Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Шарандова А.И. ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ

Библиографическое описание:
Шарандова А.И. ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ // Современная начальная школа. 2023. № 12 (55). Часть 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/55-2.pdf.

1 Класс

Тема

Число и цифра 5

Цель темы

- Познакомить учащихся с образованием и составом числа 5.

-Научить писать цифру 5.

- Развивать мыслительные операции

- Воспитывать интерес к изучению предмета, умение работать с раздаточным материалом.

Формировать УУД

- Личностные УУД: -

-Регулятивные УУД: -

-Коммуникативные УУД: -

-Познавательные УУД: -

Планируемый результат

Предметные: Научатся определять место числа 5 в натуральном ряду; соотносить число и цифру 5.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метопредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать себя, границы своего знания и незнания; правильность выполнения действия на уроке адекватной оценкой, высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; слушать собеседника и вести диалог (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)

Основные понятия

Понятия: -пропедевтическая работа понятиями (действия в числовых выражениях)

Межпредметные связи

математика

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова Математика учебник для 1 класса. Часть 1. Стр.34-35

Презентация «Число и цифра 5»

- тетрадь

- алгоритм самооценки

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I-этап

Организационный момент

Цель: - Активизация учащихся:

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Формулируют правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. Создает условия для включения в учебную деятельность.

I-этап

Организационный момент

Ученики проверяют свою готовность к уроку.

-Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас-

Математика сейчас.

(Слайд 2)

I-этап организационный момент.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД)

II- этап

Актуализация знаний

Цель:

- организовать актуализацию умений решения логических задач (ребусы)

- организовать выполнение учащимися устного счета

Работать с информацией.

Формулировать ответ и обосновывать его.

Организует фронтальную работу.

Предлагает задания на развитие логического мышления.

II- этап

Актуализация знаний

Ждёт нас сегодня работа важная

Что не знаем, будем повторять,

Что забыли,будем вспоминать.

В математике любая работа

Не обходится без устного счёта.

- Перед тем, как приступить к изучению новой темы, нужно себя настроить на математический лад. (Слайд 2)

1.Логическая разминка (Слайд 3)

II-этап

Актуализация знаний

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

(Коммуникативные УУД)

2. Устный счет

Игра «Веселый мяч»

(Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задания. Отвечает тот, кто поймал его.)

· Сосчитай от 4 до 8.

· Назови соседей числа 4?

· Какое число стоит перед числом 5?

· Какое число стоит после числа 3?

· Какое число стоит между числами 4 и 6?

Игра «Молчанка»

(Учитель показывает число, а учащиеся – показывают состав числа)

2- (1 и 1); 3- (1 и 2); 4- (1и3; 2 и 2)

3.Практическая работа (работа с раздаточным материалом)

Игра «Составь узор»

-Положите красный треугольник правее желтого круга, а желтый квадрат – правее зеленого круга.

-Зеленый квадрат положите левее желтого круга, а желтый квадрат – правее зеленого круга.

-Красный круг положите выше зеленого квадрата, а синий круг – ниже желтого квадрата.

(Слайд 4,5,6)

III-этап

Самоопределение к деятельности

Цель: - побуждать учащихся к поиску решения выявленной проблемы

Участвовать в исследовательской практической работе.

Работать в команде.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать практическую исследовательскую работу.

Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

III-этап

Самоопределение к деятельности

(работа в группе)

- Положите 4 синих круга. Ниже положите столько же красных кругов. Как это сделать? (Под каждым синим кругом положить красный круг.)

- Добавьте еще 1 красный круг. Сколько красных кругов стало? (5)

- Как получили 5? (К 4 кругам прибавили еще 1)

- Покажите цифру, обозначающую число 5.

- Кто скажет, чему мы должны сегодня научиться?

ВЫВОД: Составлять число 5 и писать цифру 5

III-этап

Самоопределение к деятельности

Уметь ориентироваться своей системе знаний: отличать новое от уже известного (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Коммуникативные УУД)

IV- этап

Открытие учащимися нового знания

Цель:

В ходе практической и работы, и наблюдений познакомить с образованием числа и составом числа 5

Работать с информацией.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение.

Организует усвоение учениками нового материала

IV- этап

Открытие учащимися нового знания

Работа по учебнику (стр.34)

- Какое число нужно поставить вместо пропуска? (5)

Написать цифру 5-

Что крючок нарисовать.

Но у этого крючка леска больно коротка.

-Посмотрите, на что похожа цифра 5. (на перевернутую цифру 2, на серп)

А вот это цифра 5

До пяти легко считать.

Каждый пальчик подержи,

Цифру пальчик скажи.

-Давайте посчитаем, сколько у нас пальчиков на каждой руке. (Пальчиковая гимнастика) (Слайд 7)

-Посмотрите вокруг себя чего в классе 5?

(Слайд 8 гимнастика для глаз «Черепаха и львенок»)

-Посмотрите на слайд 9, что на нем изображено (животные). Как называются животные. Сколько их изображено на слайде? (4) Что нужно сделать, чтобы их стало 5? (добавить 1 животное) Давайте посчитаем, сколько их стало. (5)

- Посмотрите на слайд 11, что на нем изображено? (птицы) Сколько птиц (4). Что нужно сделать, чтобы их стало поровну? (Добавит еще 1 птицу)

-Было 5 птиц, 2 улетели. Сколько птиц осталось? (3).

-Было 5 животных, 1 медведь убежал в лес. Сколько животных осталось? (4)

-Посмотрите на числовые записи, приведенные ниже. Как они связаны с рисунком? ((4 +1=5; 5-2=3; 5-1=4) (Слайд 13)

Ребята 4 октября Всемирный день защиты животных. Давайте и мы с вами будем относится добрее ко всем животным, которые нас окружают.

Закрепление состава числа 5.

(Слайд14)

IV- этап

Открытие учащимися нового знания

Регулятивные (УУД)

Познавательные (УУД)

Коммуникативные (УУД)

V- этап

Физкультминутка

Выполняют движения, мобилизуют силу и энергию

Организует физкультминутку

V- этап

Физкультминутка

(Слайд 15)

«Веселые животные»

V- этап

Физкультминутка

Регулятивные (УУД)

VI – этап Закрепление изученного материала

Самостоятельное применение полученных знаний

Организует работу

VI – этап

Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику (стр.35)

-Какая запись подходит к первому рисунку? Почему? (Было 3 пчелы, одна к ним прилетела. Пчел стало больше.)

- Какая запись подходит ко 2 рисунку? Почему? (4-2. Было 4 жука, 2 улетели. Жуков стало меньше)

2. Работа в тетради с печатной основой (стр.13)

-Добрались до цифры5.

Как ее нам написать?

Вертикальный ставь штришок,

От него веди кружок,

Сверху хвостик небольшой-

Цифра 5 перед тобой!

Научись ее писать,

Чтоб пятерки получать

- Начинаем писать с середины верхней линии, наклонную линию, немного не доходя до центра клетки, пишем полуовал, касаясь нижней линии клетки. Сверху пишем горизонтальный хвостик.

(Индивидуальная работа карточки) Слайд 16

Развитие логики (Нарисовать рисунок в котором спрячется цифра 5) Приложение

VI –этап Закрепление изученного материала

Уметь выполнять работу по предложенному плану.

VII – этап

Рефлексия

Учится самостоятельно оценивать свои способности и возможности

Организует рефлексию

VII – этап

Рефлексия

(Слайд 17)

Наш урок заканчивается- пусть сейчас каждый вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получалось (УСТАНОВКА НА УСПЕХ). И пусть каждый из Вас выберет себе значок, который нарисует в тетради.

VII – этап

Рефлексия

Способность самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности (Регулятивные УУД)

(Личностные УУД)

VIII- этап

Подведение итогов урока

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Организует фиксирование нового знания.

VIII- этап

Подведение итогов урока

- С каким числом мы сегодня познакомились?

- Как можно получить число 5? (5 - это 1 и 2, 2 и 3, 3 и2, 4 и 1)

VIII- этап

Подведение итогов урока

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

(Регулятивные УУД)