воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 50", г. Северск
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились. Этимология слов «Родина» и «Отчизна» - говорит сама за себя, это слова, которые имеют общий корень со словами «родиться», «род», «родители» и «отец», «отеческий». Слова имеют не только общий корень, но и общую суть: Родина – это что-то родное, близкое, это часть тебя, твоей семьи… Перед современной педагогикой поставлен вопрос о необходимости воспитывать у детей любовь к Родине, отчиму дому с раннего возраста. Как это сделать, чтобы было не только познавательно, но и интересно? Специалисты утверждают, что, знакомясь с малой Родиной в детстве, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. Ребенок открывает для себя тайны этой земли, постигая историю, достопримечательности, достижения, природу, культуру родного края. Чувство Родины начинается с восхищения и гордости за то, что видит ребенок и что вызывает ответный отклик в его душе.
Бесспорно, что детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Поэтому вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Что же такое патриотизм, как объяснить детям это звучное слово?
Общепринятое определение гласит, что «патриотизм – это высокое гражданское чувство, которое таит в себе любовь к близким, родному дому, городу, стране» [1, с.118]. В патриоте проявляются такие качества личности, как ответственность, бережливость, трудолюбие. Так или иначе, в дошкольном детстве мы говорим об этих качествах и стремимся привить их детям. Ребенок-дошкольник начинает открывать для себя родной город, в котором живет, который становится для него необходимой средой существования: название города входит в активный словарь ребенка, он всегда с интересом и эмоционально делится представлениями о своем городе, связывает город со своей семьей, своими близкими и друзьями, переносит свои представления о городе в разные виды деятельности - рисует улицы и дома, сочиняет истории про город, строит его объекты. Доказано, что патриотическое воспитание должно начинаться с «малой родины»: с дома, в котором родился и живет ребенок, детского сада, который он посещает, магазинов, театров, музеев, которые он посещает с близкими людьми [2, с.2]. От того, как мы сможем представить ребенку его родной город, какие эмоции и чувства сможем вызвать, зависит становление его гражданской позиции.
В нашем ДОУ патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: занятия по краеведению, развитию речи, изобразительному искусству, в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой.
Наш город Северск - молодой, развивающийся, спортивный, очень интересный, поэтому главной целью краеведения стало воспитание гражданина, любящего и знающего свой город. Для достижения поставленной цели определился ряд задач:
· познакомить с историей становления города Северска,
· познакомить с достопримечательностями, улицами города,
· развить представления о жизни и труде людей в родном городе, России,
· развить стремление как можно лучше знать свой город и гордиться его достижениями,
· формировать представления о своей стране,
· воспитывать любовь и уважение к родному краю.
Работу по краеведению мы проводим с применением разнообразных форм и методов.
В старших возрастных группах систематически проводим познавательные занятия, посвященных родному городу, такие как:
· «Мой дом и улица, где я живу. Детский сад». Цель: знакомство детей с улицами города, прилегающими к детскому саду, где живут дети; знакомство с улицей, на которой расположен детский сад, с другими объектами, которые на ней находятся.
· «Наш город Северск». Цель: знакомство детей с названием города, с главными его улицами, с достопримечательностями города, с гербом города. Закреплять знание своего микрорайона.
· «История возникновения родного города». Цель: знакомство с историей строительства города Северска: деревня Белобородово, Смолокурка, поселок Чекист, детская колония, первые деревянные двухэтажные дома в начале улицы Первомайской и по улице Лесной; начало строительства Сибирского химического комбината. Знакомство с тем, почему так названы улицы и в честь кого.
· «Место расположения нашего города». Цель: знакомство детей с картой Томской области, с местом нахождения на ней нашего города, с городом Томском – близким соседом нашего города.
· «Природа нашего края». Цель: знакомство с растительным и животным миром, который окружает наш город; воспитание бережного и заботливого отношения к окружающему миру.
· «Труд людей в родном городе». Цель: знакомство детей с трудом взрослых, с профессиями, востребованными в нашем городе.
· «Спортивный город». Цель: знакомство со спортивными объектами родного города, видами спорта, спортсменами и их достижениями на мировом и Олимпийском уровнях.
Коллективом нашего детского сада накоплен богатый опыт организации педагогических мероприятий, направленных на усвоение и закрепление знаний об истории и сегодняшнем дне родного города. Традиционными стали экскурсии, целевые прогулки по городу, чтение книг и разучивание стихов о Северске, тематические досуги «О Северске – с любовью», «Мой светлый город!».
Одним из направлений, которое имеет педагогическую ценность, является сотрудничество детского сада с музеем города. Работниками городского музея разработан цикл познавательных игр для детей старшего дошкольного возраста («Знакомство с музеем города», «Мы – археологи», «Как жили древние люди?», «Сказки народов Сибири», «Самовар – дедушка чайного стола» и другие). Экскурсоводы знакомят детей не только с историей создания и развития города, но и с культурой, традициями, обрядами русского народа. Занятия проходят в форме интерактивных игр, костюмированных и ролевых игр, практических заданий, которые привлекают детей к деятельности. Так же детей знакомят с искусством родного города: выставки северских художников и ручных умельцев. Все это укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории родного края.
В нашем детском саду оформлен «Уголок русской избы», где представлены экспонаты старинной кухонной утвари, одежды, женского рукоделия. Дети разного возраста с удовольствием посещают это помещение, как на занятиях, так и в рамках совместной деятельности. Неизменный интерес вызывает старинный утюг, веретено, ухват – те предметы быта, которые дети не могут увидеть дома, в повседневной жизни.
Ценным мероприятием по усвоению знаний о родном городе являются прогулки и экскурсии. Прогулки по родному городу мы обязательно сопровождаем рассказом об определенном объекте, за которым ведется наблюдение и беседой (знакомство с названием улиц или рассматривание объектов природы), это развивают чувство гордости, ответственности за родной город, природа становится ближе и понятней, дети стараются сделать что-то полезное для сохранения сибирского края.
Проводим с детьми беседы о достижениях людей нашего города, так, например, о работниках Сибирского химического комбината, о спортсменах нашего города, добившихся успехов в стране и за её пределами. Это воспитывает в детях уважение, любовь к людям родного города, стремление им подражать, гордость за свою «малую Родину».
Коллектив детского сада проводит большую работу по ознакомлению дошкольников с героическим прошлым нашей страны. Мы стремимся донести до детей мысль о том, что спустя многие годы люди по-прежнему помнят о событиях Великой Отечественной Войны, сохраняют и уважают память о погибших, окружают вниманием людей, защищавших нашу Родину. По этому направлению гражданско-патриотического воспитания нами был разработан педагогический проект «Искры памяти», в ходе которого мы проводили такие мероприятия, как:
· акция «Поздравь ветерана»;
· фотовыставка «Мы будем помнить ваши имена»;
· выставка экспонатов семейных реликвий «Победители»;
· конкурс исследовательских детско-взрослых проектов «Семейная летопись военных лет»;
· конкурс рисунков «Миру – мир»;
· акция «Поздравь ветерана»;
· акция «Вахта памяти»;
· презентация «Дети войны»;
· военно-спортивная игра «Зарничка»;
· музыкальная гостиная «Песни военных лет»;
· спортивный праздник «Честный поединок»;
· концерт для жителей округа «Сияет солнце в день Победы»;
· музыкально-спортивный праздник «Костёр Победы»;
· фестиваль детского творчества «Наследники Победы».
Переполненные новыми знаниями и впечатлениями, дети выражают свои чувства в играх, рисунках, поделках - и в каждой работе ребенка присутствует частичка любви к родному краю, к такой понятной и близкой «малой Родине».
Традиционным стало оказание посильной помощи по патриотическому воспитанию, краеведению со стороны родителей наших воспитанников. С их участием проводятся фотовыставки, выставки рисунков, поделок, оформление уголков по краеведению, подготовка к праздникам.
Таким образом, благодаря систематической и целенаправленной работе дети нашего детского сада приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими свою причастность к родному городу, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, уважающими окружающих людей, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
Список использованных источников:
1. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание маленького североморца – большого гражданина России //Дошкольное воспитание № 6, 2007, с.118 (статья в журнале)
2. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников //Ребенок в детском саду № 4, 2009, с.2 (статья в журнале)