Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Андреева О.А. ВОЛОНТЁР – ЭТО ЗДОРОВО!

Андреева Ольга Александровна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа — детский сад М. Монтессори», п. Октябрьский, Устьянский район, Архангельская область

Библиографическое описание: Андреева О. А. Волонтёр — это здорово! // Современная начальная школа. 2020. № 7. URL: files.s-ba.ru/publ/primary-school/07.pdf.

С 2016 г. в МБОУ «Начальная школа — детский сад М. Монтессори» п. Октябрьский, Устьянского района, Архангельской области реализуется муниципальный инновационный проект «Апробация и внедрение технологий эффективной социализации личности Н. П. Гришаевой в практику работы ОУ». Данные технологии позволяют эффективно сформировать и развить у ребёнка саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность — качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе [1, 3].

Предполагаемая система социализации включает ряд технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и по отдельности:

— Клубный час;

— Проблемные педагогические ситуации;

— Ежедневный круг рефлексии;

— Дети — волонтёры;

— Социальные акции;

— Ситуации месяца;

— Работа с родителями.

С детьми дошкольного возраста реализуются все представленные технологии, а с учащимися начальной школы мы активно включились в реализацию технологий: «Социальные акции» и «Дети-волонтёры».

Вашему вниманию я представлю опыт работы по реализации технологии «Дети — волонтёры».

2018 год был объявлен в нашей стране годом добровольца (волонтёра). Сегодня в волонтёрскую деятельность активно вовлекаются школьники среднего и старшего звена. Новизна нашей работы заключается в том, что волонтерское движение мы организовали в условиях детского сада и начальной школы, что в свою очередь позволяет решать задачи преемственности в развитии личности на уровне дошкольного и начального общего образования.

Технология «Дети-волонтёры» способствует воспитанию духовно — нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Для реализации технологии «Дети — волонтёры» мы поставили перед собой следующие задачи [2, 3]:

ü расширить представление всех участников образовательных отношений о волонтёрском движении;

ü сформировать команду участников волонтёрского движения из числа педагогов, родителей и детей;

ü вовлечь учреждения социального окружения в реализацию технологии;

ü разработать цикл добровольческих мероприятий, направленных на воспитание у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности;

ü развивать навыки общения в разновозрастном коллективе;

ü развивать самостоятельность и ответственность у младших школьников;

ü в соответствии с ФГОС НОО формировать УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Главное условие — организовать такую волонтёрскую деятельность младшего школьника, чтобы ею занимались именно обучающиеся. Ведь младший школьный возраст является наиболее чувствительным для успешной социализации личности. Ребёнок этого возраста начинает сознательно усваивать ценности, социальные роли, правила и нормы общества, представителем которого он является.

Внедрение технологии «Дети — волонтёры» в практику работы ОО осуществляли поэтапно:



I этап — подготовительный

Изучение теоретических аспектов детского волонтёрства

II этап — организационный

Задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтёрскую деятельность

III этап — практический

Путешествие в мир добрых дел и поступков. Развитие волонтёрского движения через проведение добровольческих мероприятий и акций.



На первом подготовительном этапе работы мы организовали деятельность творческой группы, из числа заинтересовавшихся данной технологией педагогов, где познакомились с технологией Н. П. Гришаевой «Дети-волонтёры».

На втором этапе работы организовали непосредственную работу с учащимися по ознакомлению с волонтёрским движением:

1. Провели классные часы на тему добра: «Что такое добро?», «Легко ли быть добрым?», «Все мы разные, но мы вместе».

2. Средством воспитания нравственных качеств стало чтение художественной литературы с последующим обсуждением поступков героев. Ребята читают на уроках литературного чтения, дома ведут читательские дневники. Доброй традицией становится участие в читательских акциях:

§ Межрегиональная акция «Друг детства — Виктор Драгунский»;

§ Всероссийская сетевая акция «Читаем Чехова вместе»;

§ Всероссийская акция «200 минут чтения: Сталинграду посвящается»

В международный день волонтёра (5 декабря) приняли участие во Всероссийской акции «День доброй воли» / «Добрые уроки» и посмотрели фильм «Волонтёры будущего» (слайд).

3. Провели ряд внеурочных мероприятий: «Добро не уходит на каникулы», «Дари добро», «Мы все одна семья» (беседа к дню народного единства).

4. С целью повышения компетентности родителей в вопросах волонтёрского движения провели родительское собрание по теме «Воспитание доброго и отзывчивого ребёнка».

Итогом данной работы стал классный час «Волонтёры, как стиль жизни», на котором мы с детьми постарались ответить на следующие вопросы:

ü Кто такой волонтёр?

ü Какими качествами должен обладать волонтёр?

ü Определили правила, которые должны соблюдаться детьми — волонтёрами

Правила волонтёра

Волонтёр всегда готов прийти на помощь;

Будь вежливым, добрым, терпеливым. Здоровайся при встрече и прощайся при расставании;

Найди того, кто нуждается в твоей поддержке — помоги ему;

Учи тому, что умеешь сам;

Доводи начатое дело до конца.

ü Совместно с детьми разработали символ волонтёрского движения нашего класса.



В

ера в успех начатого дела

О

тветственность

Л

юбовь к делу

О

тзывчивость

Н

еобходимость

Т

рудолюбие

Е

динство

Р

адость от выполненного дела

Т.е. мы узнали, что волонтёрство основывается на добровольном труде и не требует оплаты. Его мотив не материальное поощрение, а удовлетворение социальных и духовных потребностей.



Пояснение:

Руки обозначают, что только вместе взявшись за руки, нам не страшны никакие препятствия.

На руках лежит раскрытая книга. Она является источником знаний, которые получают школьники и могут передать их другим.

Из центра книги «растёт» цветок — символ нового дела.

В центре сердце, обозначающее любовь к любому делу.

Лепестки окрашены в различные цвета:



Жёлтый — мы выступаем за защиту животных.

Красный — внимание и поддержка к людям, в особенности к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Зелёный — охрана растительного мира на планете Земля.

Синий — охрана воды и воздуха.

Коричневый — забота о земле, на которой твёрдо стоит человек.

ü Разработали вместе с детьми оформление и содержание «Личной книжки волонтёра», которую получил каждый волонтёр из нашего отряда.

На третьем практическом этапе мы отправились «делать добрые дела», т. е. реализовывать конкретные мероприятия, которые мы объединили в группы (результаты работы представлены в таблице 1):

«Поможем малышам»

«Играем вместе»

«Научим тому, что умеем сами»

«Дарим приятные сюрпризы»

«Участвуем в акциях, конкурсах»



Таблица 1. «Добрые дела»

Дата

Класс

Мероприятие

Ноябрь — декабрь 2017

4

«Дарим приятные сюрпризы»

Учащиеся изготовили своими руками дидактические игры по развитию математических представлений и подарили их дошкольникам.

Май 2018

4

«Участвуем в акциях, конкурсах»

Взаимодействие с социумом — «Управлением культуры, спорта, туризма и молодёжи администрации МО «Устьянский муниципальный район»

Участие школьников в организации и проведении молодёжного автопробега «Путь Победы»

Декабрь 2018

1

«Играем вместе», «Дарим приятные сюрпризы»

Учащиеся 1 класса изготовили своими руками книжку — малышку к произведению Е. Трутневой «Времена года» и подарили её малышам. Прочитали для малышей стихи о временах года.

22 марта 2019

1

«Научим тому, что умеем сами», «Наша малая Родина»

(Совместное мероприятие с дошкольниками из старшей группы «Гномики»)

Дошкольники рассказали об истории п. Октябрьский (когда создан, как назывался ранее, какие есть достопримечательности).

Школьники в ответ рассказали о школьных правилах. Показали пример, как надо работать на уроках. Прочитали стихи, рассказали о растительном мире Устьянского района.

Май, 2019

1

«Участие в акциях, конкурсах»

Приняли участие в акции «Раздельный сбор»

11 сентября 2019

2

«Поможем малышам»

«Трудовой десант» — учащиеся совместно с классным руководителем после окончания всех уроков разносили привезённый песок в песочницы на участки детского сада.

25 сентября 2019

2

«Дарим приятные сюрпризы»

«Доброе дело» — школьники своими силами изготовили закладки для первоклассников — маленьких соседей по школе. Стали готовиться к мини — концерту для их вручения.

25 октября 2019

2

«Дарим приятные сюрпризы», «Мини — концерт для первоклассников».

В первый класс шагаешь смело и улыбка до ушей,

Пожелаем вдохновения, самых красочных идей!

Такими словами учащиеся класса начали мини-концерт для ребят из 1 класса МБОУ «ОСОШ"2». Рассказали стихи, спели песню и подарили закладки, сделанные своими руками.

30 октября 2019

2

«Научим тому, что умеем сами»

Квест — игра «Мы — будущие первоклассники». Волонтёры из команды начальной школы пригласили детей подготовительной группы в школу и провели для них квест «Вы — будущие первоклассники», на котором познакомили младших товарищей со школьными правилами, провели увлекательные уроки.

7 ноября 2019

2

«Дарим приятные сюрпризы»

Книги — наши друзья. Школьники пришли к выводу, если не беречь книги, то они прослужат недолго. На группе продлённого дня «лечили» книги.

5 декабря 2019

2

«Участвуем в акциях, конкурсах»

Школьники приняли в акции «Добрые уроки», смотрели фильм «Волонтёры будущего».

18 декабря 2019

2

«Участвуем в акциях, конкурсах»

Создание агитационных листовок «Не рубите ёлки — берегите лес» и распространение их в общественных местах: магазины, УДЮЦ, остановки, доски объявлений у многоквартирных домов.

19 декабря 2019

2

«Играем вместе», «Дарим приятные сюрпризы»

Учащиеся были в гостях у дошколят и провели интерактивную игру «Поможем птицам зиму пережить». Читали стихи, показывали сценки, загадывали малышам загадки. Потом подарили адвент — календарь, созданный своими руками. Чтобы малыши подкармливали пернатых и считали, сколько дней остаётся до Нового года!

31 января 2020

2

«Научим тому, что умеем сами», «Играем вместе»

«Литературно-музыкальная гостиная по мотивам сказок С.Г. Писахова»

Участие во внеклассном мероприятии краеведческого курса «Морянка» учащихся 2 класса и детей старшего дошкольного возраста.

Февраль — март 2020

2

«Научим тому, что умеем сами», «Играем вместе»

В рамках факультатива «Финансовая грамотность» изготовили своими руками домино «Монеты», выступили с сообщением «Бумажные деньги на карте России» в группе «Родничок». Подарили домино и провели интерактивную игру.



На Новый год родители подарили нам «Шкатулку добрых дел», в которую мы складываем сделанные нами добрые дела, чтобы в любое время открыть её и вспомнить, кому подарили частичку нашей любви и добра.

Анализируя ещё довольно-таки небольшой опыт работы по реализации технологии «Дети-волонтёры», мы пришли к выводу, что волонтерство — очень полезная и нужная деятельность для детей. Отмечаем, что дети стали более самостоятельными, ответственными, внимательными друг другу, начинают проявлять заботу об окружающих и с благодарностью относиться к помощи.

Волонтёрское движение пользуется большим интересом у детей и родителей, не требует больших материальных затрат и не вызывает трудностей в исполнении. Ученики сделали вывод, что творить добро всегда приятно. Планируем работу по данной технологии развивать и совершенствовать в своей образовательной организации. (дать название команде, придумать речёвку).

Считаю, что волонтёрство для школьника — это возможность быть вовлечёнными в общество и влиять на это общество. Школа, как институт социализации ребёнка, может уже на начальных этапах обучения сформировать социальные качества, необходимые для успешной жизни.

Библиографический список

1. Приказ Управления образования администрации МО «Устьянский муниципальный район» от 05.09.2017 г. № 269 «О направлениях инновационной деятельности на 2017 — 2018 учебный год».

2. Технологии эффективной социализации в детском саду и начальной школе под ред. Н. П. Гришаевой, 2019.