воспитатель
Яковлева Алла Владимировна
воспитатель
МБДОУ 9 "Алёнушка " ЗМР РТ
На формирование личности дошкольника большое воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Макаренко А.С. подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Детский сад не может в полной мере ни заметить, ни компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Он может и должен педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительное внешнее влияние, в допустимых пределах нейтрализовать отрицательное влияние семьи.
Мы, воспитатели, видим, что в настоящее время ощутимо меняется функция семьи, обеспечивающая духовное становление личности, ослабляется внимание родителей к воспитанию детей, меняется взаимоотношение семьи и общества. Отсюда меняются и осложняются задачи детского сада, позволяющие достигнуть цели создания комфортных условий для развития личности детей, защищая их права и интересы.
Мы определили главные задачи в работе с семьями наших воспитанников. Это:
· Единство процесса воспитания в детском саду и семье, направленного на всестороннее развитие личности каждого ребенка.
· Скорая воспитательная помощь семье в форме частных консультаций психолога, воспитателей, старшего воспитателя.
· Общая заинтересованность воспитателей и родителей в организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка, ведущая роль детского сада в организации этой среды.
· Повышение педагогической культуры родителей через родительский всеобуч.
· Изучение воспитательных возможностей семей через наблюдение и анкетирование.
· Координация усилий семьи и детского сада в направлении становления и развития маленького гражданина, вступающего в большой мир.
Наблюдения за семьями воспитанников, проведённое анкетирование позволили нам определить наиболее эффективные формы работы с родителями. Мы активно применяем следующие формы работы:
Индивидуальные консультации
Индивидуальная работа с родителями разнообразна. Индивидуальное общение, как правило, результативно. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с нами, родители откровеннее рассказывают о своих проблемах, затруднениях, радостях и т.д.
Посещение на дому с целью выяснение состава семьи, семейных традиций, характера каждого члена семьи, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, наличие детского уголка, интересы, склонности, увлечения ребёнка, отношения с братьями и сестрами, культурный и материальный уровни семьи, стиль отношений в ней, степень участия родителей в воспитании детей, поиск путей сотрудничества семьи и детского сада.
Приглашение на профилактические беседы в случае, если нас как педагогов настораживает психологическое, а порой и физическое состояние ребёнка. На профилактические беседы приглашаем тех родитеей, против которых задокументирован определённый материал, свидетельствующий о неправильном обращении с ребёнком в семье. В состав профилактической комиссии кроме нас входят: заведующий, старший воспитатель, психолог, старшая медсестра и педагог-стажист, имеющий авторитет в коллективе.
Родительский всеобуч.
Важную роль в улучшении семейного воспитания играет система педагогического всеобуча родителей. От совместных усилий семьи и детского сада зависит формирование человеческой личности. Отсюда – объективная необходимость повышения педагогической культуры родителей с учетом разного образовательного уровня семей через:
- тематический лекторий (на общих и групповых родительских собраниях);
- конференции (итоговые, тематические, организационные);
- консультации педагогов и психолога;
- оформление уголка для родителей;
- встречи с родителями за «круглым столом» для обсуждения насущных проблем воспитания и выработки решений.
Коллективные творческие дела родителей, детей и педагогов
- Праздники: «День знаний», «День матерей России», «Новый год», «Международный женский день», «День защитника Отечества» и др.
- Спортивные праздники.
Условия эффективного взаимодействия с семьями воспитанников:
• Открытость детского сада для семьи. Каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок, иметь возможность влиять на деятельность ДОУ. Для этого у нас в детском саду наряду с родительским комитетом создан Бабушкин совет.
• Учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, стиля семейного воспитания, структуры семьи, социального статуса. После определённых наблюдений мы составляем психологические портреты семей своих воспитанников, что позволяет более гибко подходить к вопросам взаимодействия с ними, выстраивать добрые, доверительные отношения.
• Обратная связь. Партнёрство родителей и педагогов предполагает хорошо налаженную обратную связь. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОУ. Родители хотят знать: учитывают ли воспитатели их мнение, реагируют ли на замечания, предложения, советы с их стороны. Воспитатели, в свою очередь, - как реагируют родители на предложения и советы. Так у родителей выстраивается осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Именно с учётом вышеперечисленных условий, а также проведя вышеуказанные организационные мероприятия, мы начали выстраивать отношения с родителями. Ещё одна форма нашей работы с родителями — это проведение мастер- классов в созданном нами клубе «Умелые ручки». Он заседает каждые две недели. Предлагая родителям совместную деятельность с ребенком, мы в первую очередь ориентируемся на зону ближайшего развития ребенка, где родитель выступает помощником. Помощь взрослого способствует успешному выполнению действий, ребенок принимает помощь и может использовать предложенные способы действий самостоятельно.
Алгоритм работы в клубе, следующий:
1 этап – родителю и ребёнку показываем образец поделки, которая у них должно получиться, заинтересовываем;
2 этап – рассказываем, как эта поделка выполняется поэтапно;
3 этап – взрослый начинает повторять эти действия вместе с ребёнком, доводя до конца начатое дело.
Очень важно в итоге дать положительную оценку деятельности ребёнка, поддержав его инициативу. Это может быть организация выставки, обыгрывание поделки и др.
Устанавливаемые в процессе совместной работы тёплые отношения с родителями воспитанников способствуют формированию устойчивого психологического климата в группе в целом. Обогащение знаний и опыта родителей в вопросах ознакомление с окружающим миром, развитие сенсорной культуры детей раннего возраста – это есть цель нашего проекта, который мы так и назвали – «Семья и детский сад». Начав с малого, постепенно углубляясь в идею содружества семьи и детского сада, мы увидели большие перспективы этого дела, которое требует общей заинтересованности, консолидации усилий воспитателей, администрации, психолога и других специалистов ДОУ, а также детей и их родителей. В дальнейшем мы намерены углублять и разнообразить формы взаимодействия с родителями.
С образованием клуба «Умелые ручки» мы отметили повышение заинтересованности наших воспитанников в творческой деятельности. Возраст для такой совместной деятельности ребёнка и взрослого подобран целесообразный, т.к. в три года начинает развиваться самостоятельность. У наших воспитанников формируются предметная деятельность, деловое сотрудничество со взрослыми, совершенствуется наглядно-действенное мышление. Вот почему совместное изготовление поделок как повторение действий взрослого человека, которому доверяет ребенок, играет важную роль в усвоении им культурных способов действий. Предлагаемая взрослыми модель поведения выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную деятельность ребенка.
Реализуя Проект «Семья и детский сад», мы создаем необходимые условия в детско-родительском коллективе для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, повышаем компетентность родителей в области воспитания и делаем их своими партнёрами в успешном освоении воспитанниками образовательной программы дошкольного образования.