Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Прокопенко Т.В. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ «ЧАСТИ РАСТЕНИЯ. СЕМЯ» (1 КЛАСС)

Библиографическое описание:
Прокопенко Т.В. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ «ЧАСТИ РАСТЕНИЯ. СЕМЯ» (1 КЛАСС) // Современная начальная школа. 2023. № 9 (52). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/52.pdf.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цели урока

Образовательные - формирование целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность; знакомство с частями растений. Создать условия для ознакомления учащихся с разными видами семян

Развивающие - создание условий для личностного развития ученика; активизация самостоятельной деятельности; развитие способностей к конструктивному творчеству, умению наблюдать и делать выводы; развитие мышления, внимания, памяти.

Воспитательные - создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств; ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

Задачи урока

Предметные: повторить и расширить представления детей о растениях, их частях; использовании в жизни человека, продолжить обучение детей наблюдениям и формулировке их результатов. Формировать представления о связях природы и человека

Метапредметные:

Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

Регулятивные:

Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные:

Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста и практической работы

Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Оборудование: карточки с заданиями, рисунки с изображением растений и их частей, плод и семена.

Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод, деятельностный.

Название этапа, цель

Содержание этапа

Результат взаимодействия

Перечень универсальных учебных действий, формируемых на данном этапе

Деятельность учителя

Деятельность

детей

I. Самоопределение к деятельности.

Цель: активизировать внимание учащихся, положительный настрой на урок

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок

Вы проверьте-ка, ребятки,

Все ль у вас лежит в порядке?

(карточки, карандаши, клей)

Настрой на рабочий лад, проверка готовности к уроку

Настрой на урок, снятие стресса

II. Актуализация знаний и мотивация.

Цель: установить правильность, полноту и осознанность знаний предыдущего материала, формировать положительное отношение к учебному труду, развивать умение слушать и слышать

- Посмотрите на экран.

- Что есть общего у всех растений?

Слайд 1

- У вас на партах лежат раскраски с изображением растений и карточки с названием частей растения. Наклейте карточку, около соответствующей части растения.

- Назовите части растений

- Давайте вспомним, зачем необходимы растениям эти части растений.

- А что находится внутри плодов? (семена)

- После цветения у многих растений образуются плоды, внутри которых спрятаны семена.

– Хотите узнать для чего они нужны?

Просмотр видео

Урок №4 «Что общего у разных растений? (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3610/start/154046/

Ответы учащихся

(растения)

Приклеивают части растений, по окончании несколько работ наклеивается на доску

Ответы учащихся

(корень, стебель (ствол), листья, плоды).

- Семена.

Повторение пройденного материала

Коммуникативные

Регулятивные

III. Изучение и первичное закрепление

Постановка учебной задачи.

Цель: формировать умение формулировать тему и цель урока

Слайд 2

Чтение экологической сказки «Семечко»

Жило-было семечко. Лежало оно на зеленой поляне и не знало, для чего оно на свет рождено.

Вот однажды увидело семечко репей, и так репей ему понравился, что семечко попросило:

— О, прекрасный цветок! Позволь мне остаться с тобой и стать братом твоим семечкам. Я стану таким же ярким, большим и красивым, как ты!

— Нет, - ответил репей, - у семян моих есть крючочки. Как пристанем мы к шерсти животных, так и попадем на другое место, и там вырастет новый прекрасный репей. А где твои крючочки? Ты гладкий и жалкий!

Поникло семечко и побрело дальше. Вдруг увидело семечко могучее дерево клён, и так клен ему понравился, что семечко спросило:

— О, могучее дерево! Позволь мне остаться с тобой и стать братом твоим семечкам. Я стану таким же огромным, кудрявым и раскидистым, как ты!

— Нет, - ответил клён, - у семян моих есть крылышки. Как подуют ветры сильные, так и полетим мы на другое место, и там вырастет новый могучий клён. А где твои крылышки? Ты гладкий и жалкий!

Стыдно стало семечку, что ни для чего оно не годно. И решило семечко спрятаться от всего белого света. И зарылось оно в землю рыхлую.

Солнышко ярко светило на землю — тепло доставалось и семечку.

Дождик щедро поливал землю — вода доставалась и семечку.

И само того не замечая, стало семечко прорастать. Сначала маленький росток из семечка получился, потом все больше и больше. И так приятно стало семечку солнышком и дождиком питаться, что забыло оно о своей беде.

Много зим и вёсен прошло, когда выросла из нашего семечка большая-пребольшая… яблоня! Тогда семечко и поняло, для чего оно на свет рождено.

Стали на ветвях его рождаться яблоки, а в них таких семечек — видимо-невидимо.

Покажется нам, что яблоня листочками шуршит, а она своим деткам говорит: «Для пользы, родные, вы рождены! Листочками тень создавать, от сырости в дождь укрывать, яблочками зверей и птиц кормить! Солнышком пригревайтесь, дождичком поливайтесь, растите большие, больше репейника, больше клена!»

Слайд 3

- И так, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Сегодня мы поговорим о плодах и семенах растений.

- Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений

-О плодах и семенах.

Определение учебной задачи

Познавательные (выделять познавательную цель)

Коммуникативные (слушать мнения друг друга)

Регулятивные (составлять план действий)

IV. «Открытие» детьми нового знания.

Цель: дать новые знания о частях растений, их использовании человеком, развивать умение работать с информацией, решать проблемные вопросы, развивать речевые умения

- Ребята, посмотрите и назовите, что лежит у меня на столе.

- Как одним словом можно назвать все то, что вы перечислили?

- Летом и осенью мы собирали их в своих садах и огородах.

- Из чего образуются плоды?

- Что находится внутри каждого плода?

- Для чего растению семена?

Слайд 4

Плод - это орган размножения растений, развивающийся из цветка и имеющий семена.

Слайд 5-6

Плоды защищают семечко от повреждений, замерзания и высыхания.

На предыдущем уроке мы узнали какие бывают плоды.

Посмотрите на коллекцию «Семена и плоды» на которой представлены образцы сухих и сочных плодов.

Внутри плода может быть одно или несколько семян.

- Давайте попробуем определить, сколько семян у плодов

(яблоко, перец, орех, помидор, огурец)

(это плоды)

(из цветов)

(семена)

(чтобы посадить в почву, чтобы появлялись плоды)

- Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений

Практическая работа.

Учитель демонстрирует плоды

(огурец, томат, перец, яблоко – много, грецкий орех, орешник, семена подсолнечника – одно семя)

Усвоение информации

Познавательные (получение необходимой информации из имеющихся источников)

Коммуникативные (умение слушать)

Физкультминутка

Физкультминутка

Дидактическая игра «Деревья, кустарники, травы»

Если я называю дерево вы встаете на носочки и поднимаете руки высоко вверх, кустарники - руки в стороны, травы - присели.

(Яблоня, малина, одуванчик, сирень, берёза, василёк, дуб, ромашка, смородина).

Дети выполняют движения

V. Первичное закрепление.

Цель: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы в изученном материале

Практическая работа

- У вас на партах лежат карточки, на которых нарисованы плоды и семена. Соедините линией плод и его семя.

Слайд 8

Работа на карточках, проверка по слайду

Проверка усвоения информации

Познавательные (извлечение необходимой информации)

Регулятивные (проявлять познавательную инициативу)

Коммуникативные (умение общаться в паре)

VI. Ознакомление со способами распространения семян.

Закрепление новых знаний и способов действий

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий

— Давайте вспомним сказку про семечко.

- Кого встретило семечко?

- Как переносятся семена репейника? (Педагог показывает картинки с похожими семенами).

- Как переносятся семена клёна?

- Что нужно для того, чтобы семечко проросло?

- Почему семечку стало грустно? – Как вы думаете, если бы репейник и клен вежливо разговаривали с семечком, изменилось бы его настроение?

- Как вы считаете, если бы репейник и клен разрешили семечку остаться, смог бы вырасти из этого семечка репейник или клён? Почему?

- Среди большого множества можно перечислить следующие виды распространения семян: животными, ветром, водой, человеком, саморазбрасывание.

- Часто семена и плоды падают недалеко от материнского растения и здесь же прорастают, давая начало новым растениям. Но чаще всего животные, ветер или вода уносят их на новые места, где они, если условия окажутся подходящими, могут прорасти.

Распространение плодов и семян происходит разными способами. На далекое расстояние при помощи ветра разносятся легкие плоды, снабженные крыловидными придатками (ясень, береза, клен, одуванчик, ива). Семена жёлтой акации, гороха, капусты разбрасываются вследствие активного вскрывания плодов. Растения, семена и плоды которых могут плавать, расселяются при помощи воды (белая кувшинка, осока, кокосовая пальма). Некоторые плоды и семена распространяются животными, например желуди и орехи. Птицы охотно поедают сочные плоды - землянику, малину, чернику, рябину. Семена этих плодов не перевариваются и вместе с экскрементами попадают в почву. К лапам и шерсти животных цепляются плоды череды, лопуха, репейника и переносятся на большие расстояния. Некоторые растения расселяются при помощи муравьев.

- Растения могут распространяться и человеком, зацепившись колючками за одежду.

Слайды 9-13.

- Репейник, клён.

- Тепло, свет, вода.

Повторение частей растений и их расположения

Познавательные (извлечение необходимой информации)

Регулятивные (проявлять познавательную инициативу)

Коммуникативные (умение общаться в группе)

VII. Включение в систему знаний и повторение

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий, обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знаний

Питание человека очень разнообразно. Но растительная пища обязательна для него. Сегодня я хочу вас познакомить с историей картофеля. Известно, что картофель впервые начали культивировать приблизительно 5 тысяч лет назад. Изначально картофель рассматривали как растение, непригодное в пищу. Во Франции, например, еще в конце XVIII века цветы картофеля носили в волосах, делали из них букеты. В России, куда первый мешок картофеля был завезен при Петре I, среди крестьян бытовало суеверие: картофель родится с головой и глазами, как человек, поэтому есть его — значит есть души человеческие.

Картофель завоевал себе прочное и почетное место на нашем обеденном столе. Из него готовят сотни блюд. Картофель кормит миллионы людей и справедливо называется «вторым хлебом» человечества.

Слайд 14.

Применение полученных знаний в жизни

Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса. Речевая деятельность.

Познавательные: извлечение необходимой информации из имеющихся источников: Коммуникативные: умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

VIII. Рефлексия деятельности.

Цель: откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способов действий учащихся в рамках изученной темы

- Вы услышали много интересных историй о растениях, всё ли вы о них знали или какие-то факты для вас оказались новыми?

- А теперь попытайтесь ответить, что из услышанного сегодня на уроке вы:

Я уже знал...

Я сегодня узнал...

Мне стало интересно...

Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса.

Познавательные: извлечение необходимой информации из имеющихся источников: Коммуникативные: умение слушать и слышать

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве