Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Байкузина Е.Г. ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Байкузина Е.Г. Пишем сочинение в начальной школе // Современная начальная школа. 2021. № 20. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/20.pdf.

(Педчтения 23.03.2021г)

Способность мыслить, рассуждать, аргументировать, выявлять следственно-причинные связи, к сожалению, не даются человеку от рождения. Этому необходимо долго и усердно учиться. В Планируемых результатах содержательной линии «Развитие речи» указано, что выпускник должен научиться: «выражать собственное мнение и аргументировать его», и что выпускник получит возможность научиться: «составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение», «анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов) ».

На протяжении всего обучения в школе дети пишут сочинения, но как показывает практика, этот вид работы часто вызывает у них трудности, а порой и негативное отношение, обусловленное не столько нежеланием выражать свои мысли и чувства, сколько отсутствием зачастую самых элементарных практических приемов в выполнении этой работы.

В начальной школе многие учителя с осторожностью используют сочинения в учебном процессе. Сегодня я хочу вас познакомить с одним приемом написания сочинения по картине.

Описание картины.

Сочинения по картинам весьма распространены в школьной практике. Они удобны в организационном отношении, ценны в психологическом отношении, так как явления жизни, изображенные на картине, уже осмыслены художником - человеком большого таланта. Наконец, картина – искусство, через нее школьник приобщается к вершинам культуры.

Велика роль картины в развитии творческого воображения учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте.

Итак начнем, в третьем классе есть тема: Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

В мир родного языка

Отправляемся мы снова.

И его большие тайны

Мы разгадывать готовы.

1) Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по одной из картин К.Ф. Юона.

Константин Федорович Юон (1875 – 1958 гг.) – крупнейший русский живописец. Родился художник в Москве. Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Юон постоянно писал скромную и прекрасную среднерусскую природу. Его пейзажи всегда отличались поэтичностью, задушевностью и жизнерадостностью. Любимой темой художника были конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Сине-белый снег, ясное голубое небо и заливающее все своим теплом и светом весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса – все это живо предстает перед нами на полотнах К. Ф. Юона. Его картины «Русская зима», «Зимнее солнце», «Конец зимы. Полдень» впечатляют, создают бодрое, жизнерадостное настроение.

Остановимся на последней картине.

2) Рассматривание картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Откройте приложение в ваших учебниках.

Вопросы.

– Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное? Какие чувства, желания рождает пейзаж?

-О чем эта картина?

-Почему она названа «Конец зимы. Полдень.»?

3) Перед вами лист бумаги. Положите его горизонтально, сейчас мы с вами будем создателями своего сочинения. (По линии, которая проведена у вас, запишите предметы, находящиеся на переднем плане картины.)

- Поменяйтесь листами с соседом по парте и допишите те предметы, которых нет.

- Поменяйтесь снова. Назовите предметы, которые изображены на переднем плане.

а) передний план: снег, тени, березы, куры, петух;

- Под каждым предметом запишите по 1 - 2 прилагательных, характерных для этих предметов.

· Берёзы - белые, высокие, русские, стройные, светящиеся.

· Снег - синеватый, подтаявший, переливающийся разными оттенками (сиреневыми, жёлтыми, зелёными красками).

· Тени - длинные, голубые.

· Куры - пёстрые, деловитые.

· Петух – заботливый, важный.

- Подберите к предметам глаголы, словосочетания, чтобы картина ожила и запишите их во второй столбик.

· Берёзы тянутся, растут, светятся.

· Снег лежит, переливается, подтаивает.

· Тени пролегли, падают.

· Проталины виднеются.

· Куры, петух не боятся мороза, вышли во двор искать что- то съестное.

- Попробуйте по опорным словам описать передний план картины.

На преднем фоне картины изображены….

- Оцените свою работу на этом этапе урока по вопросам.

- Какое было задание?

- Выполнил сам или с помощью?

- Что было трудным?

- Что не вызвало затруднений?

б) средний план: дом, лыжники, постройка;

· Дом - деревянный, сказочный, низкий.

· Лыжники - радостные, бодрые.

· Поленница дров - большая.

· Постройка – старая, ветхая.

- Подберите к предметам глаголы и запишите их

· Дом – стоит на окраине деревни.

· Лыжники – собираются, разговаривают, ждут

· Забор – стоит накренясь.

- Опишите, что вы видите на среднем плане картины.

На среднем фоне репродукции мы видим …

- Оцените свою работу на данном этапе по тем же вопросам.

в) задний план: косогоры, лесистые холмы.

· Ели - высокие, зелёные, нарядные.

· Холм - высокий, виднеющийся.

- Как одним предложением описать то, что изображено на заднем плане.

(Вдали видны высокие холмы, покрытые зелёными нарядными елями).

- Оцените свою работу.

- Скажите, пожалуйста, то, что мы сейчас написали на листочках, в какую из частей своего сочинения запишем?

- Сколько всего будет частей? Как они называются?

· Начало

· Основная

· Заключительная

- О чём надо сказать вначале своего сочинения? (О художнике и его картине)

- Какими словами можно заменить слово художник и картина?

Слова – синонимы:

Художник – замечательный мастер пейзажа, мастер кисти, автор полотна, живописец, пейзажист.

Создаёт – пишет, изображает (но не рисует, не описывает).

Картина – полотно, репродукция, произведение живописи.

(Богатство тонов) поражает, удивляет, изумляет.

- Сформулируйте начало своего сочинения, пользуясь карточкой подсказкой. (Работа в группах устная)

1гр берёт первое слово из карточки, 2 гр – второе, 3 гр – третье, 4 гр – четвёртое и 5 гр – пятое.

- Посмотрите сколько разных вариантов для написания начала сочинения.

-Что должно быть в заключительной части сочинения? (Впечатление от картины)

Представьте, что вы оказались в этих местах.

- Что бы вам захотелось сделать?

- Что бы вы могли там услышать?

- Что бы вы могли почувствовать?

- Какое впечатление произвела картина?

- Можно ли использовать для этого последнюю строчку карточки.

- Сформулируйте заключительную часть вашего сочинения?

- Давайте ещё раз посмотрим на план сочинения

· Составление плана.

1. Вступление.

- Художник и его картина.

2. Основная часть.

- Описание картины.

3. Какое впечатление производит картина?

- Кто может уже сейчас приступить к написанию сочинения?

- Кто может поделиться своими мыслями, предложениями как будет писать сочинение?

Сегодня я поделилась своей наработкой по написанию сочинения по картине в начальной школе. Буду очень рада, если кому – то она поможет в своей работе.

Спасибо за внимание!