Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Соколова С.Н., Мельникова И.А., Гуляева Т.Н. МОЁ ПРИЗВАНИЕ – МЕТОДИСТ

Библиографическое описание:
Соколова С.Н., Мельникова И.А., Гуляева Т.Н. Моё призвание – методист // Современная начальная школа. 2021. № 19. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/19.pdf.

«Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями».
А. Апшерони

В ситуации перехода к постиндустриальному обществу, в условиях многонациональной страны, становления новой российской государственности и демократического гражданского общества, обновление образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. Именно образование, в первую очередь, должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.

В отчёте о результатах деятельности Правительства Белгородской области в 2018 году Савченко Е.С. отметил: «Добро, уважение, взаимопонимание, взаимопомощь, поддержка, понимание значимости и ценности каждого человека – это тот фундамент, который поможет противостоять негативным тенденциям современного общества». Исходя из этих принципов, была принята стратегия развития образования Белгородской области «Доброжелательная школа» на период 2019-2021 годы.

Одним из направлений стратегии является формирование единого методического пространства Белгородской области.

Основная задача методических служб – содействие развитию творческого потенциала педагогических работников. Это особенно важно в связи с обновлением содержания образования, развитием конкурсного движения, организацией сетевых методических объединений, стремительным вхождением в практику цифровых технологий.

2019-2020 учебный год стал важнейшим стартом современной доброжелательной школы–Школы Успеха, Школы Сотрудничества, Школы Доброты, Школы Радости. Школы дающей ощущение собственной силы, помогающей верить в себя учителям, ученикам и их родителям. Главным богатством любой страны является Человек. И каким будет этот человек, таким станет и будущее государства. И если каждый урок в образовательном учреждении, и каждый школьный день будет волшебным учительским прикосновением к таинственной душе и открытому сердцу каждого ребёнка, кропотливо ищущего свой путь к истине, то методисты, будут глубоко убеждены в справедливости истины: «Чтобы действовать с каким-либо шансом на успех, надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать».

Анализ высокоэффективных педагогических практик показывает, что повышение качества работы учителя – это именно тот фактор, который оказывает прямое влияние на уровень образованности учеников.

Решение новых задач по социализации подрастающего поколения и обеспечению конкурентоспособной системы образования требует наличия в ней кадров с новыми компетенциями и с высокой мотивацией, что является непосредственной задачей методической службы.

Кроме профессионально личностных качеств современный методист должен иметь и обширный объем теоретических и прикладных знаний из следующих областей: общей педагогики, диагностики, теории воспитания, сравнительной педагогики, методологии и методики педагогического исследования, эксперимента; общей, психологии; социологии, методики социологических исследований; общей и педагогической инноватики.

Методическая тропинка к сердцу учителя содействует тому, чтобы каждая его встреча с детьми была профессионально грамотной, являя собой отдачу чистой любви, знаний, умений, доброты, душевного тепла, интеллектуальной фантазии, увлекая в творческий полёт. А это и есть святое учительское мастерство, высокое педагогическое искусство, которым необходимо овладеть всем педагогам.

Оценить работу учителя – дело непростое, для методиста это одна из самых важнейших и самых сложных проблем. Сложность её состоит в том, что связана она с конкретными людьми, разными по уровню мастерства, по характерам. Нужна очень добросовестная, справедливая и доброжелательная экспертиза, чтобы оценить профессионализм учителя, помочь ему поверить в себя, уверенно повести за собой к его стремлению, к профессиональному росту, к самоутверждению, чтобы человек не опустил руки, не ушёл из школы после нелёгкого рабочего дня разочарованным.

В лице именно талантливого методиста учитель видит не только соратника, единомышленника, грамотного наставника, но и настоящего друга своей педагогической судьбы.

Российский учитель, как никто другой, нуждается в творческом подходе к своей профессиональной деятельности, а ведь его педагогическое мастерство – огромная социальная ценность. В современных социокультурных условиях именно учитель – главный стержень развития образования, его основная социальная роль в нравственной, духовной и интеллектуальной борьбе за Человека – сформировать личность, дать ученику основы человеческой культуры, ввести в жизнь, социально его адаптировать. Когда скульптор лепит статую из глины и неверным движением пальцев рук искажает образ, он может исправить свою ошибку, а педагог формирует Человека, создаёт будущее.

В связи с этим стратегия своевременной методической помощи учителю направлена на формирование и выявление качеств современного учителя: образованного гуманиста, интеллигента, настоящего профессионала, относящегося к каждому ребёнку, как к высшей, уникальной ценности. Разве может посредственный методист, не имеющий должного призвания, выявить «золотой фонд» школы и содействовать его росту?!

Целенаправленно сотрудничая с администрацией школы, методист помогает безошибочно решать нередко встающие задачи:

Ø осмыслить педагогическую деятельность учителя с позиций современных требований;

Ø повысить уровень его педагогической культуры и профессионального мастерства;

Ø создать условия для развития творческого потенциала педагогов;

Ø оказывать всестороннюю научно-методическую помощь учителям.

Своевременное решение этих задач, аттестация с использованием новейших педагогических технологий, изучение опыта работы учителей с помощью инструктивно-диагностических методик создаёт благоприятные условия для творчества учителя, его профессиональной самореализации, позволяет определить творческое будущее школы.

Вот почему именно от методиста требуется особое внимание к каждому учителю, а сам методист, без сомнения, должен постоянно совершенствоваться и оставаться тем факелом, от которого зажигается огонь творчества учителей в педагогических коллективах школ.

Философы сравнивают методиста с капелькой дождя. Как дождь открывает потенциал зерна, так и методисты выявляют уникальный потенциал каждого учителя.

В этом и есть истинное призвание методиста.

Литература и источники:

1.Василевская Е. В. Повышение профессионального уровня методиста — первое условие эффективного методического сопровождения инновационных процессов в системе образования // Методист. — 2016 — № 6 — С. 4–8.

2. https://образование31.рф/media/site_platform_media/2020/3/12/strategiya-dsh.pdf.