Библиографическое описание:
Закиева Т.М. Творческий проект «Истоки нравственности» // Современная начальная школа. 2021. № 28. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/28.pdf.
Практика взаимодействия прихода и современной школы в деле духовно-нравственного воспитания молодежи
Актуальность.
В настоящее время Россия переживает реально существующий нравственный кризис. Цинизм, равнодушие, подмена ценностей становятся нормой жизни многих людей. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «…Кризис современного мира — это кризис ценностей Нового времени. В чем главная ошибка Нового времени? Ошибка — в отказе от традиции, то есть от системы передачи ценностей от поколения к поколению, формирующей цивилизационный код народов с его культурными, духовными и религиозными парадигмами...» [1].
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - это разрушение личности, духовно-нравственный кризис самого человека, деградация его мышления, воли, чувств, веры; болезненное состояние души, при котором он утрачивает смысл жизни. Духовность и нравственность являются базовыми, сущностными характеристиками личности. В современном мире духовно-нравственное образование и воспитание школьников является приоритетным направлением, которое направлено на усвоение нравственных ценностей, обеспечивающих общественно-значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.
Одной из главных воспитательных целей школы является становление личности ребёнка. Для её решения необходимо наполнить содержание образования элементами, несущими повышенную мировоззренческую установку, основанную на духовном отечественном наследии. Становление личности ребёнка - одна из главных задач школы, это вклад в строительство духовно-нравственного фундамента нашего общества, без которого оно теряет устойчивость. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [2].
Понимая это, мы в «Лицей №1 им. Н.К. Крупской» г. Камбарки наполнили содержание начального общего образования элементами, несущими повышенную мировоззренческую установку, основанную на духовном отечественном наследии. Проект нацелен на взаимодействие школы с религиозным учреждением, на гуманитарное образование, духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание обучающихся. Проектная, экскурсионная, краеведческая деятельность становятся содержательной и организационной основой формирования образовательного и воспитательного процессов в начальной школе как системообразующего компонента в педагогической системе. В работе активно применяются современные технологии: информационно-коммуникативные, дистанционные технологии образования, обмена информацией и взаимодействия.
Тип проекта - творческий
Цель проекта: Сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры, формирование толерантности, чувства милосердия и сострадания к ближнему, приобщение детей к ценностям православно - семейных традиций.
Задачи проекта:
1.Воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали, приобщение обучающихся к ценностям духовной культуры.
2. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию.
3. Формирование представлений о семейных ценностях, понимания сущности основных социальных ролей в семье.
Исполнители проекта учащиеся Лицея
Участники проекта настоятель православного Храма, воскресная школа.
Сроки проекта – 10 месяцев
Место МБОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской» г. Камбарка
Целевая группа начальная школа, 7-11 лет
Партнеры проекта: Храм Петра и Павла, Камбарский Музей, школьная библиотека, КЦСОН Камбарского района, благотворители: ИП Ширкин А.И, Ширкина С.А (магазин "Океан"), ИП Ваганов А.В (магазин "Универсал").
Степень реализации - завершение
Руководители проекта: Закиева Т.М., МБОУ «Лицей №1 им. Н.К. Крупской» города Камбарка, Булдаков Сергий, Приход Храма Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла г. Камбарка
Планируемые результаты:
Обучающиеся имеют представления:
-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
-о духовных и нравственных ценностях;
-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
-знакомы с историей и культурой своей страны;
-умеют беречь и поддерживать красоту;
-проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, радость;
-верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;
-стремятся к добру и неприятию зла.
Этапы проекта
1 этап – Подготовительный Октябрь 2019г
Первичный анализ ситуации, подготовка документальной базы – составление договора о сотрудничестве и взаимодействии школы и Храма, сбор согласия родителей на сотрудничество с Храмом, составление плана работы.
2 этап – Основной Ноябрь – июнь 2020г.
Реализация проекта через проведение совместных мероприятий школа – Храм. Проведение Республиканских Рождественских чтений в Лицее. Посещение Отцом Сергием классных часов, внеклассных мероприятий, уроков ОРКСЭ, ОПК, родительских собраний, мастер – классов, проведение бесед с учащимися и педагогами. Учащиеся участвуют в благотворительной акции в КЦСОН, библиотеке, в Центре «Дружная семейка» для инвалидов. Организуются экскурсии в Храм Петра и Павла, в Храме проводятся уроки ОРКСЭ, ОПК. Организовано проведение школьного этапа олимпиады по «ОПК», «Светская этика», «Азы православия». Электронная выставка творческих работ детей.
3 этап – Заключительный Июль 2020г
Подведение итогов, награждение активных учеников, учителей, родителей, благотворителей.
План реализации проекта
Дата
Мероприятие
Ответственные
1 этап – Подготовительный
Октябрь
Подготовка документальной базы: составление договора о сотрудничестве и взаимодействии школы и Храма, сбор согласия родителей на сотрудничество с Храмом, составление плана работы.
-Посадка деревьев во дворе школы.
-Городская акция «Аллея Славы»
Руководитель ШМО настоятель храма, классные руководители.
2 этап – Основной
Ноябрь - май
Реализация авторского Проекта «Читать – это интересно!» в начальной школе
Цель: развитие интереса к чтению и книге, развитие дополнительных форм работы библиотеки.
Библиотекарь учащиеся и педагоги Лицея
Ноябрь - май
Реализация Проекта «Энциклопедия одного слова» в начальной школе
Цель: развитие языкового чутья и воспитания интереса к языку как к живому явлению, формирование информационно-коммуникационной компетентности, навыков проектной деятельности, умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.
- Участие детей в городском мероприятии с песней «Здравствуйте, спасибо!»
Библиотекарь Лицея учащиеся и педагоги начальной школы
Ноябрь
Тематическое занятие в Храме с детьми осеннего лагеря
«Во всяком возрасте почитай родителей»
Цель: воспитывать умение выражать чувства благодарности в ответ на любовь и заботу близких людей; представление о правдивости; выяснить приоритет ребенка в семье.
настоятель Храма,
директор Воскресной школы, библиотекарь
Декабрь
Республиканская научно-практическая конференция, проводимая в рамках XXVIII Международных Рождественских чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Рождественские чтения.
Управление народного образования, Лицей №1, отдел образования Сарапульской Епархии, настоятель Храма, священники Сарапульской Епархии, руководитель РМО
Декабрь - май
Проведение школьного этапа олимпиады по «ОПК», «Светская этика», «Азы православия».
Классные руководители 1- 5 классов
Январь
Рождественская ёлка для детей Воскресной школы и победителей научно-практической конференции.
ДК Нефтяник. Администрация города, приход Храма, Воскресная школа
Январь
Годовое подведение итогов соработничества Прихода Храма и учреждений Камбарского района
Приход Храма
Январь
Беседа с учащимися 1-3 классов
«Добро и зло - твой нравственный выбор»
Цель: Учить детей быть вежливыми, сдержанными, доброжелательными, учить работать в коллективе. Упражнять в умении различать добрые и плохие поступки. Воспитывать интерес к коллективной взаимопомощи, дружеские взаимоотношения между детьми.
- Создание Lego мультфильмов.
учителя Лицея,
приход Храма
Февраль
Беседы священника с учащимися 4-х классов на уроках ОПК.
«Весы добра и зла. Вечность души»
Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
- Встречи и беседы Отца Сергия с учителями начальных классов Камбарского района
Районный семинар учителей начальных классов
Февраль
Беседы священника с учащимися 4-х классов на уроках ОРКСЭ
Лицей №1 настоятель Храма
Февраль
Посещение Музея истории и культуры Камбарского района:
- экскурсия
- встреча с интересными людьми
- уроки мужества
Посещение Музейной комнаты «Удмурт корка» д. Н. Армязь
- Участие в районном фестивале «Люблю тебя, моя Удмуртия!»
Педагоги и учащиеся начальной школы
Март
14 Марта – День православной книги. Познавательная беседа в храме учащихся 1-3 классов с настоятелем Тема: «Старославянские книги»
учащиеся Лицея №1, настоятель Храма, библиотекарь Лицея
Март
- Посещение храма Петра и Павла - экскурсии.
- Урок окружающего мира в стенах
Петропавловского Храма города Камбарки по теме: «Принятие
христианства на Руси. Князь
Владимир», 3 класс «А».
учащиеся Лицея №1, настоятель Храма,
Апрель
Пасха. Благотворительная акция «Подари пасхальный сувенир» для пожилых людей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в КЦСОН Камбарского района:
- Концерт для пожилых людей,
- Концерт, сказка для детей и сотрудников КЦСОН
- Помощь инвалидам «Дружная семейка»
- Электронная выставка творческих работ детей «Пасха всему миру».
Ученики Лицея №1, 1-4 класс. Воскресная школа Храма
Дети и родители
Май
22 мая праздник святителя Николая Чудотворца. «Как выглядит православный храм»
Цель: Закрепить представление об устройстве церкви; знакомить с правилами поведения в церкви. Расширять словарный запас детей (храм, церковь, колокольня).
- Рисунки. Викторина для учащихся
Настоятель храма, педагоги Лицея.
Май
24 Мая – День славянской письменности и культуры.
Участие в грантовом Проекте «И было слово».
Городское мероприятие:
представители администрации МО «город Камбарка» Лицей №1, ученики, учителя 1-4 классы, настоятель Храма воспитанники Воскресной школы.
Июнь
Сотрудничество с летним оздоровительным лагерем Лицей №1. Конкурс рисунков «Дети выбирают добро». Посещение храма.
22 июня – Митинг. Минута молчания у памятника
Приход Храма, Лицей №1. Руководитель ШМО Приход Храма, учреждения, задействованные в социальном служении
3 этап – Заключительный
Июль
12 июля - день святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Престольный праздник. Встреча Преосвященнейшего Антония, епископа Сарапульского и Можгинского учениками Лицея.
Подведение итогов проекта.
Приход Храма, Лицей №1. Руководитель ШМО Приход Храма, учреждения, задействованные в социальном служении
Результаты проекта.
Организована взаимосвязь светского и церковного учреждения. Данный проект показал важность развития отношений Русской Православной Церкви и органов местного самоуправления в области духовно-нравственного и патриотического воспитания молодёжи Камбарского района. В реализации проекта приняли участие: 200 учащихся начальной школы, 100 учащихся в период летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей, Музей истории и культуры Камбарского района, дети и взрослые КЦСОН, дети – инвалиды «Дружная семейка», педагоги, благотоворители. Благополучателями проекта стали более 600 человек.
Создан и реализован Проект «И было слово» победитель конкурса «Православная инициатива» малых грантов «Мы говорим по-русски!» фонда «Соработничество».
Показатели эффективности и результативности проекта:
- положительная динамика проявления ценностно-значимых качеств личности;
- обогащение опыта учащихся социально и личностно значимым содержанием;
- есть конкретные продукты деятельности учащихся; критерии и показатели личностного роста,
- проявление характеристик и поступков, ожидаемых в качестве результатов воспитательной деятельности;
- положительная динамика развития коллектива, сформированность коллектива, репутация класса, проявление индивидуальности.
Заключение.
Духовно-нравственное воспитание школьников должно основываться на традициях русской культуры, а именно на одной из ведущих основ культурно-нравственного наследия нашего народа – этике православия. Обращение к системе православных ценностей в школе – реальный фактор воспитания по-настоящему нравственного поколения и оздоровления всего общества.
Успешная апробация проекта показала её результативность и эффективность. Доказано, что она обеспечила: организацию педагогического сопровождения учащихся начальной школы в процессе формирования у них нравственности и духовности; создание воспитательного пространства, формирующее у младших школьников позитивного опыта социализации, овладения навыками жизни и практической деятельности; вовлечение обучающихся в творческую личностно значимую деятельность.
Социализируя учащихся, мы формируем готовность и способность выполнять систему социальных ролей человека.
Для детей – это неоценимый жизненный опыт общения, развития эмпатии, толерантности, отзывчивости. А для престарелых и пожилых людей – возможность почувствовать себя нужными и передать молодому поколению свою теплоту и нежность. Она наполняет душу ребёнка любовью, заботой, милосердием, состраданием ближним, смыслом жизни.
Ребёнок – это самое чувствительное, ранимое и беззащитное создание на планете. А его психика – кусочек пластилина в руках взрослых. Учитель, родитель, любой взрослый, который соприкасается с душой ребёнка, сам должен быть примером нравственности, порядочности, душевной чистоты. От его слов, опыта, мировоззрения в полной мере зависит будущее каждого ребёнка, а значит, будущее страны.
Библиографический список
1. Кирилл (Гундяев) Святейший Патриарх Московский и всея Руси. «Нравственный выбор — это то, что всегда принадлежит человеку, в каких бы условиях он ни находился». Слово на открытии XХII Всемирного русского народного собора. URL собораhttp://www.verav.ru/common/mpublic.php?table=mpublic&num=3486 (дата обращения: 02.11.2018).
2. Ушинский К.Д. о школе URL http://vp-ch.ru/node/69 (дата обращения: 05.11.2019).
Закиева Т.М. Творческий проект «Истоки нравственности» // Современная начальная школа. 2021. № 28. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/28.pdf.
Практика взаимодействия прихода и современной школы в деле духовно-нравственного воспитания молодежи
Актуальность.
В настоящее время Россия переживает реально существующий нравственный кризис. Цинизм, равнодушие, подмена ценностей становятся нормой жизни многих людей. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «…Кризис современного мира — это кризис ценностей Нового времени. В чем главная ошибка Нового времени? Ошибка — в отказе от традиции, то есть от системы передачи ценностей от поколения к поколению, формирующей цивилизационный код народов с его культурными, духовными и религиозными парадигмами...» [1].
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - это разрушение личности, духовно-нравственный кризис самого человека, деградация его мышления, воли, чувств, веры; болезненное состояние души, при котором он утрачивает смысл жизни. Духовность и нравственность являются базовыми, сущностными характеристиками личности. В современном мире духовно-нравственное образование и воспитание школьников является приоритетным направлением, которое направлено на усвоение нравственных ценностей, обеспечивающих общественно-значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.
Одной из главных воспитательных целей школы является становление личности ребёнка. Для её решения необходимо наполнить содержание образования элементами, несущими повышенную мировоззренческую установку, основанную на духовном отечественном наследии. Становление личности ребёнка - одна из главных задач школы, это вклад в строительство духовно-нравственного фундамента нашего общества, без которого оно теряет устойчивость. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [2].
Понимая это, мы в «Лицей №1 им. Н.К. Крупской» г. Камбарки наполнили содержание начального общего образования элементами, несущими повышенную мировоззренческую установку, основанную на духовном отечественном наследии. Проект нацелен на взаимодействие школы с религиозным учреждением, на гуманитарное образование, духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание обучающихся. Проектная, экскурсионная, краеведческая деятельность становятся содержательной и организационной основой формирования образовательного и воспитательного процессов в начальной школе как системообразующего компонента в педагогической системе. В работе активно применяются современные технологии: информационно-коммуникативные, дистанционные технологии образования, обмена информацией и взаимодействия.
Тип проекта - творческий
Цель проекта: Сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры, формирование толерантности, чувства милосердия и сострадания к ближнему, приобщение детей к ценностям православно - семейных традиций.
Задачи проекта:
1.Воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали, приобщение обучающихся к ценностям духовной культуры.
2. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию.
3. Формирование представлений о семейных ценностях, понимания сущности основных социальных ролей в семье.
Исполнители проекта учащиеся Лицея
Участники проекта настоятель православного Храма, воскресная школа.
Сроки проекта – 10 месяцев
Место МБОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской» г. Камбарка
Целевая группа начальная школа, 7-11 лет
Партнеры проекта: Храм Петра и Павла, Камбарский Музей, школьная библиотека, КЦСОН Камбарского района, благотворители: ИП Ширкин А.И, Ширкина С.А (магазин "Океан"), ИП Ваганов А.В (магазин "Универсал").
Степень реализации - завершение
Руководители проекта: Закиева Т.М., МБОУ «Лицей №1 им. Н.К. Крупской» города Камбарка, Булдаков Сергий, Приход Храма Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла г. Камбарка
Планируемые результаты:
Обучающиеся имеют представления:
-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
-о духовных и нравственных ценностях;
-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
-знакомы с историей и культурой своей страны;
-умеют беречь и поддерживать красоту;
-проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, радость;
-верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;
-стремятся к добру и неприятию зла.
Этапы проекта
1 этап – Подготовительный Октябрь 2019г
Первичный анализ ситуации, подготовка документальной базы – составление договора о сотрудничестве и взаимодействии школы и Храма, сбор согласия родителей на сотрудничество с Храмом, составление плана работы.
2 этап – Основной Ноябрь – июнь 2020г.
Реализация проекта через проведение совместных мероприятий школа – Храм. Проведение Республиканских Рождественских чтений в Лицее. Посещение Отцом Сергием классных часов, внеклассных мероприятий, уроков ОРКСЭ, ОПК, родительских собраний, мастер – классов, проведение бесед с учащимися и педагогами. Учащиеся участвуют в благотворительной акции в КЦСОН, библиотеке, в Центре «Дружная семейка» для инвалидов. Организуются экскурсии в Храм Петра и Павла, в Храме проводятся уроки ОРКСЭ, ОПК. Организовано проведение школьного этапа олимпиады по «ОПК», «Светская этика», «Азы православия». Электронная выставка творческих работ детей.
3 этап – Заключительный Июль 2020г
Подведение итогов, награждение активных учеников, учителей, родителей, благотворителей.
План реализации проекта
Дата
Мероприятие
Ответственные
1 этап – Подготовительный
Октябрь
Подготовка документальной базы: составление договора о сотрудничестве и взаимодействии школы и Храма, сбор согласия родителей на сотрудничество с Храмом, составление плана работы.
-Посадка деревьев во дворе школы.
-Городская акция «Аллея Славы»
Руководитель ШМО настоятель храма, классные руководители.
2 этап – Основной
Ноябрь - май
Реализация авторского Проекта «Читать – это интересно!» в начальной школе
Цель: развитие интереса к чтению и книге, развитие дополнительных форм работы библиотеки.
Библиотекарь учащиеся и педагоги Лицея
Ноябрь - май
Реализация Проекта «Энциклопедия одного слова» в начальной школе
Цель: развитие языкового чутья и воспитания интереса к языку как к живому явлению, формирование информационно-коммуникационной компетентности, навыков проектной деятельности, умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.
- Участие детей в городском мероприятии с песней «Здравствуйте, спасибо!»
Библиотекарь Лицея учащиеся и педагоги начальной школы
Ноябрь
Тематическое занятие в Храме с детьми осеннего лагеря
«Во всяком возрасте почитай родителей»
Цель: воспитывать умение выражать чувства благодарности в ответ на любовь и заботу близких людей; представление о правдивости; выяснить приоритет ребенка в семье.
настоятель Храма,
директор Воскресной школы, библиотекарь
Декабрь
Республиканская научно-практическая конференция, проводимая в рамках XXVIII Международных Рождественских чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Рождественские чтения.
Управление народного образования, Лицей №1, отдел образования Сарапульской Епархии, настоятель Храма, священники Сарапульской Епархии, руководитель РМО
Декабрь - май
Проведение школьного этапа олимпиады по «ОПК», «Светская этика», «Азы православия».
Классные руководители 1- 5 классов
Январь
Рождественская ёлка для детей Воскресной школы и победителей научно-практической конференции.
ДК Нефтяник. Администрация города, приход Храма, Воскресная школа
Январь
Годовое подведение итогов соработничества Прихода Храма и учреждений Камбарского района
Приход Храма
Январь
Беседа с учащимися 1-3 классов
«Добро и зло - твой нравственный выбор»
Цель: Учить детей быть вежливыми, сдержанными, доброжелательными, учить работать в коллективе. Упражнять в умении различать добрые и плохие поступки. Воспитывать интерес к коллективной взаимопомощи, дружеские взаимоотношения между детьми.
- Создание Lego мультфильмов.
учителя Лицея,
приход Храма
Февраль
Беседы священника с учащимися 4-х классов на уроках ОПК.
«Весы добра и зла. Вечность души»
Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
- Встречи и беседы Отца Сергия с учителями начальных классов Камбарского района
Районный семинар учителей начальных классов
Февраль
Беседы священника с учащимися 4-х классов на уроках ОРКСЭ
Лицей №1 настоятель Храма
Февраль
Посещение Музея истории и культуры Камбарского района:
- экскурсия
- встреча с интересными людьми
- уроки мужества
Посещение Музейной комнаты «Удмурт корка» д. Н. Армязь
- Участие в районном фестивале «Люблю тебя, моя Удмуртия!»
Педагоги и учащиеся начальной школы
Март
14 Марта – День православной книги. Познавательная беседа в храме учащихся 1-3 классов с настоятелем Тема: «Старославянские книги»
учащиеся Лицея №1, настоятель Храма, библиотекарь Лицея
Март
- Посещение храма Петра и Павла - экскурсии.
- Урок окружающего мира в стенах
Петропавловского Храма города Камбарки по теме: «Принятие
христианства на Руси. Князь
Владимир», 3 класс «А».
учащиеся Лицея №1, настоятель Храма,
Апрель
Пасха. Благотворительная акция «Подари пасхальный сувенир» для пожилых людей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в КЦСОН Камбарского района:
- Концерт для пожилых людей,
- Концерт, сказка для детей и сотрудников КЦСОН
- Помощь инвалидам «Дружная семейка»
- Электронная выставка творческих работ детей «Пасха всему миру».
Ученики Лицея №1, 1-4 класс. Воскресная школа Храма
Дети и родители
Май
22 мая праздник святителя Николая Чудотворца. «Как выглядит православный храм»
Цель: Закрепить представление об устройстве церкви; знакомить с правилами поведения в церкви. Расширять словарный запас детей (храм, церковь, колокольня).
- Рисунки. Викторина для учащихся
Настоятель храма, педагоги Лицея.
Май
24 Мая – День славянской письменности и культуры.
Участие в грантовом Проекте «И было слово».
Городское мероприятие:
представители администрации МО «город Камбарка» Лицей №1, ученики, учителя 1-4 классы, настоятель Храма воспитанники Воскресной школы.
Июнь
Сотрудничество с летним оздоровительным лагерем Лицей №1. Конкурс рисунков «Дети выбирают добро». Посещение храма.
22 июня – Митинг. Минута молчания у памятника
Приход Храма, Лицей №1. Руководитель ШМО Приход Храма, учреждения, задействованные в социальном служении
3 этап – Заключительный
Июль
12 июля - день святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Престольный праздник. Встреча Преосвященнейшего Антония, епископа Сарапульского и Можгинского учениками Лицея.
Подведение итогов проекта.
Приход Храма, Лицей №1. Руководитель ШМО Приход Храма, учреждения, задействованные в социальном служении
Результаты проекта.
Организована взаимосвязь светского и церковного учреждения. Данный проект показал важность развития отношений Русской Православной Церкви и органов местного самоуправления в области духовно-нравственного и патриотического воспитания молодёжи Камбарского района. В реализации проекта приняли участие: 200 учащихся начальной школы, 100 учащихся в период летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей, Музей истории и культуры Камбарского района, дети и взрослые КЦСОН, дети – инвалиды «Дружная семейка», педагоги, благотоворители. Благополучателями проекта стали более 600 человек.
Создан и реализован Проект «И было слово» победитель конкурса «Православная инициатива» малых грантов «Мы говорим по-русски!» фонда «Соработничество».
Показатели эффективности и результативности проекта:
- положительная динамика проявления ценностно-значимых качеств личности;
- обогащение опыта учащихся социально и личностно значимым содержанием;
- есть конкретные продукты деятельности учащихся; критерии и показатели личностного роста,
- проявление характеристик и поступков, ожидаемых в качестве результатов воспитательной деятельности;
- положительная динамика развития коллектива, сформированность коллектива, репутация класса, проявление индивидуальности.
Заключение.
Духовно-нравственное воспитание школьников должно основываться на традициях русской культуры, а именно на одной из ведущих основ культурно-нравственного наследия нашего народа – этике православия. Обращение к системе православных ценностей в школе – реальный фактор воспитания по-настоящему нравственного поколения и оздоровления всего общества.
Успешная апробация проекта показала её результативность и эффективность. Доказано, что она обеспечила: организацию педагогического сопровождения учащихся начальной школы в процессе формирования у них нравственности и духовности; создание воспитательного пространства, формирующее у младших школьников позитивного опыта социализации, овладения навыками жизни и практической деятельности; вовлечение обучающихся в творческую личностно значимую деятельность.
Социализируя учащихся, мы формируем готовность и способность выполнять систему социальных ролей человека.
Для детей – это неоценимый жизненный опыт общения, развития эмпатии, толерантности, отзывчивости. А для престарелых и пожилых людей – возможность почувствовать себя нужными и передать молодому поколению свою теплоту и нежность. Она наполняет душу ребёнка любовью, заботой, милосердием, состраданием ближним, смыслом жизни.
Ребёнок – это самое чувствительное, ранимое и беззащитное создание на планете. А его психика – кусочек пластилина в руках взрослых. Учитель, родитель, любой взрослый, который соприкасается с душой ребёнка, сам должен быть примером нравственности, порядочности, душевной чистоты. От его слов, опыта, мировоззрения в полной мере зависит будущее каждого ребёнка, а значит, будущее страны.
Библиографический список
1. Кирилл (Гундяев) Святейший Патриарх Московский и всея Руси. «Нравственный выбор — это то, что всегда принадлежит человеку, в каких бы условиях он ни находился». Слово на открытии XХII Всемирного русского народного собора. URL собораhttp://www.verav.ru/common/mpublic.php?table=mpublic&num=3486 (дата обращения: 02.11.2018).
2. Ушинский К.Д. о школе URL http://vp-ch.ru/node/69 (дата обращения: 05.11.2019).