Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Елисеев А.И. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

Елисеев Александр Игоревич
учитель физической культуры, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26, г. Сургут

Библиографическое описание: Елисеев А.И. Методика развития двигательных качеств у школьников 13-14 лет посредством легкой атлетики // Современная начальная школа. 2020. № 14. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/14.pdf.

Разнообразие легкоатлетических упражнений и возможность варьировать нагрузку в ходьбе, беге, прыжках и метаниях позволяют успешно использовать их в занятиях со школьниками разного возраста и пола, а также с различными нозологиями. Многие из этих упражнений не сложны по технике, просты для обучения и могут выполняться на простейших площадках и местности.

Легкая атлетика, является одним из разделов процесса по физической культуре, начиная с начальных классов школы. Занятия легкоатлетическими упражнениями проводятся на свежем воздухе, упражнения воздействуют на все основные органы и системы организма. Прежде всего, укрепляются костная и мышечная система, улучшаются деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой системы. [4]

Легкую атлетику можно характеризовать как:

Ø Вид спорта, где спортсмены показывают результаты на грани человеческих возможностей;

Ø Средство восстановления и реабилитации организма;

Ø Средство воспитания и развития подрастающего поколения;

Ø Учебную дисциплину, способствующую становлению специалиста в области физической культуры и спорта. [1].

Таким образом, с помощью легкоатлетических упражнений решаются задачи гармонического, разностороннего физического развития человека. Особое значение легкоатлетические упражнения приобретают при формировании растущего организма, физического воспитания подрастающего поколения [1,2].

Лёгкая атлетика включает в себя:

Беговые упражнения: с высоким под ниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; чел ночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.

Броски: большого мяча (1кг) на дальность разными спосо бами.

Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Продолжительность занятия в школе 40 минут.

Длительность подготовительной части занятия 10 мин.

Цель подготовительной части: функциональная подготовка организма к предстоящей основной работе [2].

В содержание подготовительной части входят:

1. начальная организация занимающихся (построение, сообщение задач урока, строевые упражнения, упражнения на внимание);

2. различные варианты ходьбы и бега;

общеразвивающие и подготовительные упражнения (выполняемые на месте, в движении, без предметов, с предметами) [3].

При составлении комплекса общеразвивающих упражнений следует помнить, что подбор упражнений и их чередование зависят от задач, для решения которых составляется комплекс, а также от пола, возраста, медицинских показаний и противопоказаний, а также физической подготовленности учащихся. В комплекс следует включать доступные учащимся упражнения для всех групп мышц [5].

При выполнении комплексов упражнений придерживаются следующего порядка:

1. разминка проводится сверху вниз путем поочередного воздействия на основные мышечные группы и постепенного увеличения нагрузки;

2. подбор упражнений должен быть соотнесен с предстоящей основной деятельностью на уроке (тема и задачи урока);

3. в комплекс должны входить 6-8 упражнений на счет 2, 4 и 8 различной направленности, повторять каждое 6-8, 8-10, 10-12 раз. Специально-беговые упражнения выполняются 4-6 упражнений на дистанции 30-60 м, по 1-2 серии.

Основная часть занятия длится 25 мин. В ней решаются задачи обучения технике легкоатлетических упражнений и воспитания физических качеств.

Заключительная часть длится 5 мин., занятия необходимых, для постепенного снижения нагрузки, приведения организма в состояние, близкое к норме и подведение основных итогов урока.

Тестирование двигательных качеств

Двигательные качества проверялись по 6 основным тестам: скоростным, скоростно-силовым, выносливости, гибкости, силы, координации. Тесты позволяют определить физические качества: быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость и сформированность двигательных умений и навыков. Результаты тестирования контрольной и экспериментальной группы проанализированы и сравнены между собой, так же они сопоставлялись с критериями оценивания двигательных качеств [6].

При проведении физической диагностики необходим стандартный набор спортивного оборудования:

v рулетка для выявления скоростно-силовых качеств;

v беговая дорожка и секундомер для выявления выносливости, скорости;

v скамья с линейкой;

v конусы;

v контактная платформа.

Исследование проводилось на базе: МБОУ СОШ №26, в городе Сургуте, улица Бахилова 5.



Классификация легкоатлетических упражнений,

способствующих развитию физических качеств

На силу

На ловкость

На быстроту

На выносливость

На гибкость

1. Прыжки в длину, высоту,

2. Прыжки на одной ноге,

3. Бег,

4. Ходьба с отягощением, 5. Метание мяча,

6. Бросок набивного мяча,

7. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа.

1. Челночный бег;

2. Бег,

3. Барьерный бег,

4. Прыжки,

5. Метания,

6. Спортивные игры: баскетбол, волейбол,

7. подвижные игры: Перестрелка, вышибалы, салки и тд.

1. Бег с высоким подниманием бедра;

2. Семенящий бег,

3. Эстафетный бег,

4. Бег на короткие дистанции 30/60 метров,

5. Бег за лидером,

6. Эстафеты,

7. Спортивные игры,

8. Подвижные игры.

1. Бег на длинные и средние дистанции 1500/2000 метров;

2. Бег по песку,

3. Бег по пересеченной местности,

4. Бег с утяжелением,

5. Двойные тройные прыжки в длину,

6. Прыжки со сменой ног,

1. Наклоны в разные стороны,

2. Наклоны из разных положений,

3. Махи рук, ног,

4. Выпады,



Уровни развития физической подготовленности девочек в начале эксперимента /контрольная группа/



Уровни развития физической подготовленности девочек в начале эксперимента /экспериментальная группа/



Уровни развития физической подготовленности мальчиков в начале эксперимента /контрольная группа/.



Уровни развития физической подготовленности мальчиков в начале эксперимента /экспериментальная группа/.



Уровни развития физической подготовленности девочки в конце эксперимента /контрольная группа/.



Уровни развития физической подготовленности девочки в конце эксперимента /экспериментальная группа/.



Уровни развития физической подготовленности мальчики в конце эксперимента /контрольная группа/



Уровни развития физической подготовленности мальчики в конце эксперимента /экспериментальная группа/



Таким образом, анализ отдельных показателей двигательных качеств у школьников 13-14 лет показывает статистически достоверное превосходство детей экспериментальной группы в конце педагогического эксперимента над детьми контрольной по ряду качеств: силе, быстроте, гибкости, выносливости, ловкости. Результаты анализа каждого показателя свидетельствуют о положительной динамике двигательных качеств каждого школьника. Однако значительно выше динамика показателей прослеживается в экспериментальной группе. Это подтверждает, что наша методика действенна и оказывает положительный результат.

Выводы

На основе анализа результатов проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:

В ходе нашего исследования проанализировав научно-методическую литературу по теме исследования, мы выявили, что средства легкой атлетики, применяемые на уроках физической культуры, значительно влияют на совершенствование двигательной сферы детей, раскрытие их потенциальных возможностей. Легкоатлетические упражнения должны быть адекватно подобраны с учетом уровня физичес кого развития и подготовленности, темпов биологического созревания организма, особенностей познаватель ной и поведенческой сферы детей 13-14 лет.



Список литературы:

1. Жилкин, А.И. и др. Легкая атлетика, [текст] / Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.

2. Жилкин, А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Жилкин, А.И., Кузьмин, В.С., Сидорчук, Е.В. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 464 с. ЧАСТЬ 1 ОСНОВЫ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ КАК ВИДА СПОРТА. Глава 1. Структура и содержание предмета «Легкая атлетика». С. 8-9.

3. Грищенко, Т.А. Разработка и реализация технологии обучения слабовидящих учащихся зрительному восприятию объектов возрастающей степени сложности / Грищенко Т.А. / Сибирский педагогический журнал. 2009. № 9. С. 286-294.

4. Козлов, И.В. Комбинированный метод обучения в физической культуре слабовидящих школьников / Козлов И.В. / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т.9. №29. С.162-167.

5. Нурматов, Ф. А., Козлова, Е. В. Легкая атлетика в системе физического воспитания // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 659-661. — URL https://moluch.ru/archive/136/37980/ (дата обращения: 25.11.2020).

6. Харченко, Л.В. Мониторинг состояния здоровья школьников с депривацией зрения / Харченко, Л.В. // Адаптивная физическая культура. – 2011. – № 1. – С. 32-34.