Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Муравьева О.Е. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУ-ДА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Библиографическое описание:
Муравьева О.Е. Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) на уроках ручного труда и изобразительного искусства // Современная начальная школа. 2021. № 22. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/22.pdf.

В нашей школе в настоящее время созданы все условия для развития разносторонней личности ребенка, в не зависимости от его психофизических особенностей. Обучающимся с ОВЗ необходимо внимательное, доброе отношение взрослых, и в первую очередь педагога. С такими детьми нужна систематическая последовательная работа и большое терпение.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех обучающихся с ОВЗ в силу их индивидуальных способностей, но я стараюсь дать каждому ребёнку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. Для этого подбираю посильные по объему и сложности выполнения задания, чтобы у ребенка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях.

Такжеопыт моей работы показывает, что занятия творчеством способствует созданию условий для приобретения обучающимися с ОВЗ позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Творческая деятельность оказывает благотворное влияние на все стороны психического развития детей с ОВЗ. Положительные эмоции, которые возникают в процессе, активизируют внимание, развивают память, мышление, воображение, воздействуют на общее состояние всего организма ребенка. В связи, с чем у детей улучшается настроение, исчезает страх, скованность, нервное напряжение. Творчество создает основу для более эмоционального, содержательного общения педагога и ребенка. Кроме этого, творческая деятельность помогает строить индивидуальные социальные контакты.

На уроках ручного труда и изобразительного искусства моей основной задачей является сенсорное обучение (накопление представлений о цвете, форме и величине предметов), а так же развитие мелкой моторики.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Сенсорное развитие у детей с ОВЗ значительно отстает по срокам формирования и происходит не равномерно. Моя задача состоит в том, чтобы дети постепенно накапливали зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы, а затем были соединены – обозначены словом. С первых уроков дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как круг, квадрат, треугольник. Затем выполняются простые рисунки, составленные из геометрических фигур, например: «Дом», «Башня».

В конце 1 полугодия дети нарисовали воробья из геометрических фигур.

С первых шагов изобразительной деятельности дети учатся работать аккуратно, им понятно, когда учитель говорит «не выходите за контур рисунка», «сильнее нажимайте на карандаш». Научились понимать, что значит работа по трафарету и шаблону.

Работа с пластичными материалами, пластилинография.

На уроках ручного труда и изобразительной деятельности у детей есть возможность реализовать свой накопленный опыт, знания и умения.

Особый интерес у детей вызывает рисование пластилином.

Так как я работаю с первоклассниками, то предлагаю детям следующие задания:

Например, дети должны дорисовать недостающие элементы рисунка (дорисуй портрет (глаза, нос, рот), дорисуй мышке усики; зайчику глазки и хвостик и т.д.).



На уроках по ручному труду я использую лепку с целью показать нестандартные приемы работы с пластилином.

Предлагаю украсить крылья бабочки разноцветным узором из пластилина.



Дополнить изображение капельками дождя.



Аппликация с помощью различных видов пластилина, изготовление объемных фигурок из шарикового пластилина - это простой, но необычный вид творчества. Эти занятия хорошо корригируют внимание, мелкую моторику; развивают фантазию, воображение; воспитывают усидчивость.

Шариковый пластилин состоит из шариков и клеевых нитей, он не липнет к пальцам, приятен на ощупь, имеет очень яркие цвета и вызывает массу положительных эмоций у ребят.



При изготовлении объемных фигур я знакомлю детей со свойствами этого пластилина: бывает крупнозернистый и мелкозернистый, застывающий и не застывающий. Мелкозернистый пластилин плохо держит форму, поэтому учу детей сначала делать основу из бумаги (шарики, овалы). На втором занятии даю ребятам возможность изготовить фигурки животных по их замыслу или по картинкам-образцам.

На уроках одни дети любопытны, выполняют работу самостоятельно, интересуются оценкой своего труда. Другие безынициативны, выполняют самую легкую работу побыстрее. В процессе урока слежу за тонусом детей. Если вижу, что они устали, делаю перерыв. В конце урока вместе с детьми убираем рабочие места, следим за чистотой одежды, моем руки.

Для проявления творческих способностей недостаточно дать ребенку кусок пластилина, необходим положительный пример.



И тут я хочу сказать о ведущей роли учителя в этой работе, который должен сам уметь рисовать, лепить, давать возможность наблюдать за процессом изготовления изделий. Эти наблюдения вызывают у детей интерес к данному виду деятельности, стремление подражать взрослому.

Для обучающихся работа с пластилином является наиболее привлекательной еще и потому, что можно сразу увидеть результат своей деятельности, потрогать, поиграть со своими изделиями сразу в процессе занятия. Выполнение различных поделок, доставляет детям радость, создает положительный эмоциональный настрой. Особенно полезны такие занятия для детей с речевыми патологиями, так как развитие мелкой моторики стимулирует речевую активность.

Одним из интереснейших видов художественной деятельности, предлагаемой программой, является работа с бумагой. Дети выполняют работы в различной технике (аппликация, плетение, мозаика, вырезание, моделирование из картона). В руках ребят бумага превращается в красивые полезные вещи. Работа с бумагой позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает в них радость труда.



Не менее интересна аппликация из природного материала, создание композиций из сухих растений. Большое разнообразие материала: шишки, ракушки, цветы, семена, крупа, камыш, камешки, орехи, желуди, кора, ветки деревьев, колоски, соломка, пух, перья, скорлупа, мох, песок, и из всего этого можно сделать поделку. Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.



Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов обучающихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.

Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоуважение. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Применение электронных ресурсов на уроках усиливает интерес детей к изготовлению предстоящей творческой композиции, а также делают уроки яркими, запоминающимися, эмоционально окрашенными. Все уроки имеют развивающую направленность. Однако, опять же необходимо учитывать возрастные особенности детей. Чем младше дети, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Нагрузка во время урока должна соответствовать возможностям обучающихся.

Этапы урока

Уроки включают в себя теоретическую часть, практическую деятельность обучающихся и рефлексию (итог урока).

Теоретическая часть это своего рода ритуал вхождения в занятие.

Создание мотивации на совместную работу, целеполагание. Задается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала, отгадыванием загадок, просмотром мультфильмов, применением игровых элементов, с использованием компьютерных технологий.

Практическая часть включает в себя упражнения на развитие мелкой моторики, двигательной активности и, непосредственно, выполнение самой работы.

Рефлексия (итог урока) предполагает закрепление нового опыта. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом. Выставки проводятся в конце каждого урока с целью обсуждения, поощрения.

Специфика проведения уроков определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание учителя. Поэтому, в коррекционных целях, я использую выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Обязательно включаю пальчиковую гимнастику, применение которой наиболее способствует развитию продуктивной деятельности и очень нравится детям. Игры с пальчиками очень увлекательны.

Играем пальчиками - развиваем речь, творческую деятельность.

Дети с удовольствием повторяют движения, развивают мелкую моторику рук.



На уроках ручного труда и изобразительного искусства я использую следующие методы и приёмы:

· словесные – беседы, рассказ, объяснение;

· наглядные - просмотр фотографий, рисунков, картин;

· практическое изготовление поделок;

· игра;

· показ учителя;

· работа «Рука в руке»;

· работа с помощью учителя;

· самостоятельное творчество

Мои принципы работы с детьми:

1. Принцип индивидуализации. В связи с неоднородностью данной категории детей по степени выраженности интеллектуальных нарушений и психофизического развития, выполнение заданий в классе зачастую проходит неравномерно. Поэтому во время урока осуществляю индивидуальный и дифференцированный подход к детям, кому-то дополнительно объясняя задание, другим, помогая его выполнить. Также можно индивидуализировать весь процесс работы: более сильные дети самостоятельно делают заготовки, другие используют готовые.

2. Создание «ситуации успеха» для каждого ребёнка на каждом занятии, с целью поддержания интереса к работе.

Использую разные формы поддержки ребенка: подбадривание, похвалу, улыбку и др.

3.Принцип равенства и сотрудничества с детьми. Он предполагает взаимодействие педагога и воспитанников в продвижении к определенным целям при условии безусловной поддержки и принятия личности каждого ребенка.

4. Исключить отрицательные эмоции. Настраиваться перед занятиями, зарядиться добрым чувством к детям, заразить их радостью, светом и теплом.

Результативность работы

При первичном поступлении детей с ОВЗ эффективность работы с ними низкая, в большинстве случаев дети приходят в 1 класс не имея начальной подготовки (многие путают цвета, не имеют понятия формы и размера предметов, плохо держат в руках карандаш, трафарет, ножницы). В результате систематической работы в данном направлении, постепенно появляется положительная динамика: улучшается технический навык работы с инструментом, дети получают трудовые навыки.



Показателем результативности моего опыта в развитии творческих способностей обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) на уроках ручного труда и изобразительного искусства является участие в различных мероприятиях (мы с детьми изготавливаем открытки, подарки для мам и пап, бабушек и дедушек). Участвуем в различного рода выставках: школьных, городских, всероссийских. Занимаем призовые места в городских, региональных конкурсах и выставках.

У большинства детей сформировался навык работы с разнообразными материалами, инструментами, навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ.

Но, на мой взгляд, самым качественным и объективным показателем результативности творческой деятельности является заинтересованность, радость и тот восторг в глазах детей, который нельзя ни с чем сравнить. Главное – это создание общей атмосферы творчества и радости.