Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Ткаченко В.С., Кускова Т.В. КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ «НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ В СКАЗКЕ АНТОНИЯ ПОГОРЕЛЬСКОГО «ЧЕРНАЯ КУРИЦА», ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»

Библиографическое описание:
Ткаченко В.С., Кускова Т.В. Конспект урока литературного чтения по теме «Нравственные уроки в сказке Антония Погорельского «Черная курица», или подземные жители» // Современная начальная школа. 2021. № 18. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/18.pdf.

Слайд 1

1. Орг.момент

Добрую сказку помню я с детства,

Хочу, чтобы сказку запомнили вы,

Пусть подкрадётся к самому сердцу

И зародит в нём зерно доброты

Учитель: Ребята, над какой сказкой мы начали работать на прошлом уроке?

Дети: Мы начали над сказкой Антония Погорельского «Черная курица, или подземные жители»

Учитель: дома вы дочитали сказку до конца.

2. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель: на экране перед вами пословицы и высказывания. Прочитайте их, обсудите в группах и выберите то, что вы предложили бы в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку.

Слайд 2

Дети слайд 3

«Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок» А.С. Пушкин

Учитель: можете ли вы обосноватьсвой выбор?

Дети: это высказывание А.С. Пушкина говорит нам о том, что в любой сказке есть урок, каждая сказка нас чему-то учит. Сказка «Черная курица» тоже учит нас, в ней много уроков для нас.

На экране тема урока.

Слайд 4. На слайде тема урока. «Нравственные уроки в сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Учитель: Тему мы знаем, теперь сформулируем цели нашего урока:

Дети: Мы должны понять какие уроки преподносит нам эта сказка. Слайд 4а

Учитель: Ребята, прочитав сказку, хотели бы вы порекомендовать её для прочтения своим друзьям?

Дети: да

А каким способом можно это сделать?

Дети: сказать при встрече, написать сообщение в социальных сетях и т.д.

Я предлагаю вам создать буктрейлер к книге. Кто знает, что это такое?

Дети: это какой-то совет чтобы прочитать книгу?

Где мы можем проверить ваши предположения?

Дети. В словаре, или в интернете.

Один ребенок использует поисковую систему, ищете что такое буктрейлер.

Учитель: Мы часто с вами видим рекламу фильма, или мультфильма, посмотрев которую мы принимаем решение смотреть фильм полностью или нет. Как называется этот вид рекламы?

Дети Трейлер

Назовите слово книга на английском языке

Дети Book

Так, что обозначает слово буктрейлер?

(книжная реклама, реклама о книге)

Ребенок читает из интернета (использовали поисковую систему яндекс)

Учитель: и сегодня я предлагаю вам поработать над проектом такой рекламы

Для этого надо внимательным, и запоминать всё, что мы говорим.

Тогда добавим ещё одну цель урока - создать буктрейлер слайд 4б

3. Первичное закрепление.

Характеристика Алеши до первого сна

Учитель: у вас на столах лежат рабочие листы

По ходу нашего урока мы будем заполнять их, и проследим за изменением внутреннего состояния Алёши на протяжении сказки.

Учитель:

1. Каким был Алёша при первом знакомстве читателя с ним?

Дети Любознательный, миленький, умненький, все его любили, но при этом чувствовал своё одиночество.

Дети пишут в таблице

- Кто был единственным другом Алеши в пансионе?

- Чем пожертвовал Алёша ради спасения своей любимицы?

- Что такое империал?

- Как можно назвать этот поступок Алёши?

- Как вы понимаете смысл этого слова?

Ученик находит значение слова в словаре.

Дополните характеристику Алеши. Дети пишут в листах

Способность к самопожертвованию

Первый сон Алеши

Учитель: вспомните первое путешествие во сне Алеши в подземное царство.

- Какой запрет нарушил Алеша во время этого путешествия?

- Какой урок можно извлечь из первого сна?

- Подтвердите свой ответ словами из текста. (Хрестоматия стр. 123)

Слайд 8. Урок 1. Нужно «слушаться старших, особенно тех, кому доверяешь и любишь»

- Предлагаю иллюстрировать состояние Алеши символом сердца

- Как выглядит сейчас сердце Алеши? Сейчас его сердечко чистое, не знающее злых помыслов. Слайд 9

Второй сон Алеши

-Вспомните второй сон Алеши? Что в нём самое главное?

встретился с королём

-На обратной стороне «Рабочего листа» распечатан фрагмент их встречи, выделите

в тексте слова короля и Алёши разными цветами для инсценировки их диалога.

2 человека у доски инсценируют диалог

Учитель: дополним характеристику Алеши. Что вы можете сказать о нем? Как он ведет себя при встрече с королём?

Учитель: куда отправились министр с Алёшей? Прочитайте описание сада.

Дети: они оправились в сад, где на дорожках было много драгоценных камней, но подземные жители не считали их драгоценностями.

- Прочитайте описание сада.

- Почему министр так сказал? (Дети: потому что они достаются им просто так, и разбросаны словно наши обычные камни)

- Где находились эти богатства? (Дети: под землей, в подземном царстве)

Региональный компонент

Учитель: А какие подземные богатства есть на территории Магаданской области.

Дети: золото, уголь, серебро, железо.

Учитель: Какое самое ценное? (дети: золото)

Учитель: А почему?

Дети: Редкий и трудно-добываемый металл, поэтому такое ценное богатство.

Слайд с гербом

Учитель: даже на гербе Магаданской области мы видим изображены золотые слитки.

Вернемся к нашей сказке.

- Изменился ли Алёша после получения зёрнышка?

Дети: да, он стал важничать, сделался страшным шалуном, и эта праздность еще более портила его нрав (дополняют в Рабочий лист)

Приносили ли Алеше удовольствие похвалы от учителей?

Дети: нет, он не старался, все доставалось ему просто так, он не прикладывал усилий, и не ценил ничего.

Учитель: Какой вывод можем сделать?

А на сердце Алеши появилась черное пятнышко, потому что «праздность портила его нрав»

Третий сон Алеши

Учитель: Какой эпизод сказки изображен на иллюстрации?

Дети: Чернушка возвращает Алёше, потерянное зернышко.

Учитель: Давайте вспомним, о чем предупреждала Чернушка Алешу при этой встрече?

Дети: не прибавить худшего качества – неблагодарности.

Учитель: прислушался ли Алеша к словам Чернушки? (нет)

- Какой серьезный проступок после этого совершил Алеша?

Дети предательство. Он предал Чернушку … рассказывают как.

Чтобы избежать наказания, рассказал, что ему помогало зёрнышко, которое ему дали в подземном царстве.

Учитель: Почему Алеша боится встретиться с Чернушкой вновь?

Дети: Он предал ее, и боялся осуждения и наказания.

Сердце с пятнышком и корешками

Учитель: да, ребята, то зло, которое поселила праздность в сердце Алеши, стало прорастать и пускать корни. Его проступки стали более серьезными. Он стал предателем.

Четвертый сон Алеши

ВИДЕОФРАГМЕНТ из Х/Ф о прощении

Оправданы ли страхи Алёши?

Дети: нет, потому что министр его простил.

Учитель: почему министр не осудил Алешу?

Какой урок преподал нам министр Чернушка?

Дети: если любишь человека можно его простить.

Урок 3 Любящее сердце всепрощающее.

Если мы, действительно, любим человека, мы способны простить даже самый серьезный его проступок

Учитель: что произошло с Алешей после прощения?

Дети Он заболел

Учитель: так почему Алеша заболел, ведь его простили?

Дети. Для него было потрясением то, что он ждал осуждения, а его простили и продолжали любить.

Продолжим характеристику Алеши...

Учитель: как теперь показать состояние Алеши?

- Ведь зло ушло из его сердца…но что там осталось?

Дети: Шрам. Горечь от потери лучшего друга

Видеофрагмент о пороках из х/ф

Учитель: обычно в сказке добро побеждает зло, а у этой сказки грустный конец. Можем ли сказать, что в этой сказке добро победило зло?

Дети: да! Так как Алёша исправился, спасла его любовь

Какой самый главный урок можно извлечь из этой сказки?

Вспомните слова Чернушки?

Порок входит в ворота, а выходит через щель

Что это значит?

Дети: обрести плохие привычки и качества легко, а избавиться очень трудно, и иногда для этого необходимо пройти через страдания.

Учитель: вернёмся к целям нашего урока.

- Узнать о том, какие нравственные уроки преподносит нам эта сказка;

- создать буктрейлер

Что еще мы должны сделать? (Дети: БУКТРЕЙЛЕР. Создается в видеоредакторе Видео МОНТАЖ)

- Для создания буктрейлера нам необходим видеоряд, аудио ряд и музыкальное сопровождение.

1. Видеоряд

- Работаем над созданием видеоряда.

- Перед вами иллюстрации к книге, написанные художником Геннадием Спириным.

- Необходимо поставить их в нужной последовательности

- Передвиньте иллюстрации на интерактивной доске.

Ссылка на это упражнение

2. Аудиорядоряд. Работа в группе.

- Для аудио сопровождения нам необходим рекламный текст – аннотация.

- Перед вами фрагменты текста (детям выдаётся разрезанный на 4 части текст)

- Расположите их в правильной последовательности, опираясь на смысл. Ответы внесите в платформе кор, выполнив задание № 1.

Ссылка для этого задания.

После выполнения этого задания, учащиеся выразительно читают каждый фрагмент, учитель записывает аудио для вставки в буктрейлер.

3. Музыкальное сопровождения

– Подберём фоновую музыки.

- Вы прослушаете 2 музыкальных отрывка и решите, какая же музыка по характеру больше подходит к сказке.

- Первым звучит отрывок из музыкального произведения великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.

- А сейчас послушаем отрывок из музыкального произведения великого русского композитора П.И. Чайковского.

- Как вы думаете какой из прослушанных фрагментов больше подходит к сказке о Черной курице? Первый.

- Правильно. Почему? Музыка волшебная с тревожными нотками. А вторая слишком праздничная и веселая.

- Пока я загружаю материалы рекламного ролика в программу вы в платформе кор выполните задание № 2, напишите какой след в вашем сердце оставила сказка и наш урок? Что потрясло? Что стало открытием? Ответы учащихся

Ссылка для этого задания.

Проверим, какими впечатлениями вы поделились

Рефлексия. Учащиеся зачитывают свои высказывания.

- Молодцы, вы отлично усвоили нравственные уроки сказки Антония Погорельского.

ФИНАЛ

У меня все готово.

- Посоветовали бы друзьям прочесть эту замечательную сказку? Да.

- А сейчас просмотрим наш буктрейлер

Просмотр буктрейлера

Итог урока. - Пройдут годы, и, если трудолюбие, скромность, доброта к другим людям и строгость к себе останутся вашими верными друзьями, значит, вы не забыли волшебную историю, которая случилась много лет назад в Петербурге. И, значит, наш сегодняшний урок не прошел для вас даром.

- Большое спасибо вам за урок.