учитель начальных классов
МБОУ "Новониколаевская СШ № 1 им. А.Н. Левченко"
«Ребенок, овладевший искусством эксперимента,
побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
У него просыпается инициатива, способность бодро
преодолевать трудности, переживать неудачи и
достигать успеха, умение оценивать и восхищаться
достижением товарища и готовности прийти к
нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий
– одна из лучших школ характера»
Анатолий Шапиро.
В последние годы одной из главных задач школы является развитие у учащихся умений и навыков самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной самостоятельности и активности. В ходе проектно-исследовательской деятельности формируются универсальные учебные действия, что соответствует требованиям федеральных государственных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО).
Задача школы – обеспечение формирования базовых компетентностей школьника, а основные образовательные компетенции могут быть сформированы только во взаимодействии различных учебных областей. Изменились и требования к учителю. Преподавателю необходимо формировать у учащихся многомерное сознание, развивать способности к самореализации путем сочетания творческого, личностно – ориентированного, исследовательского, проектного подходов.
Организация проектно – исследовательской деятельности школьников и приобщение учащихся к проектно – исследовательской деятельности является одним из наиболее важных путей решения указанной выше задачи. Обучение приёмам проектно – исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.
Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Ценность проектной деятельности в том, что она имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Цели проектной деятельности: развивать навыки работы в группе, умение сотрудничать, выполнять различные роли, взаимодействовать с другими людьми; умение выявлять проблемы и самостоятельно искать пути решения поставленных задач; критически осмысливать информацию, принимать осознанные решения. Проектная деятельность развивает творческий потенциал, исследовательские умения и навыки, формирует осознанность, гибкость мышления, развивает такие качества личности как самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, уверенность в себе.
Преимущества проектной деятельности велики: в корне меняются отношения «учитель – ученик», ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом, ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний, ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность, ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора, ученик активен – учитель создает условия для проявления активности, ученик субъект обучения – учитель партнер, педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы, по мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает, проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу, проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.
Можно сделать вывод, что роль проектно-исследовательской деятельности в формировании личности младших школьников играет большую роль. Поскольку именно в этом возрасте ребенка можно заинтересовать, увлечь к чему-то новому, интересному. А это значит "маленький" человек развивается как личность.
Развивая собственное мировоззрение и
личностные качества, человек глубже
поймет великолепие и ценность жизни.
Это еще больше дает ему мотивацию и
силу воли во имя достижения
осмысленно поставленных целей.
Зафар Мирзо.