воспитатель
ГБУ ЦССВ «Наш дом» ДТСЗН г. Москвы
Под социализацией понимается процесс усвоения человеком определенной системы знаний и умений, образцов поведения, социальных норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, с помощью различных средств и механизмов. От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависит само изменение человека на протяжении его жизни, и в целом – его социализацию.
Центры содействия семейного воспитания для детей-сирот становятся для них основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.
Деятельность воспитанников ЦССВ проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в выполнении общественных нагрузок, в поведении в школе, в ЦССВ, в общественных местах, а также в умении применить культурно – гигиенические навыки и навыки коммуникации.
Таким образом, социализация детей сирот – это сложный процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности воспитанников. Было замечено, что наиболее продуктивно то поле деятельности, где дети взаимодействуют со старшими воспитанниками независимо от того, чем именно они занимаются. Совместные дела значительно улучшают эмоциональное состояние младших детей и наиболее развивают толерантные качества и чувства эмпатии у старших воспитанников. Разрабатывая данный проект предполагалось, что привлечение старших воспитанников к адаптации и социализации малышей в различных видах деятельности будет эффективно при совместной деятельности. Для малышей старшие дети более важны, являются привлекательными объектами для подражания, оказывают положительное влияние на эмоциональное настроение, снижает уровень тревожности, повышает уровень своей значимости в обществе и приобретение наиболее значимого человека для себя. В свою очередь для старших детей это пример наставничества, возможность применить полученные знания и опыт в общении с малышами, проводить с пользой время при общении с младшими друзьями.
Цель проекта «1+1»: приспособление к жизни, самостоятельной деятельности и интеграции в общество, путем взаимодействия младших детей со старшими воспитанниками учреждения в реализации социально-реабилитационных, адаптационных, коррекционно-развивающих задач.
Задачи проекта:
1. Создавать условия для реабилитации и адаптации, а также социального развития ребенка в условиях ЦССВ.
2. Способствовать обогащению эмоционально-волевой и социальной сферы актуального развития.
3. Развивать психические функции (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, речь).
4. Формировать моторные умения и навыки.
5. Развивать толерантных качеств у старших воспитанников.
6. Развивать чувства эмпатии у старших воспитанников.
7. Стимулировать речевую активность.
8. Развивать личностные качества младших-старших
9.Формировать и активизировать общение «старший- младший».
10. Включать каждого ребенка в разнообразные виды деятельности с учётом его индивидуальных ресурсов (возможностей) и рисков (ограничений).
Возраст: младшие-старшие.
Особенности развития: не имеют значение.
Данный проект апробирован и был успешно внедрен в течение 2017-2021гг., между воспитанниками 1 и 8 семейных групп, с детьми от 10 до 12 лет с синдром Дауна, имеющие умственную отсталость умеренной степени и со старшими воспитанниками в возрасте от 15 до 16 лет, имеющие интеллектуальную недостаточность, вместе с педагогами семейных групп.
Сроки реализации: в течение всего воспитательного процесса (учебный год).
Формы реализации: совместные культурно-коллективные дела: конкурсы, концертные номера, праздничные чаепития, совместные прогулки, видеоотчеты о своей деятельности и т.п.
Ожидаемые результаты: проект поможет детям во взаимодействии со старшими друзьями становиться более самостоятельными, повысит уровень социализации в обществе, научит социально приемлемым способам общения с окружающими и позволит частично компенсировать специфические ограничения в развитии. Вместе с тем, проект помогает развивать чувство толерантности, эмпатию, повышает личностный статус старших воспитанников, а также способствует расширению амплитуды их восприятия в социально-эмоциональных взаимодействиях.
Содержание программы: вариативно, на усмотрение воспитателей семейных групп, включая годовой план воспитательного процесса.
Методическое обеспечение: самообразование педагогов, участие в МО, изучение спецлитературы, детской и возрастной психологии, педагогики.
Примерное планирование можно увидеть ниже.
Планирование на осенние каникулы
воспитателей 1,8 с.г.
в рамках проекта «1+1»
№
Дата
Содержание
Место проведения
Кол-во
уч-ков
1
29.10.21
Просмотр мультфильма «Май литл пони»
ТРЦ «Филион» Кинотеатр «Синема»
10
2
30.10.21
Кулинарный МК «Курица по-деревенски»
Семейная группа
9
3
31.10.21
МК Декупаж «Осенняя шкатулка»
Семейная группа
8
4
01.11.21
Фотосессия «Ветер перемен»
Парк «Фили»
16
5
02.11.21
«Чисто там, где не сорят»-генеральная уборка закрепленной территории.
Территория ЦССВ «Наш дом»
15
6
03.11.21
«Веселое ассорти»-музыкальные подвижные игры на улице.
Территория ЦССВ «Наш дом»
15
7
04.11.21
День народного единства
Просмотр док. фильма «Сила нации в единстве».
Праздничное чаепитие.
Семейная группа
8
8
05.11.21
Познавательно-развлекательная прогулка.
Красная площадь, Никольская улица, Александровский сад
8
9
06.11.21
Кулинарный МК «ПП чипсы из лаваша»
Семейная группа
10
Как мы видим деятельность в рамках проекта может быть совершенно разнообразной, учитывая возможности здоровья детей, интересы, а также фантазию взрослых. Хочется отметить, что данный проект актуален и очень эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме, а ведь именно это и является одной из главных задач социализации.