Высшая школа делового администрирования
Конференции
Январь 2023

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гагарина Нина Сергеевна
магистрант
ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный педагогический университет"

В статье рассматривается проблема формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников и психолого-педагогические аспекты данного процесса.

Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, младшие школьники, процесс формирования.

Для успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников в рамках проектной деятельности, важно учитывать и создавать соответствующие условия. Многие авторы выделяют свой ряд условий, например, Ю. К. Бабанский и Д. Б. Богоявленская определяют следующие способы и условия, способствующие развитию регулятивных универсальных учебных действий учащихся младших классов:

 обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, обеспечение понимания того, на какой предполагаемый результат ориентироваться;

- исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;

- комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;

- обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий;

- обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;

- эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога;

- создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников;

- стимулирование и поощрение самих актов проектной активности учащихся со стороны педагога;

- на каждом занятии ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии), для осознания значимости достигнутого результата деятельности;

- организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками;

- занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей [1].

Наше мнение о взаимосвязи соблюдения условий и успешности формирования регулятивных универсальных учебных действий разделяют многие ученые. Так, Н. В. Грачева считает, что учет условий поможет верно определить объем и содержание учебного материала, разработать адекватные методы, средства обучения, наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения [3, С. 55].

Проектная деятельность в образовательном процессе представляет собой, прежде всего, взаимодействие педагога и школьника, целью которого является поиск неизвестного в проблемной ситуации (или ситуации неопределенности). Поэтому, заключает Н. В. Гафурова, важным фактором развития регулятивных универсальных учебных действий учащихся является личность педагога. В процессе такого взаимодействия происходит трансляция культурных ценностей [2, С.15].В основу такого взаимодействия, пишет Л. В. Занков, должны быть положены принципы партнерства и сотрудничества между обучающимся и педагогом [4, С. 45].

Также, помимо этого, стоит учитывать и другие педагогические условия, которые помогают не только формировать, но и развивать регулятивные универсальные учебные действия младших школьников в рамках проектной деятельности.

Обобщение опыта работы учителей анализ литературы позволили выделить следующие педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в проектной

деятельности по технологии:

- актуальность тем проектов и личная заинтересованность младших школьников;

- знакомство младших школьников с логикой проектной деятельности;

- регулярность участия младших школьников в проектной деятельности;

- разнообразие видов проектов по типу и содержанию;

- повышение уровня самостоятельности младших школьников к реализации проектной деятельности;

- самостоятельность младших школьников в выборе темы проектов;

- создание ситуации успеха в проектной деятельности;

Рассмотрим указанные педагогические условия формирования регулятивных УУД в процессе проектной деятельности более подробно.

Актуальность тем проектов и личная заинтересованность младших школьников определяются самой логикой проектной деятельности, без знания которой нельзя говорить об эффективности выполнения проектов младшими школьниками. Со всеми этапами создания проектов и работой над проектами должен познакомить сам учитель, который также расскажет о логике работы над проектом.

Логика проектной деятельности предполагает практическую значимость полученных обучающимися результатов проектной деятельности и помогает связать теоретическую и практическую информацию в ходе уроков. На начальном этапе учитель мотивирует учащихся на работу, организуя беседу, с целью формирования интереса к теме будущей проектной деятельности.

На планирующе-подготовительном этапе определяются источники информации, планирование способов сбора и анализа информации, планирование итогового продукта (формы представления результата), выработка критериев оценки результатов работы, распределение обязанностей среди членов команды (если это групповой проект).

На информационно-операционном этапе дети производят сбор информации, решают промежуточные задачи, анализируют полученную информацию, формулируют выводы, оформляют и представляют результаты работы в различных формах.

На рефлекторно-оценочном этапе обучающиеся оценивают процесс и результат работы. Важно не просто познакомить младших школьников с логикой работы над проектом, но и проследить, чтобы работа выполнялась по всем этапам.

Необходимости активной позиции младших школьников в учебной деятельности предусмотрено ФГОС НОО, следовательно, необходимо и в проектной деятельности.

Участие младших школьников в проектной деятельности способствует формированию личности: принимать самостоятельные решения, уметь ставить задачи и задавать вопросы, уметь работать в команде, искать нестандартные и оригинальные решения, привлекать заинтересовывать выбранной темой окружающих, раскрывать индивидуальный потенциал ребенка.

Разнообразие и возможность выбрать направление проектной деятельности и видов проектов способствует формированию мотивации обучающихся к данному виду деятельности.

Проектная деятельность должна не только интересовать и увлекать младших школьников, но и мотивировать на создание продукта. Они активно участвуют в обсуждении и выборе тем, в постановке целей и задач, распределяют роли и обязанности в групповых проектах, составляют план работы над проектом. В процессе работы над проектом, дети формируют определенные навыки, умения и также увеличивается число учащихся, которые становятся наиболее подготовленными и готовыми защищать свои проектные работы перед одноклассниками и учителем.

Создание ситуации успеха в проектной деятельности является важным условием для эффективного формирования регулятивных УУД у младших школьников. Включение в проектную деятельность позволяет обучающимся раскрыть и проявить свой творческий потенциал, развить свои умения, исследовательские и поисковые способности, самостоятельность, активность, целеустремленность, настойчивость, умение стратегически планировать свою деятельность, добиваться ожидаемых результатов, а самое главное уметь применять на практике полученные знания.

Таким образом, можно отметить, что в процессе проектной деятельности формируются регулятивные универсальные учебные действия, которые требуют специальные условия для успешного формирования и развития их у младших школьников. Учитель в свою очередь должен создавать эти условия и соблюдать принципы проектной деятельности.

Библиографический список:

1. Бакшеева Э.П., Рябоконь А.А. Использование математических задач в процессе формирования у детей младшего школьного возраста универсальных логических действий. Сб. научных материалов XXXI Международной научной конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. Новосибирск: СибАК, 2013. С. 15-26.

2. Видякова Зинаида Васильевна К. Д. Ушинский об образовании учащихся начальной школы // НК. 2014. №1 (12). [Электронный ресурс]URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-d-ushinskiy-ob-obrazovanii-uchaschihsya-nachalnoy-shkoly (дата обращения: 08.05.2020).

3. Гафурова Н. В. Интеллектуально-личностное развитие учащихся в исследовательской деятельности / Н. В. Гафурова, Е. В. Феськова. Москва: МАКС Пресс, 2004. 115 с.

4. Журавлев И. А. Диагностика сформированности универсальных учебных действий учащихся на уроках математики // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 101–109.