Библиографическое описание: Князева Л.В. Наша речь – вот главное богатство // Современная начальная школа. 2019. № 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/02.pdf.
Современная молодёжь, начиная с самого юного возраста, находится в не благоприятном языковом окружении. Эле ментами такого окружения являются ошиб ки разных типов (лексические, орфогра фические, грамматические, стилистиче ские и др.) в публичной устной и письмен ной речи, в том числе в источниках, имею щих наибольшее влияние на речь молоде жи, — наружной рекламе, языке СМИ.
Мы определяем положение современного россиянина в языковой ситуации, сложив шейся в России сегодня, как жизнь в усло виях неблагоприятного языкового окруже ния. Особенно актуальна данная характе ристика по отношению к детям и молодё жи. Начиная с самого раннего детства, ребёнок сталкивается с ошибками в речи окружающих, а затем и в письменных ис точниках. Юному человеку сложно разо браться в том, как правильно поступать, как можно и как нельзя говорить. Лишённые образца, положительного примера, наши молодые люди не особенно и виноваты в том, что их речь, и письменная, и устная, сегодня далека от совершенства.
В определении истоков неблагоприятного языкового окружения большинство иссле дователей едины: произошедшие в 90-х го дах прошлого века изменения в обществе породили сдвиг в культурноречевой ситуа ции, который приобрёл со временем устойчивый характер. Вслед за демократи зацией и либерализацией общественной ситуации последовали демократизация и либерализация сферы устной и письмен ной речи говорящих на русском языке.
Этот процесс очень быстро перестал ощущаться как положительный, раскре пощённость превратилась в разнуздан ность, демократизация — во вседозволен ность.
Каждый учитель в своей педагогической практике сталкивается со «словами-паразитами» в устной речи у детей младшего школьного возраста.
Начнем, пожалуй, с того, что же это за слова такие и почему их называют «паразитами»?
«Слова - паразиты» - слова, которые ученик систематически произносит, не придавая им какого - либо смысла, например: «чё», «блин», «ну», «харе», «ваще» и т.д. Они могут быть использованы в связке слов: «ну и чё», «ну блин» и т.д. Ребенок к этим словам привыкает, и не замечает их присутствие в своей устной речи.
Размышляя над этой проблемой, перебирая ассоциативный ряд, ко мне пришла идея в виде «маленьких тараканчиков со словами на спинках». Осталось воплотить свою идею в жизнь. На нарисованных тараканах написала слова, часто произносимые детьми.
Как только ученик произносит то или иное «слово-паразит», таракан «ползет» к нему на парту и находится с ним целый урок. После недельной практики, ребята стали более тщательно следить за своей речью и за речью своих одноклассников. Учащиеся не хотят, чтобы с ними находились такие «слова - паразиты».
Очень часто мы встречаем слова «вульгаризмы». И дети пользуются этими словами и в школе.
Вульгаризмы — это слова на грани литера турного употребления или нелитературные, которые несут на себе резкую экспрессию грубости. Вульгаризмы используются в сло весных перепалках, для высказывания резко негативной оценки, для эпатирования собе седника. Сегодня ими пестрит в большей степени устная речь. Многие даже бравируют использованием вульгаризмов, акцентируя внимание на том, что это не обсценная лек сика, это ругательства, но не относящиеся к нецензурным. Встречаются вульгаризмы и в языке СМИ, например, в статье, посвящённой годовщине присоединения Крыма к России: «Большинство западных политиков со свой ственным им отношением к людям как к быдлу, не понимают и не хотят понимать че ловеческой составляющей событий на Укра ине и в Крыму» (РИА-новости, 18.03.2015). Естественно, вульгаризмы — очень экспрес сивные языковые единицы, помогающие вы разить резко негативную оценку, но правила этики должны побеждать в тех случаях, когда хочется кого-то публично оскорбить.
Сведения об авторе
Князева Любовь Владимировна, учитель начальных классов, Муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 7", Россия, г. Саянск.
Современная молодёжь, начиная с самого юного возраста, находится в не благоприятном языковом окружении. Эле ментами такого окружения являются ошиб ки разных типов (лексические, орфогра фические, грамматические, стилистиче ские и др.) в публичной устной и письмен ной речи, в том числе в источниках, имею щих наибольшее влияние на речь молоде жи, — наружной рекламе, языке СМИ.
Мы определяем положение современного россиянина в языковой ситуации, сложив шейся в России сегодня, как жизнь в усло виях неблагоприятного языкового окруже ния. Особенно актуальна данная характе ристика по отношению к детям и молодё жи. Начиная с самого раннего детства, ребёнок сталкивается с ошибками в речи окружающих, а затем и в письменных ис точниках. Юному человеку сложно разо браться в том, как правильно поступать, как можно и как нельзя говорить. Лишённые образца, положительного примера, наши молодые люди не особенно и виноваты в том, что их речь, и письменная, и устная, сегодня далека от совершенства.
В определении истоков неблагоприятного языкового окружения большинство иссле дователей едины: произошедшие в 90-х го дах прошлого века изменения в обществе породили сдвиг в культурноречевой ситуа ции, который приобрёл со временем устойчивый характер. Вслед за демократи зацией и либерализацией общественной ситуации последовали демократизация и либерализация сферы устной и письмен ной речи говорящих на русском языке.
Этот процесс очень быстро перестал ощущаться как положительный, раскре пощённость превратилась в разнуздан ность, демократизация — во вседозволен ность.
Каждый учитель в своей педагогической практике сталкивается со «словами-паразитами» в устной речи у детей младшего школьного возраста.
Начнем, пожалуй, с того, что же это за слова такие и почему их называют «паразитами»?
«Слова - паразиты» - слова, которые ученик систематически произносит, не придавая им какого - либо смысла, например: «чё», «блин», «ну», «харе», «ваще» и т.д. Они могут быть использованы в связке слов: «ну и чё», «ну блин» и т.д. Ребенок к этим словам привыкает, и не замечает их присутствие в своей устной речи.
Размышляя над этой проблемой, перебирая ассоциативный ряд, ко мне пришла идея в виде «маленьких тараканчиков со словами на спинках». Осталось воплотить свою идею в жизнь. На нарисованных тараканах написала слова, часто произносимые детьми.
Как только ученик произносит то или иное «слово-паразит», таракан «ползет» к нему на парту и находится с ним целый урок. После недельной практики, ребята стали более тщательно следить за своей речью и за речью своих одноклассников. Учащиеся не хотят, чтобы с ними находились такие «слова - паразиты».
Очень часто мы встречаем слова «вульгаризмы». И дети пользуются этими словами и в школе.
Вульгаризмы — это слова на грани литера турного употребления или нелитературные, которые несут на себе резкую экспрессию грубости. Вульгаризмы используются в сло весных перепалках, для высказывания резко негативной оценки, для эпатирования собе седника. Сегодня ими пестрит в большей степени устная речь. Многие даже бравируют использованием вульгаризмов, акцентируя внимание на том, что это не обсценная лек сика, это ругательства, но не относящиеся к нецензурным. Встречаются вульгаризмы и в языке СМИ, например, в статье, посвящённой годовщине присоединения Крыма к России: «Большинство западных политиков со свой ственным им отношением к людям как к быдлу, не понимают и не хотят понимать че ловеческой составляющей событий на Укра ине и в Крыму» (РИА-новости, 18.03.2015). Естественно, вульгаризмы — очень экспрес сивные языковые единицы, помогающие вы разить резко негативную оценку, но правила этики должны побеждать в тех случаях, когда хочется кого-то публично оскорбить.
Сведения об авторе
Князева Любовь Владимировна, учитель начальных классов, Муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 7", Россия, г. Саянск.