Высшая школа делового администрирования
Конференции
Май 2023

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ НА ЦЕННОСТЯХ И ТРАДИЦИЯХ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Виноградова Дарья Павловна
специалист по социальной работе
СПб ГБУСОН "Центр социальной помощи семье и детям Колпинского района Санкт-Петербурга", Отделение временного проживания несовершеннолетних

В последние годы политика государства всё больше акцентирует внимание на проблеме формирования гражданско- патриотических качеств детей и молодёжи. Социологи давно бьют тревогу о том, что у наших соотечественников произошла деформация такого качества, как любовь к Отечеству, к своим родителям, к родной природе, к своему народу. Много ли сейчас подростков, которые могут назвать хотя бы 2 – 3 произведения русской классической музыки или имена великих художников и отечественных режиссёров- классиков? Великая русская культура подменяется шаблонной массовой культурой с ориентацией на западный образец жизни в его примитивном восприятии.

Вспомним великого отечественного педагога В.А. Сухомлинского. Его злободневно звучащие горькие слова о причинах подростковой преступности «Чем тяжелее преступление, чем больше в нём бесчеловечности, жестокости, тупости, тем беднее интеллектуальные, эстетические, моральные интересы и потребности семьи. Ни в одной семье подростков, которые совершили преступление или правонарушение не было семейной библиотеки. Хотя бы маленькой… Во всех 460 семьях я насчитал 786 книг… Никто из тех, кто совершил преступление, не мог назвать ни одного произведения симфонической, оперной или камерной музыки». Прошло больше полувека со дня написания этих слов, а как остро и современно они звучат!

Но нельзя думать, что данная проблема возникла в последнее десятилетие, она существовала всегда. По мнению К. Д. Ушинского воспитание должно иметь общественную идею, которая хранится в культуре и истории своего народа. Воспитание подрастающего поколения должно опираться на родную культуру: литературу, историю, родной язык. «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, он пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её не один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить не один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы вести не один эстетик; оно наконец даёт, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку не один философ»- писал К,Д. Ушинский. С.Т. шацкий утверждал, что «самое главное у детей- их общественные инстинкты».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных задач современной педагогики. Концепция программы ФГОС НОО «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» заключается в том, что современная начальная школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Всё это даёт возможность вырастить поколение, готовое отстаивать интересы своей страны, нести ответственность за неё настоящее и будущее. Патриотическое воспитание в школе позволяет сформировать у детей уважение к культуре и истории своей страны, познакомить с современными достижениями нашего народа. Реализация такой задачи невозможна без знаний традиций нашей Родины, своего края. Детям необходимо знать уклад жизни, традиции, историю своих предков, их культуру.

Формирование чувства патриотизма и гражданственности начинается в семье. Ведь семья – это ячейка общества со своими традициями. С ранних лет слышим, запоминаем мы в семье песни, сказки, былины, учимся всякому доброму делу. Однако и школа не должна оставаться в стороне, именно ей дана ведущая роль в этом организованном и целенаправленном процессе.

Традиционно в ходе знакомства школьников с городом, краем, людьми, проживающими рядом, большое значение придаётся проведению тематических встреч, целевых прогулок и экскурсий. Процесс познания малой Родины реализуется в предметно – наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно вступает в контакт с окружающим миром.

На занятиях по окружающему миру не только знакомились с Россией, но и со своим городом, с его достопримечательностями. Выполняли задание какие улицы в городе названы в честь участников ВОВ, писателей, поэтов, художников. Приходили к ребятам и из музея, показывали картины с достопримечательностями города, ребятам было интересно. Они сами определяли, что за место изображено художником.

Выясняли какие растения произрастают в нашем городе, есть ли у нас парки. Говорили о животных, обитающих в лесах Ленинградской области. Готовили небольшие сообщения о животных и растениях с иллюстрациями. Ребята с интересом слушали, рассматривали иллюстрации.

В своей внеклассной работе я провожу патриотические праздники, патриотические игры. Например, проведение игры «Зарничка». Ребята искали знамя, выполняя различные задания. После игры прямо на улице их ждала горячая каша и кружка чая, ка бойцов на привале. Затем делились своими впечатлениями. В результате таких мероприятий происходит сплочение коллектива, ребята учатся взаимовыручке.

С первых школьных дней педагог приступает создавать у обучающихся такие понятия, как «Родина», «Отечество», «патриот», «поступок», «воин – освободитель». Со временем ученики приходят к выводу о том, что патриотизм – это любовь к Родине.

Проводила тематические классные часы:

1.Герои ВОВ.

2.Пионеры- герои.

3.Мой прадедушка (прабабушка) участник войны.

4. Моя прабабушка труженица тыла.

5.Классный час на тему космонавтики. На уроках ИЗО рисовали рисунки на тему космос. На уроке технологии делали объёмный макет ракеты.

Я считаю, что такие мероприятия проводить надо. Именно младшие школьники познают для себя новое, учатся любить свою Родину.

Классическим методом формирования патриотизма становится возложение цветов к монументам героев войны. Накануне 9 мая традиционно школьники совместно с педагогом делают искусственные цветы, вплетают их в каркас венков. Младшие школьники хорошо понимают: им оказана большая честь - подготовить существенное общешкольное дело и напрямую принимать участие в нём.

Чувство гордости за свою страну у ребят вызывает участие в митингах, в бессмертном полку посвящённых празднику победы. Маршировка строем с девизом, речёвкой, песней. Заранее готовятся к данному мероприятию. Подходят к подготовке ответственно.

Патриотическое развитие является в комплексе с национальным обучением, которое основной своей целью ставит поддержку всенародных обычаев, обрядов, традиций, языка и способствует передачи этих знаний новейшему поколению. И непосредственно общенародная педагогика находится в основании развития данных обычаев. К, Д. Ушинский писал: «развитие, созданное лично народом и выстроенное в всенародных началах, содержит и ту воспитательную мощь, каковой нет в наиболее наилучших системах, основанных в теоретических мыслях или взятых у других народов».

Принимали участи в празднике масленица. Знакомились с традициями русского народа. Играли в русские игры, каждому ребёнку хотелось принять в них участие. После проведения мероприятия, я считаю нужно сразу, чтобы ребята поделились своими впечатлениями. Рассказали, что им понравилось и запомнилось.

Принимали участие в акции «Помоги братьям нашим меньшим». Приносили корм для животных, тем самым внесли свой вклад в помощь бездомным животным.

Участвовали в акции «сделай доброе дело. Помоги своим родителям. В школе помой доску, свою парту, подмеси пол.

В кружке «хочу все уметь» к 23 февраля и 8 марта делали открытки своими руками, чтобы поздравить своих пап, мам, дедушек, бабушек. Ребята впервые сами подписали открытки, сколько у них было радости в глазах, когда у них получилось.

Подводя итог, хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: «Судьба России, её будущее- в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам лишь некоторую сумму знаний. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».