Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ СРЕДСТВАМИ ПРОГРАММЫ POWER POINT

Батьковская Элеонора Сергеевна,
учитель начальных классов,
Кушнир Виктория Витальевна,
учитель начальных классов,
Ануфриенко Елена Александровна,
воспитатель группы продленного дня,
Цуркан Валерия Валерьевна,
воспитатель группы продленного дня,
МОУ «Школа №112 города Донецка»
г. Донецк
СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ СРЕДСТВАМИ ПРОГРАММЫ POWER POINT
В последние годы в педагогической практике наметилась странная закономерность: все открытые уроки проводятся, как правило, с использованием мультимедийных средств обучения. Многие уроки, несмотря на яркие и красочные слайды, уникальные анимации и видеофрагменты, стали более скучными, однообразными, превратились в некое компьютерное «шоу». Ученики, в свою очередь, стали пассивными созерцателями этого великолепия.
В многочисленных статьях, посвященных данной теме, часто встречается выражение «урок с мультимедийной поддержкой». На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, а в большинстве случаев – и главным источником информации. В свою очередь, мультимедийные технологии применяются учителем для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала.
Успешность занятия во многом зависит от налаженности обратной связи с учащимися, от возможности гибкого и оперативного перестроения моделей учебных эпизодов, что обеспечивается, прежде всего, использованием интерактивных приемов и техник (интерактивность – понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами).
Интерактивные технологии и техники существуют в педагогике давно. Они появились задолго до активного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Интерактивные технологии и техники ориентируют учителя не на форсированное прохождение учебного материала, а на целенаправленное формирование системы знаний, развитие аналитического, логического мышления учащихся.
Информационные технологии активно входят в жизнь общества, охватывая все новые сферы. В данном случае на помощь педагогам приходит медиаобразование, которое призвано помочь всем участникам образовательного процесса лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации.
Учеными и исследователями в области педагогики установлено, что в настоящее время происходит резкое падение познавательного интереса младших школьников к предметам. Подобная проблема может быть решена за счет повышения эффективности урока, что, соответственно, требует от учителя владения информационной культурой.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются универсальным инструментом, способным помочь в решении разнообразных проблем. Однако педагогу недостаточно обучиться владению компьютером, сопутствующими ему программами и другими техническими средствами обучения. Педагог, прежде всего, должен владеть методическими приемами медиадидактики.
Применение медиасредств в процессе обучения называется медиадидактикой. В данной ситуации, ярким примером выступает использование программы Power Point в процессе обучения младших школьников. К сожалению, в настоящее время, несмотря на широкое распространение ИКТ в системе образования, не каждый педагог знает все возможности этой программы. В большинстве случаев педагоги используют ее как средство для демонстрации учебного материала. Однако, данная программа обладает значительно большими ресурсами, для выявления которых необходимо изучать технические компоненты Power Point. Детальное, глубокое изучение программы Power Point позволит педагогу постепенно повышать уровень своей компьютерной грамотности, а также поможет создавать цифровые электронные ресурсы, используемые для повышения эффективности урока.
Одним из эффективных средств обучения являются интерактивные тренажеры, созданные в программе Power Point. Такие тренажеры можно использовать не только для систематизации знаний учащихся по определенной теме, но и для их проверки. Использование интерактивных тренажеров на уроке позволит педагогу активизировать внимание обучающихся, повысить мотивацию к изучению определенной темы. Вместе с героями литературных произведений или любимых мультфильмов дети с удовольствием будут повторять правила русского языка или таблицу умножения.
Существует большое количество приемов медиадидактики, которые педагог может использовать на различных этапах урока.
Прием имитация соответствует своему названию. Он имитирует рисование. Для усиления эффекта обязательно на экране присутствует не только ручка, карандаш или кисточка, но и рука. Дидактическая целесообразность данного приема заключается в том, что он позволяет воспринимать информацию не целиком, а дробить ее на этапы. Таким образом, учебная информация представляется не цельной картиной, а отдельными блоками. Прием имитации является эффективным в случае, когда учебной информации достаточно много. С использованием данного приема учебный материал можно структурировать, а, значит, обеспечит ее пошаговое усвоение. В зависимости от поставленной дидактической цели учитель может демонстрировать «рисование» целиком или по этапам. Во втором случае переход от одного случая к другому происходит по щелчку мыши.
Другим, не менее эффективным приемом обучения, является прием «Шторка», который также можно выполнить в программе Power Point. Использование указанного приема позволяет закрыть или открыть часть информации на экране в нужный момент.
На уроках многие педагоги для повышения эффективности усвоения учебного материала и проверки знаний школьников довольно часто пользуются приемом «Трафарет». Данный прием позволяет обеспечить оперативный контроль знаний детей. Еще с давних времен многие педагоги пользовались трафаретом для проверки правильных ответов в бумажном варианте. В настоящее время прием «Трафарет» стал интерактивным благодаря использованию возможностей программы Power Point, что значительно ускоряет процесс мониторинга знаний учащихся.
Заслуживает особого внимания такой прием медиадидактики, как «Сорбонка», который предназначен для заучивания определений, дат, теорем, иностранных слов и т.д. Сущность данного приема изначально заключалась в том, что на одной стороне карточки записывалось понятие, слово, дата, а на другой – ответ. В процессе обучения с использованием традиционного приема «Сорбонка» ученик перебирал карточки, пытался дать ответ и тут же проверял себя. Анимированный же вариант «Сорбонки», созданный в программе Power Point, позволяет сделать процесс запоминания более привлекательным и разнообразным. При использовании анимированной «Сорбонки» объектами запоминания могут быть не только слова, даты, термины, но и формулы, карты и другие наглядные объекты.
Такой прием интерактивного обучения детей как кроссворды используется учителями давно. Он наиболее эффективен для «уплотнения» опроса. Сущность данного приема заключается в том, что нескольким (или одному) ученикам дается задание решить кроссворды. Причем с использованием программы Power Point вопросы размещаются непосредственно на слайде. Для рационализации процесса обучения вопросы появляются по мере решения учеником кроссворда, причем они могут быть не только в письменном виде, но и в виде всплывающих иллюстраций, формул, ребусов и т.д. Такой прием позволяет решать образовательные задачи на качественно новом уровне.
Помимо перечисленных приемов, для повышения качества обучения используются разнообразные дидактические игры, которые также могут быть представлены в интерактивной форме благодаря возможностям программы Power Point. Одной из таких дидактических игр является «Интерактивная раскраска», позволяющая развивать зрительную память младших школьников на материале цветной палитры. С целью эмоциональной активизации детей на занятии учителями начальной школы в такой интерактивной раскраске в качестве главного героя используется персонаж известного и любимого школьниками мультфильма. Сущность задания заключается в том, что детям предлагается рассмотреть цветной рисунок, который впоследствии необходимо воспроизвести. Двигаясь по слайдам, ребенок поэтапно выбирает необходимый цвет для фрагмента, указанного стрелкой. Если выбор цвета оказался верным, то происходит переход на следующий слайд, если же выбор неверный – интерактивный тренажер возвращает ребенка к началу раскраски.
Особой популярностью в настоящее время пользуется и такая интерактивная дидактическая игра для младших школьников, как «Сядь на поезд», которая позволяет создавать игровые задания на выбор правильного варианта и определение истинности/ложности суждения. Основной игровой задачей в этой игре является осуществление путешествия на поезде по маршруту. По предлагаемым вопросам на экране дети выбирают вариант ответа. Уровни сложности в данной дидактической игре задаются в соответствии с учебным материалом. Кроме того, имея определенный сценарий построения игры, каждый педагог может ее усовершенствовать и адаптировать средствами программы Power Point к индивидуальным потребностям и особенностям детей. Интерактивная дидактическая игра «Сядь на поезд» может использоваться учителями для изучения математики, основ лексики и грамматики как в русском языке, так и в иностранных языках.
Интерактивный тренажер по математике «Пони-Догонялки» предназначен для учащихся начальных классов. Его использование направлено на развитие внимания, логического мышления, сообразительности у детей, а также закрепления имеющихся математических знаний. Сущность данной дидактической игры заключается в том, что каждая лошадка, появляющаяся на экране, несет карточку с примером, но в некоторых из них допущены ошибки. За время движения дети должны отыскать ошибку и исправить ее щелчком по карточке. По мере взросления младших школьников, интерактивный тренажер «Пони-Догонялки» с помощью программы Power Point может усложняться и совершенствоваться, что открывает возможности как для дальнейшего обогащения знаниями школьников, так и профессионального развития педагога.
Кроме приведенных в качестве примера интерактивных дидактических игр, существует еще огромное количество интерактивных игр-тренажеров, которые могут быть направлены как на узкоспециализированное развитие детей по тем или иным предметным дисциплинам, так и на всестороннее развитие младших школьников, обогащение их знаний и опыта.
Следует отметить, что интерактивные тренажеры, созданные в программе Power Point, несут в себе огромный образовательный потенциал, создают условия для проявления учащимися учебной инициативы и могут быть включены в любой предмет школьной программы. Отличительной особенностью дидактических игр, представленных в интерактивной форме, заключается в том, что учебный материал ориентирован на подвижное восприятие младших школьников. При использовании такой формы обучения дети постоянно находятся в атмосфере диалогового общения, активно взаимодействуют с учебной средой, учебным окружением, что позволяет не только повышать уровень и качество знаний, но и обеспечивать эффективное взаимообогащение, взаимопонимание и взаимодействие.
Благодаря использованию интерактивных тренажеров в обучении младших школьников успешно достигаются важнейшие образовательные цели: стимулирование мотивации и интереса детей в области изучаемых предметов, повышение уровня самостоятельности и активности учащихся, развитие аналитических навыков и способностей, критичности мышления, взаимодействия, развитие коммуникации, ориентация младших школьников на сотрудничество и эмпатию, саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с педагогом, сверстниками и другими участниками образовательного процесса.
Использование интерактивных дидактических игр и тренажеров позволяет эффективно развивать у детей такие операции мышления, как классификация и обобщение, логическое мышление. Благодаря использованию такой формы обучения у младших школьников достаточно рано начинает развиваться знаковая функция сознания, координация и моторика совместной деятельности зрительного и моторного аппаратов, произвольные внимание и память. Интерактивные дидактические игры и тренажеры способствуют созданию ситуации успеха, что является мощным стимулом к дальнейшему развитию учащихся.
Интерактивные дидактические игры и тренажеры несут в себе двоякую пользу – они являются эффективными и для учащихся, и для учителя. Использование таких игр при работе с детьми младшего школьного возраста способствует их всестороннему развитию. Учителю же они помогают лучше оценить способности и знания своих воспитанников, побудить детей к осуществлению продуктивной, более результативной деятельности. Использование интерактивных дидактических игр позволяет учителям искать новые, нетрадиционные методы и формы обучения, развивать свои творческие способности в процессе создания тренажеров в программе Power Point, проявлять инициативу и достигать поставленных целей, продиктованных новой информационной эпохой.
Создание разнообразных презентаций и тренажеров в программе Power Point позволяет не только развивать интеллектуальные и познавательные способности детей, но и непосредственно самим учителям совершенствовать свое педагогическое мастерство, становиться «на ступеньку» ближе к детям, ведь в процессе создания таких дидактических игр учителя глубже проникаются интересами детей, лучше понимают потребности своих воспитанников, что положительно отражается на взаимоотношениях в системе «педагог-ученик», а это, в свою очередь, является одним из условий успеха педагогической деятельности.
Интерактивные дидактические игры и тренажеры в обучении младших школьников, созданные средствами программы Power Point, являются обогащающим и преобразующим элементом предметно-развивающей среды. Их использование в работе с детьми младшего школьного возраста позволяет уже на ранних этапах обучения обеспечивать для большинства учеников переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Интерактивные дидактические игры и тренажеры, используемые учителем на уроке, позволяют сделать процесс обучения интересным, дифференцированным, индивидуальным и, конечно же, мобильным, что отвечает вызовам современности и особенностям развития нынешнего поколения детей.
Таким образом, одним из эффективных средств повышения качества обучения детей младшего школьного возраста является использование интерактивных тренажеров и дидактических игр, созданных на основе программы Power Point. Применение указанных игр и тренажеров позволяет не только успешно развивать интеллектуальные и познавательные способности детей, наиболее максимально и эффективно реализовать учебные задачи, повышать качество образования, но и совершенствовать педагогическое мастерство каждого учителя, ведь в процессе создания интерактивных игр и тренажеров педагог не просто механически применяет свои знания на практике, но и творчески развивается, овладевает новейшими знаниями в области информационных технологий, которые так необходимы не только детям, но и взрослым.
Октябрь 2021