Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КАК ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА

Ковалева Елена Ивановна,
учитель иностранного языка,
МБОУ Старостаничная СОШ,
Старая Станица Каменского района Ростовской области
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. КАК ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА
Каждый из нас считает себя профессионалом своего дела и любит то, чем он занимается. Все было бы замечательно, если бы сложная эпидемиологическая ситуация не преподнесла нам УРОК. Прелагаю рассмотреть слово «УРОК» в двух значениях. В толковом словаре С.И. Ожегова есть следующие определения: 1. Учебный час, посвященный отдельному предмету; 2. Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего. С первым определением все понятно. Попробуем более подробно остановиться на втором и рассмотреть его через призму урока дистанционного обучения.
Сложно представить современную школу без информационных технологий. Много лет назад все дружно стали их использовать. Учителя получили замечательные инструменты и технологии, но владение методикой использования всех этих информационных нововведений в учебно-воспитательном процессе оставляло желать лучшего. Все сводилось в основном к пассивному восприятию информации на слайдах презентаций. Где-то не хватало технических средств.
Переход на дистанционное обучение сделал доступными информационные технологии и открыл просторы интернета для всех участников учебного процесса. Многие ресурсы приглашали: «Добро пожаловать!». К сожалению, чуда не произошло. В первый же день зависли учебные платформы, которые предлагали свои безграничные возможности для обучения. «Дистант» предъявлял другие требования к профессиональной подготовке учителя и тем, кто не владеет методикой дистанционного обучения и современными инструментами, было сложно эффективно организовать обучение. Нужно было искать пути решения этой проблемы.
Система дистанционного обучения строилась на использовании не только школьного оборудования, но и личных компьютеров и других мобильных устройств. В этом случае мы получили не что иное, как модель BYOD. Что же это такое? BYOD (bring your own device, принеси собственное устройство) - термин, описывающий ситуацию, когда используется для работы собственное устройство, будь то личный компьютер, ноутбук, планшет или, в некоторых случаях, даже смартфон. Опыт использования модели BYOD у нас был, поэтому при переходе на дистанционное обучение проблемы этого процесса были минимизированы. Ученики средней и старшей ступени обучения были готовы к работе онлайн. Они уже владели навыками работы с онлайн инструментами и сетевыми сервисами.
Рассмотрим модель построения дистанционного обучения на примере нашего образовательного учреждения. Уроки проводились в режиме реального времени согласно действующему расписанию. Я не ставлю своей целью оценить подобный подход. Можно привести множество доводов «за» и «против» подобной организации учебного процесса.
На мой взгляд, для успешной организации дистанционного обучения необходимо выполнить несколько основных требований:
1.         адаптируйте для дистанционного обучения уже знакомые платформы и сервисы, не отвлекайтесь на новшества;
2.         не стремитесь охватить все платформы и онлайн инструменты, которые вам знакомы, остановитесь на минимальном количестве и определите ключевые инструменты;
3.         для использования облачных сервисов выбирайте те, где не нужно проходить регистрацию и вводить персональные данные, есть возможности организации различных видов учебной деятельности;
4.         продумайте возможности работы в группе в режиме реального времени (для уроков иностранного языка это особенно важно);
5.         определите для учеников и их родителей рамки рабочего времени, когда вы будете на связи;
6.         оговорите с учениками правила поведения и работы на онлайн уроке, четко регламентируйте время выполнения учебных задач.
В качестве основного средства связи в нашей школе был определен мессенджер WhatsApp. Во-первых, это довольно популярный мессенджер среди участников образовательного процесса. Во-вторых, в отличие от социальных сетей WhatsApp минимизирует объем постороннего контента. Именно в WhatsApp шел сбор, обмен информацией, ссылками на учебные материалы и ресурсы.
Современные онлайн платформы и инструменты позволяют создавать контент, который может быть адаптирован для разных устройств и обеспечивает образовательные потребности участников процесса обучения. На мой взгляд, облегчить работу учителя помогут бесплатные сервисы Яндекс, Google и другие.
Для подготовки учебных материалов, контроля, организации совместной деятельности мною были использованы возможности Google. До перехода на дистанционное обучение мы работали с этим сервисом и на практике ученики хорошо ориентировались в инструментах Google, которые позволяют в режиме онлайн изучать новые учебные материалы, повторять пройденный материал, выполнять практические упражнения, интерактивные тесты, обсуждать проблемные ситуации, самостоятельно работать с ресурсами, выполнять задания в больших и малых группах.
В качестве дополнительных источников информации использовалась платформа «Российская электронная школа». Просматривать задания на этом ресурсе можно без регистрации. На платформе «Российская электронная школа» собрана коллекция видеоуроков, которые можно использовать частично, размещая ссылки в определенном месте.

При работе с аудио, видеоматериалами, изображениями учитывайте их объем при размещении в чате. Помните, что не у всех учеников есть высокоскоростной интернет. Многие используют во время урока мобильный интернет. Для решения этой проблемы я уменьшала объем файлов с помощью доступных инструментов для видео Киностудия Windows Live (Windows Live Movie Maker), для аудио файлов - свободный многоплатформенный аудиоредактор звуковых файлов Audacity.

Для сбора информации очень удобны формы Google. Например, для того, чтобы не отслеживать в чате присутствие учеников на уроке, я использовала форму Google для регистрации. Ученикам нужно внести свои данные, время фиксируется автоматически.
Используя настройки в формах Google, можно создавать интерактивные тесты. При определенных настройках система сама будет подсчитывать количество правильных ответов, показывать или скрывать правильные ответы. При наличии шкалы оценивания в тесте ученик будет моментально получать отметку. Это очень удобно. Не нужно всматриваться в фотографии тетрадей с выполненными заданиями. При оценивании ученики не задают вопросов по полученному результату. Возможности такого интерактивного задания могут содержать подсказки, комментарии, ссылки, т.е. все, что учитель посчитает нужным в конкретном случае.
Для создания Google форм специальная подготовка не нужна. Понятный интерфейс, доступные даже начинающему пользователю вкладки помогут быстро разобраться при работе с сервисом.
Рассмотрим этот процесс пошагово.
Шаг 1. Откройте Google Сhrome, найдите вкладку «Сервисы» и выберите «Google диск».
Шаг 2. Справа кликните по вкладке «Создать» и выберите «Google формы», далее «Создать пустую форму».
Шаг 3. На этом этапе название «Новая форма» замените на нужное, кликнув по строке.
Обратите внимание, что форму интерактивного теста можно выбрать любую, нажав на выпадающий список справа (см. «Один из списка»). Сразу определитесь, будет ли этот пункт обязательным, и отметьте в нужном поле. Рекомендую первый пункт сделать следующего содержания: «Представьтесь! Запишите имя и фамилию, укажите класс». Для этого я выбираю форму «Текст (строка) ».
Шаг 4. На этом этапе выбираем справа «Настройки» и в зависимости от назначения теста указываем нужные параметры. Ученики старших классов - более продвинутые пользователи, поэтому, если вы выбираете «Показывать правильные ответы», то обязательно в инструктаже указываете, что учитывается только первый результат теста. Иначе бывают случаи, когда они проходят тест много раз и хотят потом, чтобы был зачтен лучший результат.
Шаг 5. Не забудьте настроить доступ к тесту! Рекомендую выбрать «Доступные пользователям, у которых есть ссылка».
Шаг 6. Приступаем к настройке получения результатов. Сначала переходим на вкладку «Ответы». Справа есть кнопка «Создать таблицу». В результате вы получите Google таблицу, которая очень похожа на таблицу Excel. Не забудьте переименовать её! Будет удобнее, если название теста и таблицы для ответов будут одинаковыми.
По мере выполнения работы в таблице в режиме реального времени будут появляться ответы учеников. Обратите внимание, что название каждого столбца соответствует заданиям теста. Именно поэтому удобнее первым пунктом ставить раздел «Представьтесь!»
Попробуйте создать свой тест! Самое главное, смело работайте с ресурсом! Не бойтесь пробовать что-то новое!
Несмотря на то, что многие критикуют дистанционное обучение, в нем есть свои «плюсы». Например, возможность адаптировать учебный процесс в зависимости от потребностей ученика. Дистанционное обучение дает нам возможность оперативного поиска и обмена информацией. Участники учебного процесса становятся мобильными в современном информационном обществе, получают навыки работы с различными инструментами и сервисами. Ищите свои «плюсы», учитесь быть мобильными и тогда вы добьетесь высокой эффективности дистанционного урока.
Июнь 2021