Библиографическое описание:
Закинова Е.А. УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ «СОХРАНИМ ПРИРОДУ РОДНОГО КРАЯ» // Современная начальная школа. 2023. № 4 (47). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/47.pdf.
Тема урока: «Природа родного края»
Цели:1. Познакомить детей с Красной книгой, некоторыми растениями и животными, внесенными в нее. Раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, рассказать о местах, необходимых для их охраны.
2.Показатькрасоту родной природы, воспитывать уважение и любовь к ней.
3.Повторить правила поведения в природе.
4.Развивать наблюдательность, познавательный интерес; умение сравнивать и делать выводы.
Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.
Оборудование: - Карта Калмыкии; текст рассказа А. Куприна «Степь весною»; картинки с изображением животных, птиц, растений степи (типчак, полынь, ирис, ковыль, тюльпан, степной орел, тушканчик, заяц, лиса, сайгак, солодка, суслик, колпица, журавль, лебедь, дрофа, стрепет, жаворонок, перевязка).; карточки с текстом, стихотворение «Красная книга», экран, компьютер, видеоряд, фонограмма песни.
Ход урока.
Эпиграф к уроку.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
1 этап. Мотивационный.
- Сегодня мы поговорим о природе родного края. Нам нужны зоркие глаза и острый слух.
2 этап. Подготовка к восприятию.
- Послушайте и отгадайте загадку.
Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь- полей раздолье.
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это …….. (степь).
- И так, наша республика расположена в степной зоне.
- А сейчас давайте послушаем рассказ А. Куприна «Степь весной».
Степи – это ровные, открытые пространства, покрытые травянистой растительностью. Куда ни посмотришь, всюду трава и трава. В степях очень плодородные почвы, поэтому их распахивают под посевы. Нетронутых степей почти не осталось. Летом степь под жаркими лучами солнца выгорает, там дуют суховеи.
- Посмотрите какая красивая степь весной. (Показ слайда).И какая она становится жарким летом. (Показ слайда).
- Как вы сейчас узнали, степь- это царство трав. А вы, знаете какие травы растут в нашей степи? (Ответы детей). Рисунки трав: полынь, типчак, перекати- поле, ковыль, тюльпаны, ирис, - висят на доске.
- Назовите животных, которые встречаются в наших степях. (Ответы детей) На доске рисунки: суслик, крот, заяц, лиса, волк, сайгак, журавль- красавка, орел, пеликан, розовый фламинго, дрофа, лебедь.
3 этап. Целевой.
- Некоторые животные и растения нашей Калмыкии занесены в Красную книгу, так как их осталось на земле мало, в основном по вине человека.
Сейчас ребята скажут нам хорошие слова об этой книге.
Красная книга.
1.Охраняется Красной книгой
Столько разных зверей и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради цвета грядущих зарниц.
2. Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
3. Красная книга, Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Красная книга, Красная книга!
(Показ красной книги).- Почему выбрали именно красный цвет?
- Красная книга- это символ опасности, это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.
- Даже в нашей республике есть животные и растения, которых осталось мало, и они занесены в Красную книгу. Давайте на них посмотрим. (Рассматривание рисунков).
4 этап. Основная часть.
- Как вы думаете, почему этих растений и животных становится меньше? (Ответы детей).
- Можем ли мы все эти причины назвать Экологической катастрофой?
Экологическая катастрофа- бедствие, несущее гибель животным организмам, возникшее в результате неправильной деятельности человека.
- Когда человек понял, что природа в опасности стали создавать Заказники и Заповедники. (Чтение статей из словаря).
- Заказник – территория, где разводят какие- либо виды растений и животных по заказу государства.
- Заповедник - охраняемая территория, где природа неприкосновенна и запрещена любая хозяйственная деятельность человека.
- Прежде чем мы с вами отправимся дальше, давайте немножко отдохнем.
Физ. минутка. (Звучит фонограмма).
- Вот мы и отдохнули и можем продолжить наше путешествие.
(Учитель рассказывает и показывает на карте).
- И на территории Калмыкии тоже появились заказники и заповедники. Самым первым был создан «Ханата».Затем «Чограйский », «Состинский», «Каспийский», «Морской Бирючок».Здесь охраняют водоплавающих птиц во время пролета и гнездования; места обитания ондатры.
5 этап. Обобщение.
- Что же надо делать, чтобы и растениям, и животным в нашем мире жилось хорошо и спокойно? Давайте вспомним правила поведения в природе. (Ответы детей).
Оживи степь! Рефлексия!
Загадки
1. Это небольшой грызун. В Калмыкии говорят, что если этот зверек проснулся, значит наступила весна. (суслик).
2. Эта птица около метра высотой, с длинными ногами, плохо летает, охраняется законом. (дрофа).
3. Крупная птица на тонких высоких ногах с длинной тонкой шеей. Ее перья бледно- розового цвета. (фламинго).
4. Этот цветок ярко- красный, но бывает и разноцветный, охраняется законом. (тюльпан).
5. Это растение растет в степи. Он пушистый и легкий. (ковыль).
6. О каком животом идет речь? Это стадные животные. Это настоящие кочевники. Они способны питаться на ходу, терпеть жажду. Основная их пища-степная трава. (Сайгак)
- Молодцы! Оживили нашу степь, какая красивая степь!
6 этап. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- В руках человека, а значит и в ваших руках, красота
и богатство родной земли. Помни об этом!
Вот и подошел к концу наш урок!
- А вас ребята, я попрошу дома нарисовать увиденных животных и растения. Из этих рисунков вы сможете составить свою Красную книгу.
- Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок. Награждение.
Закинова Е.А. УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ «СОХРАНИМ ПРИРОДУ РОДНОГО КРАЯ» // Современная начальная школа. 2023. № 4 (47). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/47.pdf.
Тема урока: «Природа родного края»
Цели:1. Познакомить детей с Красной книгой, некоторыми растениями и животными, внесенными в нее. Раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, рассказать о местах, необходимых для их охраны.
2.Показатькрасоту родной природы, воспитывать уважение и любовь к ней.
3.Повторить правила поведения в природе.
4.Развивать наблюдательность, познавательный интерес; умение сравнивать и делать выводы.
Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.
Оборудование: - Карта Калмыкии; текст рассказа А. Куприна «Степь весною»; картинки с изображением животных, птиц, растений степи (типчак, полынь, ирис, ковыль, тюльпан, степной орел, тушканчик, заяц, лиса, сайгак, солодка, суслик, колпица, журавль, лебедь, дрофа, стрепет, жаворонок, перевязка).; карточки с текстом, стихотворение «Красная книга», экран, компьютер, видеоряд, фонограмма песни.
Ход урока.
Эпиграф к уроку.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
1 этап. Мотивационный.
- Сегодня мы поговорим о природе родного края. Нам нужны зоркие глаза и острый слух.
2 этап. Подготовка к восприятию.
- Послушайте и отгадайте загадку.
Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь- полей раздолье.
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это …….. (степь).
- И так, наша республика расположена в степной зоне.
- А сейчас давайте послушаем рассказ А. Куприна «Степь весной».
Степи – это ровные, открытые пространства, покрытые травянистой растительностью. Куда ни посмотришь, всюду трава и трава. В степях очень плодородные почвы, поэтому их распахивают под посевы. Нетронутых степей почти не осталось. Летом степь под жаркими лучами солнца выгорает, там дуют суховеи.
- Посмотрите какая красивая степь весной. (Показ слайда).И какая она становится жарким летом. (Показ слайда).
- Как вы сейчас узнали, степь- это царство трав. А вы, знаете какие травы растут в нашей степи? (Ответы детей). Рисунки трав: полынь, типчак, перекати- поле, ковыль, тюльпаны, ирис, - висят на доске.
- Назовите животных, которые встречаются в наших степях. (Ответы детей) На доске рисунки: суслик, крот, заяц, лиса, волк, сайгак, журавль- красавка, орел, пеликан, розовый фламинго, дрофа, лебедь.
3 этап. Целевой.
- Некоторые животные и растения нашей Калмыкии занесены в Красную книгу, так как их осталось на земле мало, в основном по вине человека.
Сейчас ребята скажут нам хорошие слова об этой книге.
Красная книга.
1.Охраняется Красной книгой
Столько разных зверей и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради цвета грядущих зарниц.
2. Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
3. Красная книга, Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Красная книга, Красная книга!
(Показ красной книги).- Почему выбрали именно красный цвет?
- Красная книга- это символ опасности, это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.
- Даже в нашей республике есть животные и растения, которых осталось мало, и они занесены в Красную книгу. Давайте на них посмотрим. (Рассматривание рисунков).
4 этап. Основная часть.
- Как вы думаете, почему этих растений и животных становится меньше? (Ответы детей).
- Можем ли мы все эти причины назвать Экологической катастрофой?
Экологическая катастрофа- бедствие, несущее гибель животным организмам, возникшее в результате неправильной деятельности человека.
- Когда человек понял, что природа в опасности стали создавать Заказники и Заповедники. (Чтение статей из словаря).
- Заказник – территория, где разводят какие- либо виды растений и животных по заказу государства.
- Заповедник - охраняемая территория, где природа неприкосновенна и запрещена любая хозяйственная деятельность человека.
- Прежде чем мы с вами отправимся дальше, давайте немножко отдохнем.
Физ. минутка. (Звучит фонограмма).
- Вот мы и отдохнули и можем продолжить наше путешествие.
(Учитель рассказывает и показывает на карте).
- И на территории Калмыкии тоже появились заказники и заповедники. Самым первым был создан «Ханата».Затем «Чограйский », «Состинский», «Каспийский», «Морской Бирючок».Здесь охраняют водоплавающих птиц во время пролета и гнездования; места обитания ондатры.
5 этап. Обобщение.
- Что же надо делать, чтобы и растениям, и животным в нашем мире жилось хорошо и спокойно? Давайте вспомним правила поведения в природе. (Ответы детей).
Оживи степь! Рефлексия!
Загадки
1. Это небольшой грызун. В Калмыкии говорят, что если этот зверек проснулся, значит наступила весна. (суслик).
2. Эта птица около метра высотой, с длинными ногами, плохо летает, охраняется законом. (дрофа).
3. Крупная птица на тонких высоких ногах с длинной тонкой шеей. Ее перья бледно- розового цвета. (фламинго).
4. Этот цветок ярко- красный, но бывает и разноцветный, охраняется законом. (тюльпан).
5. Это растение растет в степи. Он пушистый и легкий. (ковыль).
6. О каком животом идет речь? Это стадные животные. Это настоящие кочевники. Они способны питаться на ходу, терпеть жажду. Основная их пища-степная трава. (Сайгак)
- Молодцы! Оживили нашу степь, какая красивая степь!
6 этап. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- В руках человека, а значит и в ваших руках, красота
и богатство родной земли. Помни об этом!
Вот и подошел к концу наш урок!
- А вас ребята, я попрошу дома нарисовать увиденных животных и растения. Из этих рисунков вы сможете составить свою Красную книгу.
- Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок. Награждение.