Высшая школа делового администрирования
Конференции

КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Шергина Ольга Николаевна
воспитатель
МБДОУ Детский сад № 36 «Звоночек»
г. Чайковский, Пермский край
Цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
На наш взгляд конструктивно – моделрующая деятельность – это универсальная педагогическая технология, обеспечивающая деятельностное обучение, которая создает благоприятную основу формирования у дошкольников предпосылок УУД. Для детей же конструирование универсальная игра, которая никогда не надоедает. Из незатейливых деталей конструктора можно построить практически все, что только может вообразить себе детская фантазия.
С детьми подготовительной группы была организована работа по проекту «Строим вместе».
Цель проекта – формирование предпосылок универсальных учебных действий средствами конструирования из строительного материала.
Задачи:
·          закрепить знания детей о деталях конструктора;
·          совершенствовать умение конструировать по условиям, по образцу, по чертежу, по схеме, по заданной теме;
·          формировать умение рассматривать, анализировать, сравнивать, делать умозаключения и обобщения;
·          учить планировать и организовывать свою деятельность;
·          развивать навык сотрудничества в ходе совместной конструктивной деятельности (умение работать в парах, в микрогруппах, умение договариваться, уступать).
Время реализации проекта – 1 учебный год. Участники проекта – воспитатель и дети подготовительной группы.
Форма реализации проекта – совместная деятельность педагога с детьми.
Совместная деятельность была организована в рамках «мастерской», в которую на время превращалось групповое помещение. Дух «мастерской» способствовал созданию иного стиля поведения, как у педагога, так и у детей. Педагог и дети выступали как партнеры, которые шли к одной цели. Включение детей в продуктивную деятельность осуществлялось по принципу добровольности: «Я тоже хочу делать это».
Особое внимание уделялось организации общего пространства для работы. Был организован один большой рабочий стол с необходимыми материалами, инструментами, образцами и прочим. За рабочим столом были предусмотрены места для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя. Места детей не были закреплены за ними жестко. Каждый мог устроиться, где захочет, от раза к разу выбирая себе соседей сам. Дети могли свободно перемещаться по комнате, если им требовался какой-то инструмент, материал. Динамична и позиция воспитателя. Каждый раз в ходе совместной деятельности он располагается рядом с тем или иным ребенком, который требует его большего внимания.
Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивает каждому участнику совместной деятельности видеть действия других, не принужденно обсуждать цели, ход работы и результат, обмениваться мнениями и открытиями («Смотри, как у меня!», «Я понял, как это сделано!»).
В ходе «мастерской» детям предлагалось несколько образцов, схем или разных материалов для реализации одной цели, что обеспечивало выбор по интересам и возможностям. Например, педагог преследуя цель попрактиковать детей в строительстве сказочных дворцов по образцу, предложил детям 3-4 образца постройки, которые отличались внешним оформлением, содержали разное число деталей (операций). Это позволяет детям выбрать работу по вкусу и не оттолкнет более слабых. В такой ситуации они выбирают образец попроще.
Воспитатель всегда включается в деятельность наравне с детьми и становится живым образцом планомерной организации работы. Он обсуждает замыслы, анализирует вместе с детьми образцы, комментирует шаги своей работы, а не инструктирует и не контролирует детей в ходе конструктивной деятельности. Педагог ведет себя не принужденно, не препятствует обсуждению дошкольниками их собственной работы, обмену мнениями и оценками, спонтанно возникающей взаимопомощи.
В ходе совместной деятельности особое внимание уделяли развитию навыка сотрудничества у детей. Учили работать в парах, в микрогруппах реализуя общую цель и добиваясь общего результата. Совместно с педагогом дети выстраивали алгоритм действий, распределяли обязанности. Организованное взаимодействие в микрогруппе способствовало развитию социально-коммуникативных компетентностей: умение уважительно относиться к взрослым и сверстникам, умение уступать и оказывать помощь, умение не ссориться, договариваться и т.д.
Анализ содержания работы в рамках проекта, доказывает, что конструирование из строительных материалов в ходе совместной деятельности формирует следующие предпосылки универсальных учебных действий:
1.         Познавательные УУД:
·          Определяют, различают и называют детали конструктора;
·          Конструируют по условиям, по образцу, по чертежу, по заданной теме, по схеме;
·          Ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного;
·          Перерабатывают полученную информацию; делают выводы в результате совместной деятельности в парах, микрогруппах; сравнивают и группируют предметы.
2.         Регулятивные УУД:
·          Умеют работать по предложенным инструкциям;
·          Умеют излагать мысли в логической последовательности, отстаивают точку зрения, анализируют ситуацию и самостоятельно находят ответы на вопросы путем логических рассуждений;
·          Определяют и формулируют цель деятельности с помощью взрослого.
3.         Коммуникативные УУД:
·          Умеют взаимодействовать в парах, микрогруппах;
·          Умеют планировать и согласованно выполнять совместную деятельность
·          Умеют распределять обязанности, роли.
·          Умеют взаимно контролировать действия друг друга
·          Умеют договариваться, вести дискуссию.
4.         Личностные УУД:
·          Умеют адекватно оценивать результат своей деятельности;
·          Умеют оценивать «хорошие» или «плохие» поступки.
Октябрь 2021