения для эффективной совместной работы [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.ru/drive/ (Дата обращения 23.06.2021)
2. Облачные сервисы Google [Электронный ресурс] URL: http://www.itcoach.ru/google-cloud-services/ (Дата обращения 24.06.2021)