Павлова Марина Васильевна
учитель, бюджетное общеобразовательное учреждение Вологодской области "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху", г. Грязовец
Библиографическое описание: Павлова М.В. Игровая деятельность на уроках коррекционного курса «Речь и культура общения» как один из факторов формирования культуры общения слабослышащих // Современная начальная школа. 2020. № 12. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/12.pdf.
Язык является важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира, формирования и выражения мыслей, чувств человека. Успешность образования и воспитания обучающихся напрямую зависит от совершенства этого средства. Педагогу важно научить детей русскому языку, грамотно говорить и писать, чётко и ясно выражать свои мысли.
Перед слабослышащими детьми, возникают трудности в общении, в установлении контактов, в поддержании процессов общения с окружающими. Невозможность или затруднённость восприятия, понимания речи собеседника детьми с нарушением слуха, приводит к неадекватному восприятию его реальных характеристик и состояний, вызывает трудности формирования социального поведения, существенно затрудняет процесс взаимодействия со взрослыми и слышащими сверстниками, отражается на эмоциональном развитии, а, следовательно, не позволяет детям с нарушением слуха успешно интегрироваться в общество.
В специальной педагогике и психологии представлен огромный опыт, формирования коммуникативных умений и навыков у слабослышащих обучающихся. (Е.Ф. Рау, Р.М. Боскис, Л.Н. Носкова и др..). Важно отметить, что обучение детей с нарушением слуха языку в условиях коммуникативной системы происходит на всех уроках и в ходе всего учебно – образовательного процесса.
Задача формирования навыков общения у слабослышащих детей является приоритетной. Поэтому в коррекционную подготовку младших школьников включен специальный курс по общему и речевому развитию «Речь и культура общения».
Программа данного курса направлена на развитие личности ребёнка, его потенциальных способностей и возможностей, коррекцию и адаптацию каждого ребёнка к дальнейшей жизнедеятельности, подготовку детей к самостоятельной жизни.
Целью коррекционного курса является создание условий для развития компенса торных механизмов обучающихся с недостатками слуха; расширение представлений о нормах и правилах речевого поведения.
Игра это особая форма активности, она занимает в жизни ребенка центральное место. У младших школьников игра не ведущий, но характерный для них вид деятельности. Она имеет огромное значение для развития воображения и фантазии младших обучающихся. В игре дети учатся избегать стрессовых ситуаций, преодолевать страхи, агрессию, выходить из сложных ситуаций. Играя, они усваивают правила поведения в общественных местах, доброжелательный стиль общения, приобретают практический опыт и уверенность в себе. [1]
Задачи игровой деятельности:
1 расширение знаний о правилах поведения и общения с окружающими;
2 формирование навыков речевого поведения с учётом усвоенного словаря и фразеологии;
3 развитие культуры взаимоотношений ребёнок-взрослый;
4 совершенствование манеры поведения (внешний вид, походка, поведение в общественных местах)
5 развитие умения начать, поддержать и закончить диалог;
6 воспитание уважительного отношения к окружающим (этикет, взгляд, поза). [2]
Выбор игр и игровых упражнений для тетей с нарушением слуха обусловлен поставленными задачами. Содержание игр условно можно разделить на 3 модуля.
1 Воспитание самопознания и культуры поведения (содержание игр помогает слабослышащему школьнику осознать себя, как личности, как члена семьи, детского коллектива, который овладевает речевым поведением в различных жизненных ситуациях).
2 Развитие эмоционально-волевой сферы и социального поведения (содержание игр направлено на преодоление неуверенности в общении со сверстниками и взрослыми, обучающиеся учатся правильно реагировать на замечания и реакции взрослых и одноклассников).
3 Изучение правил поведения в обществе (содержание игр позволяет обучающемуся освоить речевое поведение, лексику, грамматику родного языка, взаимоотношения в школе, семье и успешно войти в жизнь слышащих людей).
На уроках коррекционного курса «Речь и культура общения» осуществляется моделирование и обыгрывание реальных ситуаций общения. После усвоения обучающимися определённого словаря, правил этикета, учитель искусственно создаёт ситуацию общения и предлагает решить создавшуюся проблему, соблюдая правила общения. Слабослышащие школьники, повторяя и проговаривая за учителем новый речевой материал, активизируют свою речь, усваивают и совершенствуют навыки общения. Использование наглядного материала (иллюстрации, фотографии, видео) позволяет показать различные темы общения: «Встреча гостей», «Получение и вручение подарка», «Общение в семье», «Поведение в общественных местах» и составить определённые варианты диалогов. Во время проигрывания ситуаций общения обучающиеся могут меняться ролями, что позволит им усвоить различные роли, понять отношения между людьми, поведение других и давать ему оценку.
В таблице приведены примеры игр и игровых упражнений на формирование культуры общения.
Игры
Упражнения
«Дружный класс»
Цель: формирование правил речевого поведения во время урока (вежливая просьба, извинение за опоздание).
«Дети заблудились»
Цель: закрепление правил поведения в общественных местах (выбор гардероба, стиля общения).
«Закончи фразу»
Цель: развитие умения строить грамотно оформленные фразы, согласовывать слова предложения.
«Испорченный телефон».
Цель: развитие умения четко и ясно передавать информацию.
«В Библиотеке»
Цель: формирование правил речевого поведения в библиотеке (правила поведения в библиотеке, приветствие, поиск нужной книги, журнала).
«Как сказать?» Цель: закрепление умения использовать различную интонацию для выражения просьбы, требования.
«Фразы разбежались»
Цель: составление диалога из рассыпного текста на заданную тему.
«Зеркало»
Цель: развитие умения различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций через движение, действие.
Использование игровой деятельности в системе уроков коррекционного курса «Речь и культура общения» способствует развитию речи, формированию коммуникативной культуры, адекватного поведения слабослышащих обучающихся в обществе.
Библиографический список
1. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-с изд. М.: ВЛАДОС, 1999.
2. Выгодская Г.Л. Игровая деятельность глухих детей// Психология глухих детей. - М., 1971.
3. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: кн. для учителя. - 2-е изд., испр. - М., 1988.
4. Пономарева, Н.В. Дидактические игры в обучении младших школьников / Н.В. Пономарева // Начальная школа. – 2009. - № 11.
5. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида/ Под ред. Е. Г. Речицкой. - М., 2005.
учитель, бюджетное общеобразовательное учреждение Вологодской области "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху", г. Грязовец
Библиографическое описание: Павлова М.В. Игровая деятельность на уроках коррекционного курса «Речь и культура общения» как один из факторов формирования культуры общения слабослышащих // Современная начальная школа. 2020. № 12. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/12.pdf.
Язык является важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира, формирования и выражения мыслей, чувств человека. Успешность образования и воспитания обучающихся напрямую зависит от совершенства этого средства. Педагогу важно научить детей русскому языку, грамотно говорить и писать, чётко и ясно выражать свои мысли.
Перед слабослышащими детьми, возникают трудности в общении, в установлении контактов, в поддержании процессов общения с окружающими. Невозможность или затруднённость восприятия, понимания речи собеседника детьми с нарушением слуха, приводит к неадекватному восприятию его реальных характеристик и состояний, вызывает трудности формирования социального поведения, существенно затрудняет процесс взаимодействия со взрослыми и слышащими сверстниками, отражается на эмоциональном развитии, а, следовательно, не позволяет детям с нарушением слуха успешно интегрироваться в общество.
В специальной педагогике и психологии представлен огромный опыт, формирования коммуникативных умений и навыков у слабослышащих обучающихся. (Е.Ф. Рау, Р.М. Боскис, Л.Н. Носкова и др..). Важно отметить, что обучение детей с нарушением слуха языку в условиях коммуникативной системы происходит на всех уроках и в ходе всего учебно – образовательного процесса.
Задача формирования навыков общения у слабослышащих детей является приоритетной. Поэтому в коррекционную подготовку младших школьников включен специальный курс по общему и речевому развитию «Речь и культура общения».
Программа данного курса направлена на развитие личности ребёнка, его потенциальных способностей и возможностей, коррекцию и адаптацию каждого ребёнка к дальнейшей жизнедеятельности, подготовку детей к самостоятельной жизни.
Целью коррекционного курса является создание условий для развития компенса торных механизмов обучающихся с недостатками слуха; расширение представлений о нормах и правилах речевого поведения.
Игра это особая форма активности, она занимает в жизни ребенка центральное место. У младших школьников игра не ведущий, но характерный для них вид деятельности. Она имеет огромное значение для развития воображения и фантазии младших обучающихся. В игре дети учатся избегать стрессовых ситуаций, преодолевать страхи, агрессию, выходить из сложных ситуаций. Играя, они усваивают правила поведения в общественных местах, доброжелательный стиль общения, приобретают практический опыт и уверенность в себе. [1]
Задачи игровой деятельности:
1 расширение знаний о правилах поведения и общения с окружающими;
2 формирование навыков речевого поведения с учётом усвоенного словаря и фразеологии;
3 развитие культуры взаимоотношений ребёнок-взрослый;
4 совершенствование манеры поведения (внешний вид, походка, поведение в общественных местах)
5 развитие умения начать, поддержать и закончить диалог;
6 воспитание уважительного отношения к окружающим (этикет, взгляд, поза). [2]
Выбор игр и игровых упражнений для тетей с нарушением слуха обусловлен поставленными задачами. Содержание игр условно можно разделить на 3 модуля.
1 Воспитание самопознания и культуры поведения (содержание игр помогает слабослышащему школьнику осознать себя, как личности, как члена семьи, детского коллектива, который овладевает речевым поведением в различных жизненных ситуациях).
2 Развитие эмоционально-волевой сферы и социального поведения (содержание игр направлено на преодоление неуверенности в общении со сверстниками и взрослыми, обучающиеся учатся правильно реагировать на замечания и реакции взрослых и одноклассников).
3 Изучение правил поведения в обществе (содержание игр позволяет обучающемуся освоить речевое поведение, лексику, грамматику родного языка, взаимоотношения в школе, семье и успешно войти в жизнь слышащих людей).
На уроках коррекционного курса «Речь и культура общения» осуществляется моделирование и обыгрывание реальных ситуаций общения. После усвоения обучающимися определённого словаря, правил этикета, учитель искусственно создаёт ситуацию общения и предлагает решить создавшуюся проблему, соблюдая правила общения. Слабослышащие школьники, повторяя и проговаривая за учителем новый речевой материал, активизируют свою речь, усваивают и совершенствуют навыки общения. Использование наглядного материала (иллюстрации, фотографии, видео) позволяет показать различные темы общения: «Встреча гостей», «Получение и вручение подарка», «Общение в семье», «Поведение в общественных местах» и составить определённые варианты диалогов. Во время проигрывания ситуаций общения обучающиеся могут меняться ролями, что позволит им усвоить различные роли, понять отношения между людьми, поведение других и давать ему оценку.
В таблице приведены примеры игр и игровых упражнений на формирование культуры общения.
Игры
Упражнения
«Дружный класс»
Цель: формирование правил речевого поведения во время урока (вежливая просьба, извинение за опоздание).
«Дети заблудились»
Цель: закрепление правил поведения в общественных местах (выбор гардероба, стиля общения).
«Закончи фразу»
Цель: развитие умения строить грамотно оформленные фразы, согласовывать слова предложения.
«Испорченный телефон».
Цель: развитие умения четко и ясно передавать информацию.
«В Библиотеке»
Цель: формирование правил речевого поведения в библиотеке (правила поведения в библиотеке, приветствие, поиск нужной книги, журнала).
«Как сказать?» Цель: закрепление умения использовать различную интонацию для выражения просьбы, требования.
«Фразы разбежались»
Цель: составление диалога из рассыпного текста на заданную тему.
«Зеркало»
Цель: развитие умения различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций через движение, действие.
Использование игровой деятельности в системе уроков коррекционного курса «Речь и культура общения» способствует развитию речи, формированию коммуникативной культуры, адекватного поведения слабослышащих обучающихся в обществе.
Библиографический список
1. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-с изд. М.: ВЛАДОС, 1999.
2. Выгодская Г.Л. Игровая деятельность глухих детей// Психология глухих детей. - М., 1971.
3. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: кн. для учителя. - 2-е изд., испр. - М., 1988.
4. Пономарева, Н.В. Дидактические игры в обучении младших школьников / Н.В. Пономарева // Начальная школа. – 2009. - № 11.
5. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида/ Под ред. Е. Г. Речицкой. - М., 2005.