Библиографическое описание:
Кухтина Е.И. Влияние психологической готовности младших школьников на успешность адаптации к школьному обучению // Современная начальная школа. 2022. № 4 (35). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/35.pdf.
Учёба в школе – это достаточно нелёгкий труд. Поступление в школу – это своеобразный переход, мостик к новым условиям, новым взаимоотношениям со сверстниками и учителем. С поступлением в школу кардинально меняется образ жизни ребёнка. Если в садике у ребёнка был спокойный режим, то школа – это совершенно противоположный режим. Ребёнок постоянно находится в напряжённом режиме работы – к нему предъявляются особые требования, он должен соблюдать определённые правила, соблюдать школьную дисциплину, выполнять обязанности, делать домашнее задание.
Изучение проблемы психологической готовности, адаптации и их взаимосвязи всегда была актуальна. В последнее время всё больше и больше первоклассников приходят в школу психологически не готовыми. Родители часто не понимают важности психологической готовности. Они считают, что раз ребёнок умеет читать и считать, то он уже готов к школе, однако это не так. В результате у детей, психологически не готовых к школе, возникает так называемая «школьная дезадаптация».
Психологическая готовность к школьному обучению - необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников [3].
Проблемой психологической готовности к школе занимались такие отечественные педагоги, психологи, как Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова и многие другие.
В работах психологов и педагогов-психологов, которые посвящены изучению вопросов подготовки к школьному обучению выделяют следующие компоненты: личностная, эмоционально-волевая, интеллектуальная и мотивационная готовность. Некоторые психологи рассматривают мотивационную готовность как одну из составляющих личностной готовности. Существуют разные мнения о ведущем компоненте, кто-то из психологов и педагогов-психологов считает ведущем компонентом интеллектуальную готовность, а
кто-то – личностную. Но все компоненты тесно взаимосвязаны и могут компенсировать развитие друг друга.
Психологическая готовность – это показатель, который позволяет прогнозировать, каким будет обучение младшего школьника – успешным или неуспешным, попадёт ли он в разряд неуспевающих детей или нет.
Адаптация является основным понятием многих наука, изучающих живые организмы, особенно человека. К таким наукам можно отнести физиологию, биологию, психологию и другие.
Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению [5].
Адаптация к школе – это процесс привыкания школьников к новым школьным условия. Эти новые условия каждый первоклассник переживает по-своему. Период адаптации может протекать от 2-3 недель до полугода. В этот период очень важна поддержка близких ребёнку людей. Именно эта поддержка играет большую роль в успешной адаптации к школьному обучению. Выделяют три вида адаптации: полная адаптация, неполная адаптация и дезадаптация.
Не всегда адаптация к школе бывает успешной. Вследствие некоторых причин, возникает школьная дезадаптация. Школьная дезадаптация, согласно научному определению, – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития и т.д. Однако её можно предупредить, скорректировать, используя специальный комплекс мер.
Психологическая готовность к школьному обучению – это совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребёнка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению [1]. Из данного определения видно, что между такими понятиями, как психологическая готовности и адаптация существует связь. А связь эта – прямо пропорциональная, т.е. при увеличении одного показателя, увеличивается и другой показатель. Всё чаще в наше время у младших школьников встречается несформированность или недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. В результате, это ведёт к проблемам адаптации первоклассника к школьному обучению.
Адаптация в первом классе – это очень важный и сложный период в жизни каждого ребёнок. Первоклассник начинает осваивать новую социальную роль – роль ученика. Меняется ведущий вид деятельности. Если раньше ведущей была игровая деятельность, то теперь – это учебная. Конечно же, меняется и социальное окружение. Раньше это были дошкольники, «друзья, одногруппники», то теперь – это одноклассники, учителя. Становление ребёнка как ученика происходит на протяжении всей его школьной жизни. Но закладывается фундамент в первом полугодии первого класса.
В последнее время всё больше детей, которые испытывают трудности с программой обучения уже в начальных классах. Такие дети требуют особого внимания. Хронические отставания в начальной школе ведут к трудностям в дальнейшем развитии ребёнка.
Существует множество различных факторов, которые непосредственно влияют на адаптацию ребёнка к школе. Среди них можно выделить, например, возрастные особенности, взаимоотношение с одноклассниками, мотивы учения, самооценка, уровень развития произвольности психических процессов, уровень развития образно-логического мышления и т.п.
Как известно, самооценка оказывает влияние на многие аспекты нашей жизни. Она влияет на отношение с окружающими, на эмоциональное состояние человека, на степень удовлетворенности своей работой, учёбой, и, конечно же, самой жизнью.
В младшем школьном возрасте встречаются следующие типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная. На самооценку в этом возрасте оказывает влияние родители и учитель. Влияние оказывает и ведущий вид деятельности. В младшем школьном возрасте – это учебная деятельность.
Самооценка напрямую связана с успеваемостью, успехами ребёнка в школе. Так, нередко, ученики, у которых заниженная самооценка мирятся со своими низкими оценками и никак не хотят исправлять эту сложившуюся ситуацию.
Самооценка значительно влияет на адаптацию ребёнка к школе. Чем выше самооценка младшего школьника, тем успешнее его адаптация к школьному обучению. Дети с завышенной и адекватной самооценкой успешнее адаптируются. В младшем школьном возрасте завышенная самооценка является нормой. Первоклассники с такой самооценкой активные, обладают большой самостоятельностью, целеустремлённые, стремятся к успеху в учебной деятельности. Они уверены, что, приложив все свои собственные усилия, смогут добиться этого успеха. Всё это положительно сказывается на учёбе. Школьники с заниженной самооценкой чувствуют себя не уверенно в отношениях с одноклассниками и учителем. Они хуже вступают в контакт с последними. Это проявляется в агрессивном отношении к школе, что ведёт к трудностям адаптации к обучению.
Мотивационная готовность подразумевает наличие не только желания пойти в школу, но и желание учиться, получать новые знания, развивать самого себя. Можно сказать, что мотивация – это своеобразный двигатель. Благодаря наличию мотивации ребёнок стремится к учебной деятельности.
Дети, имеющие высокий уровень мотивации, стремятся к обучению, получению новых знаний, не просто потому что их заставляют родители, а потому что им это интересно. Они стремятся к этому, несмотря на то что они не умеют читать, писать или считать, или им, по разным причинам, с трудом даётся учебная деятельность. Если ребёнок умеет читать и писать, но у него отсутствует мотивационная готовность к обучению, то он вряд ли сможет хорошо учиться. Школа для такого ребёнка будет своеобразной тягостью. Возникает дезадаптация, которая влечёт за собой неуверенность в себе, снижение самооценки, тревожности. Поэтому между мотивацией существует тесная взаимосвязь, а именно: чем выше уровень мотивации к обучению в школе, тем выше уровень адаптации. При высоком уровне адаптации основным мотивом обучения является учебный, а при низком уровне адаптации ведущие мотивы – игровой или внешний.
С поступлением ребёнка в школу в результате влияния учебной деятельности происходят изменения в познавательных процессах, а именно, происходит развитие мышления.
Образное мышление даёт возможность познавать и отображать в форме представлений окружающий мир. По мере взросления, образы предметов приобретают более обобщённый характер. Логическое же мышление позволяет оперировать не только понятиями, но и образами.
Развитие образно-логического мышления у ребёнка необходимо для того, чтобы они в процессе обучения могли пользоваться приёмами анализа, синтеза, сравнения и пр. Если же уровень развития образно-логического мышления будет «нулевым», то у ребёнка возникнут проблемы в учебной деятельности, это в свою очередь непосредственно скажется и на успешности адаптации. Родителям необходимо не только следить за уровнем развития мышления, но и развивать его, т.к. чем выше уровень развития мышления, тем выше успехи в обучении. Поэтому между уровнем развития образно-логического мышления и уровнем адаптации существует прямо пропорциональная связь.
Произвольность внимания – это своего рода волевое усилие сосредоточить всё внимание на каком-либо предмете или действии. Такое внимание управляется сознательной целью.
Учебная деятельность предъявляет большие требования к уровню развития произвольного внимания младших школьников. В начале обучения внимание у первоклассников непроизвольное. Всё неожиданное, новое, яркое и интересное привлекает внимание детей безо всяких усилий. Поэтому им трудно сосредоточить своё внимании, особенно в течении длительного времени (ещё одна причина – небольшая устойчивость внимания в данном возрасте). Развитие произвольного внимания у детей идёт в направлении от выполнения целей, которые были поставлены взрослым к целям, которые ребёнок сам ставит. Развитию способствует четкая организация действий ребёнка с использованием образа, действий самоконтроля.
Между уровнем произвольности внимания и уровнем адаптации наблюдается связь, а именно, чем выше уровень развития произвольности, тем выше уровень адаптации. Умение ребёнка в нужное время сосредоточить своё внимание сказывается на успешности учебной деятельности (т.е. он ничего важного не пропустит на уроке). Слабость произвольности внимания, дальнейшее не развитие произвольности внимания – это одна из основных причин школьных трудностей, таких, как неуспеваемости и плохой дисциплины, что в свою очередь влечёт трудности в адаптации.
Таким образом, ребёнок, поступая в школу должен быть готов не только с физиологической и социальной стороны, но и психологической тоже. Кроме того, учитель должен знать о готовности каждого ребёнка к школьному обучению, о его возрастных особенностях в психологической, социальной и физиологической сфере, чтобы затем учитывать их в ходе учебного процесса. Это поможет учителю лучше ориентироваться в возникших трудностях школьной адаптации, а также поможет подобрать определённые виды помощи для детей с трудностями в их адаптации к школьному обучению.
Библиографический список
1. Вьюнова Н.И. Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2005. – 256с.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический Проект, 2000. - 3-е изд., перераб. и доп. - 184 с. - (Руководство практического психолога).
3. Под редакцией Дубровиной, И.В. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
4. Семаго Н.Я, Семаго М.М. Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения. / Н. Я. Семаго и М. М. Семаго // Школьный психолог. 2003. - № 9
5. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь: Учеб.-метод. пособие / З.Л. Шинтарь. – Гродно: ГРГУ, 2002. – 119с.
Кухтина Е.И. Влияние психологической готовности младших школьников на успешность адаптации к школьному обучению // Современная начальная школа. 2022. № 4 (35). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/35.pdf.
Учёба в школе – это достаточно нелёгкий труд. Поступление в школу – это своеобразный переход, мостик к новым условиям, новым взаимоотношениям со сверстниками и учителем. С поступлением в школу кардинально меняется образ жизни ребёнка. Если в садике у ребёнка был спокойный режим, то школа – это совершенно противоположный режим. Ребёнок постоянно находится в напряжённом режиме работы – к нему предъявляются особые требования, он должен соблюдать определённые правила, соблюдать школьную дисциплину, выполнять обязанности, делать домашнее задание.
Изучение проблемы психологической готовности, адаптации и их взаимосвязи всегда была актуальна. В последнее время всё больше и больше первоклассников приходят в школу психологически не готовыми. Родители часто не понимают важности психологической готовности. Они считают, что раз ребёнок умеет читать и считать, то он уже готов к школе, однако это не так. В результате у детей, психологически не готовых к школе, возникает так называемая «школьная дезадаптация».
Психологическая готовность к школьному обучению - необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников [3].
Проблемой психологической готовности к школе занимались такие отечественные педагоги, психологи, как Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова и многие другие.
В работах психологов и педагогов-психологов, которые посвящены изучению вопросов подготовки к школьному обучению выделяют следующие компоненты: личностная, эмоционально-волевая, интеллектуальная и мотивационная готовность. Некоторые психологи рассматривают мотивационную готовность как одну из составляющих личностной готовности. Существуют разные мнения о ведущем компоненте, кто-то из психологов и педагогов-психологов считает ведущем компонентом интеллектуальную готовность, а
кто-то – личностную. Но все компоненты тесно взаимосвязаны и могут компенсировать развитие друг друга.
Психологическая готовность – это показатель, который позволяет прогнозировать, каким будет обучение младшего школьника – успешным или неуспешным, попадёт ли он в разряд неуспевающих детей или нет.
Адаптация является основным понятием многих наука, изучающих живые организмы, особенно человека. К таким наукам можно отнести физиологию, биологию, психологию и другие.
Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению [5].
Адаптация к школе – это процесс привыкания школьников к новым школьным условия. Эти новые условия каждый первоклассник переживает по-своему. Период адаптации может протекать от 2-3 недель до полугода. В этот период очень важна поддержка близких ребёнку людей. Именно эта поддержка играет большую роль в успешной адаптации к школьному обучению. Выделяют три вида адаптации: полная адаптация, неполная адаптация и дезадаптация.
Не всегда адаптация к школе бывает успешной. Вследствие некоторых причин, возникает школьная дезадаптация. Школьная дезадаптация, согласно научному определению, – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития и т.д. Однако её можно предупредить, скорректировать, используя специальный комплекс мер.
Психологическая готовность к школьному обучению – это совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребёнка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению [1]. Из данного определения видно, что между такими понятиями, как психологическая готовности и адаптация существует связь. А связь эта – прямо пропорциональная, т.е. при увеличении одного показателя, увеличивается и другой показатель. Всё чаще в наше время у младших школьников встречается несформированность или недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. В результате, это ведёт к проблемам адаптации первоклассника к школьному обучению.
Адаптация в первом классе – это очень важный и сложный период в жизни каждого ребёнок. Первоклассник начинает осваивать новую социальную роль – роль ученика. Меняется ведущий вид деятельности. Если раньше ведущей была игровая деятельность, то теперь – это учебная. Конечно же, меняется и социальное окружение. Раньше это были дошкольники, «друзья, одногруппники», то теперь – это одноклассники, учителя. Становление ребёнка как ученика происходит на протяжении всей его школьной жизни. Но закладывается фундамент в первом полугодии первого класса.
В последнее время всё больше детей, которые испытывают трудности с программой обучения уже в начальных классах. Такие дети требуют особого внимания. Хронические отставания в начальной школе ведут к трудностям в дальнейшем развитии ребёнка.
Существует множество различных факторов, которые непосредственно влияют на адаптацию ребёнка к школе. Среди них можно выделить, например, возрастные особенности, взаимоотношение с одноклассниками, мотивы учения, самооценка, уровень развития произвольности психических процессов, уровень развития образно-логического мышления и т.п.
Как известно, самооценка оказывает влияние на многие аспекты нашей жизни. Она влияет на отношение с окружающими, на эмоциональное состояние человека, на степень удовлетворенности своей работой, учёбой, и, конечно же, самой жизнью.
В младшем школьном возрасте встречаются следующие типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная. На самооценку в этом возрасте оказывает влияние родители и учитель. Влияние оказывает и ведущий вид деятельности. В младшем школьном возрасте – это учебная деятельность.
Самооценка напрямую связана с успеваемостью, успехами ребёнка в школе. Так, нередко, ученики, у которых заниженная самооценка мирятся со своими низкими оценками и никак не хотят исправлять эту сложившуюся ситуацию.
Самооценка значительно влияет на адаптацию ребёнка к школе. Чем выше самооценка младшего школьника, тем успешнее его адаптация к школьному обучению. Дети с завышенной и адекватной самооценкой успешнее адаптируются. В младшем школьном возрасте завышенная самооценка является нормой. Первоклассники с такой самооценкой активные, обладают большой самостоятельностью, целеустремлённые, стремятся к успеху в учебной деятельности. Они уверены, что, приложив все свои собственные усилия, смогут добиться этого успеха. Всё это положительно сказывается на учёбе. Школьники с заниженной самооценкой чувствуют себя не уверенно в отношениях с одноклассниками и учителем. Они хуже вступают в контакт с последними. Это проявляется в агрессивном отношении к школе, что ведёт к трудностям адаптации к обучению.
Мотивационная готовность подразумевает наличие не только желания пойти в школу, но и желание учиться, получать новые знания, развивать самого себя. Можно сказать, что мотивация – это своеобразный двигатель. Благодаря наличию мотивации ребёнок стремится к учебной деятельности.
Дети, имеющие высокий уровень мотивации, стремятся к обучению, получению новых знаний, не просто потому что их заставляют родители, а потому что им это интересно. Они стремятся к этому, несмотря на то что они не умеют читать, писать или считать, или им, по разным причинам, с трудом даётся учебная деятельность. Если ребёнок умеет читать и писать, но у него отсутствует мотивационная готовность к обучению, то он вряд ли сможет хорошо учиться. Школа для такого ребёнка будет своеобразной тягостью. Возникает дезадаптация, которая влечёт за собой неуверенность в себе, снижение самооценки, тревожности. Поэтому между мотивацией существует тесная взаимосвязь, а именно: чем выше уровень мотивации к обучению в школе, тем выше уровень адаптации. При высоком уровне адаптации основным мотивом обучения является учебный, а при низком уровне адаптации ведущие мотивы – игровой или внешний.
С поступлением ребёнка в школу в результате влияния учебной деятельности происходят изменения в познавательных процессах, а именно, происходит развитие мышления.
Образное мышление даёт возможность познавать и отображать в форме представлений окружающий мир. По мере взросления, образы предметов приобретают более обобщённый характер. Логическое же мышление позволяет оперировать не только понятиями, но и образами.
Развитие образно-логического мышления у ребёнка необходимо для того, чтобы они в процессе обучения могли пользоваться приёмами анализа, синтеза, сравнения и пр. Если же уровень развития образно-логического мышления будет «нулевым», то у ребёнка возникнут проблемы в учебной деятельности, это в свою очередь непосредственно скажется и на успешности адаптации. Родителям необходимо не только следить за уровнем развития мышления, но и развивать его, т.к. чем выше уровень развития мышления, тем выше успехи в обучении. Поэтому между уровнем развития образно-логического мышления и уровнем адаптации существует прямо пропорциональная связь.
Произвольность внимания – это своего рода волевое усилие сосредоточить всё внимание на каком-либо предмете или действии. Такое внимание управляется сознательной целью.
Учебная деятельность предъявляет большие требования к уровню развития произвольного внимания младших школьников. В начале обучения внимание у первоклассников непроизвольное. Всё неожиданное, новое, яркое и интересное привлекает внимание детей безо всяких усилий. Поэтому им трудно сосредоточить своё внимании, особенно в течении длительного времени (ещё одна причина – небольшая устойчивость внимания в данном возрасте). Развитие произвольного внимания у детей идёт в направлении от выполнения целей, которые были поставлены взрослым к целям, которые ребёнок сам ставит. Развитию способствует четкая организация действий ребёнка с использованием образа, действий самоконтроля.
Между уровнем произвольности внимания и уровнем адаптации наблюдается связь, а именно, чем выше уровень развития произвольности, тем выше уровень адаптации. Умение ребёнка в нужное время сосредоточить своё внимание сказывается на успешности учебной деятельности (т.е. он ничего важного не пропустит на уроке). Слабость произвольности внимания, дальнейшее не развитие произвольности внимания – это одна из основных причин школьных трудностей, таких, как неуспеваемости и плохой дисциплины, что в свою очередь влечёт трудности в адаптации.
Таким образом, ребёнок, поступая в школу должен быть готов не только с физиологической и социальной стороны, но и психологической тоже. Кроме того, учитель должен знать о готовности каждого ребёнка к школьному обучению, о его возрастных особенностях в психологической, социальной и физиологической сфере, чтобы затем учитывать их в ходе учебного процесса. Это поможет учителю лучше ориентироваться в возникших трудностях школьной адаптации, а также поможет подобрать определённые виды помощи для детей с трудностями в их адаптации к школьному обучению.
Библиографический список
1. Вьюнова Н.И. Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2005. – 256с.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический Проект, 2000. - 3-е изд., перераб. и доп. - 184 с. - (Руководство практического психолога).
3. Под редакцией Дубровиной, И.В. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
4. Семаго Н.Я, Семаго М.М. Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения. / Н. Я. Семаго и М. М. Семаго // Школьный психолог. 2003. - № 9
5. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь: Учеб.-метод. пособие / З.Л. Шинтарь. – Гродно: ГРГУ, 2002. – 119с.