Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Богапова З.Ф. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Богапова З.Ф. Экологическое воспитание на уроках в начальной школе // Современная начальная школа. 2021. № 28. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/28.pdf.

Экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. Экологическая культура включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство "Гражданина планеты Земля".

Экология, воспитание, нравственность, человек, сказка

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительные процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем селе, районе, крае и в стране.

Цель экологического воспитания: создать условия для формирования у моих учеников основ экологической культуры, правильного отношения к природе, к себе и к другим людям как части природы.

Для выполнения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Использовать экологические знания как необходимое условие для выработки правильного отношения к окружающему миру.

2. Содействовать тому, чтобы знания несли эмоционально-действенный характер и выражались в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять всё живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.

3. Разработать сказки экологического содержания.

4. Организовать конкурсы заметок, сочинений, стихотворений, рисунков, фотографий по обсуждаемым событиям экологического характера, по результатам экскурсий.

Совершенно важно, чтобы в раннем детстве у ребёнка закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях – экологических правилах. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, даже если и не изучал специально экологию.

В своей практике мы используем различные формы и методы экологического образования и воспитания: беседа, рассказ, моделирование экологических ситуаций нравственного выбора,природоведческий практикум, работа по экологическим проектам и т.д. Дети с удовольствием сочиняют сказки и стихи на экологическую тему.

Колобок. Галеева Каролина

Испекла однажды бабка деду колобка. Поставила его на окошко томиться, а он скатился с окошка и покатился с пригорка. А пока катился стали цепляться к нему разные стёклышки да гвоздики. Вдруг навстречу Колобку идёт заяц. Заяц увидел Колобка и захотел его съесть. А Колобок говорит:

̶ Не ешь меня, видишь, сколько мусора ко мне прилипло? Если съеш, желудок испортишь.

Задумался заяц и ушёл. Катится дальше Колобок и вдруг провалился в лужу мазута. Вылез и никак отмыться не может. Тут идёт мимо волк, увидел Колобка, захотел полакомиться. А Колобок говорит:

̶ Если ты меня съешь, отравишься, видишь какая теперь экология.

Задумался волк и ушёл. Катиться дальше Колобок, видит вокруг бутылки да пакеты, да и запутался в них. Проходит мимо медведь. Поначалу захотел съесть Колобка, да видит, что Колобку и без того плохо, пожалел его.

Катится дальше Колобок, а навстречу ему лиса. Говорит лиса:

̶ Я тебя съем, Колобок.

̶ Не ешь меня, я тебе песенку спою, ̶ отвечает Колобок. ̶ Ты не ешь меня, Лиса. Я опасен для тебя.

Я в мазуте весь обвален, в стёклах, мусоре испачкан, весь пакетами обмотан. И теперь я не съедобен.

А Лиса говорит:

̶ Я тебя не слышу. Сядь ко мне на носик.

Колобок сел Лисе на носик, а Лиса его и проглотила.

С тех пор Лиса ходит с испорченным желудком.

Мир природы. Богапова Фарида

Прекрасен мир, где мы живём,

Мир паучков, жучков, зверей.

Вторгаться грубо в этот мир

Не надо добрый человек.

Большое воспитательно-образовательное значение имеют экскурсии и прогулки по экологической тропе.

Одним из важнейших показателей нашей деятельности является разработка собственных экологических проектов: индивидуальных и групповых. («Жизнь батарейки», «Зеленая аптека», «Птичья столовая», «Экологическая обстановка родного края»).

Все учебные предметы начальной школы призваны внести свой вклад в формирование экологической культуры детей и их отношения к природе. Чтобы уроки природоведения приобрели «экологическое звучание», нужно признать, что их главной целью является формирование у детей нового, ответственного отношения к природе. «Природа и люди – одно целое», «Природа в опасности», «Природа ждёт моей помощи» – вот те важнейшие выводы, которые должен сделать каждый ребёнок, изучающий природоведение. Помните, как Маленький принц у А. де Сент-Экзюпери говорил о своем главном правиле? «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Осуществляя межпредметную связь с уроками изобразительного искусства и трудового обучения, мы создали свою «Красную книгу», для которой дети рисовали исчезающие виды животных и растений, и писали для них тексты-комментарии. На рисовании дети придумали знаки и плакаты, призывающие к бережному отношению к природе, а на уроках труда делали для птиц кормушки, из бросового материала делали поделки.

На уроках русского языка используются тексты упражнений и диктантов о природе. Вот несколько примеров текстов зрительного диктанта:

Не рвите!

И ландыш не рвите.

Не делайте палку на случай

Из маленькой ёлки колючей.

По развитию речи можно предложить ребятам придумать рассказы на темы: «Последняя ромашка на земле», «Война консервных банок с людьми», «Продавец воздуха».

На уроках математики решаем задачи на экологические темы, например:

1.Если кран плохо закручен, из него за 2 ч может вытечь 60 л воды. Сколько литров воды можно сохранить за 8 ч, если хорошо закрыть кран?

2.Если сдать 120 кг макулатуры, сохранишь от вырубки 2 дерева. Сколько деревьев сохранишь от вырубки, если сдашь 180 кг макулатуры?

3.Чтобы сохранить дерево от гусеницы, на стволе вырезают полоску коры, и образовывается кольцо. Смазывают специальным клеем. За 2 ч лесник сделал на дереве 74 кольца. Сколько деревьев спасёт лесник за 5 ч работы?

Совершенно важно, чтобы в раннем детстве у ребёнка закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях – экологических правилах. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, даже если и не изучал специально экологию.

Для формирования экологической культуры младших школьников, мы разработали «Экологическую азбуку».

Азбука содержит стихи о бережном отношении к природе. Некоторые стихи похожи на правила бережного отношения к природе.

Данная азбука учит детей не быть равнодушными, стихи о природе будят мысли, развивают эмоциональный внутренний мир, воспитывают гуманность, формируют экологическое поведение и экологическую этику.

Атмосферу портят

Выхлопные газы.



Скоро будем мы носить

Везде противогазы.

В чаще леса развели

Мы костёр из веток.

Позабыли потушить,

Роща вся сгорела.



После уроков инсценируем сказки на экологические темы.

Инсценировки экологических сказок предназначены для внеклассной работы в начальной школе.

Экологическая сказка. На скамье подсудимых сидит человек.

Действующие лица: человек, судья, Земля, Вода, Адвокат, Животные, Лес, Воздух.

Судья:

На скамье подсудимых сидит человек.

В преступлении он обвиняется.

Он природу земную хотел погубить.

Встать. Суд над ним начинается.

Земля:

Вы посмотрите на мою одежду:

Она вся в мусоре, обёртках, кожуре.

В меня швыряют батарейки,

Нитратами нас травят на селе.

Вода:

Сливают в воду нечистоты,

Отходы производства, нефть, мазут.

Животные морей и океанов

От безрассудства человека пропадут.

Воздух:

Дымят заводы на планете,

Машины выхлопами душат нас.

Деревья вырубают. Кислорода

Становится всё меньше из-за вас.

Лес:

Я обвиняю человека.

Он вырубает все леса.

Обламывает ветки, разжигает

Костры, где хочет, и горят леса.

Животные:

Нам негде жить. Нас отовсюду гонят.

Ногами топчут, убивают из ружья.

И шьют из наших шкурок шубы, сумки.

И даже книга красная нас не спасёт, друзья.

Адвокат:

Есть часть людей – защитников природы.

Они не мусорят, не рвут цветы.

Не обижают братьев наших меньших,

Сажают новые деревья и кусты.

Судья:

Да, человек виновен, нет сомненья.

Но мы дадим ему последний шанс.

Что он оставит в дар своим потомкам?

Убогий мир или цветущий сад?

Литература:

1. Медведева М.В, Ремизов И.Н, Чичмарь В.В. Социально-экологический словарь для школьников и молодёжи Атомградов // М.: ООДЭД «Зелёная планета» 2013

2. Экологическое воспитание. URL: https://stud-baza.ru/ekologicheskoe-vospitanie-kursovaya-pedagogika на_сайт (дата обращения: 22.02.2018).