Козак Татьяна Игоревна
учитель начальных классов, МБОУ "СОШ № 18", г. Симферополь
Библиографическое описание: Козак Т.И. О чем может рассказать почерк? // Современная начальная школа. 2020. № 12. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/12.pdf.
Введение. Люди уже давно начали обращать внимание на связь между почерком и характером. Почерк – это основа нашей личности. Мы пишем дома, на работе, в школе, и по качеству почерка судят о нас самих. От почерка зависит многое: и восприятие самого себя, и как нас видят окружающие, и оценки в школе, и самооценка, и характер. Но почерк каждого человека абсолютно индивидуален. На протяжении жизни манера письма меняется, так как изменяются обстоятельства жизни и физическое развитие человека, в почерке, как и в поведении, и в речи раскрывается внутренний мир человека.Оказывается, существует даже целая наука – графология, которая изучает законы зависимости между почерком и личностью, характером человека.
Графология (от др. греч. γράφω — «пишу» и λόγος — «учение») — это учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности.
В настоящее время графологии уделяется огромное значение. Эта наука входит в программу обучения дипломатов ряда европейских государств. Графология с успехом применяется в бизнесе, медицине, спорте, педагогике и в других областях.
Цель моего исследования: дать характеристику учащихся 4-А класса, руководствуясь теорией зависимости почерка от характера человека.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Познакомиться с наукой графологией;
2. Изучить основные закономерности графологического анализа;
3. Проанализировать почерк учащихся 4-А класса;
4. На основе наблюдений и анкетирования установить процент достоверности полученных результатов.
Гипотеза: характер человека можно определить по его почерку.
Объект исследования: почерк учеников 4-А, участвующих в эксперименте.
Предмет исследования: взаимосвязь почерка и личностных характеристик человека.
Методы исследования: наблюдение, опрос, сравнительный анализ.
1. История графологии.
Графология – это наука, которая детально изучает особенности почерка человека с целью определить его личностные качества [1].
Несколько тысяч лет назад сначала китайцы определяли по почерку характер человека, затем специалисты в древнем Риме, а позднее, монахи Средневековья также владели этим искусством [2].
Первая известная книга, посвященная графологии, вышла в свет в 1630 году и была написана итальянским профессором Камилло Бальдо. Книга называлась «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал». В этой книге он записал известные на то время толкования индивидуальных качеств человека по его почерку, что и легло в основу первого справочника по графологии [4].
Примерно через 200 лет к теме почерка вернулись во Франции, когда ученый церковник аббат Фландрен заинтересовался книгой Бальдо. Для того чтобы окрестить новую науку, аббат использовал два греческих слова: «графо» - писать и «ологи» - наука. Так родилась графология [5].
Ученик Фландрена Мишон более интенсивно развил графологические исследования и превзошел своего учителя. В 1872 году он написал книгу «Система графологии». Около 1880 года работа Мишона получила дальнейшее развитие в исследованиях Крепье-Жамена, в которых были применены более четкие методы классификации различных черт характера, которые выявил анализ почерка [3].
В конце XIX - начале XX столетия о графологии заговорили как о науке, а не как об искусстве. С XIX века в различных странах возникли графологические общества. В Европе графология рассматривается с должным вниманием и занимает достойное место в работе психолога и психиатра [5].
2. Возможности анализа почерка
Почерк каждого человека уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности. Почерк даёт возможность судить о человеке, о его чувствах, эмоциональном и физическом здоровье, общественном поведении, способностях и талантах, недостатках характера и навыках общения. Размер букв, наклон, сила нажима, особенности пунктуации и различные петли помогают выявить в каждом человеке.
Интересный факт, несмотря на то, что практически все люди учатся писать по прописям и следуют рекомендациям учителя, неизвестно ни одного случая точного копирования данного учебного пособия. Кроме того, в каждом почерке есть своеобразные «добавки».
Зигмунд Фрейд писал: «Без сомнения, посредством почерка человек выражает свою индивидуальность». А Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Англии, живший в XIX веке говорил: «Почерк автора, как и все произвольные действия человека, имеет сходство с его характером». Многие известные люди тоже придерживались данного мнения: это Альберт Эйнштейн, Эдгар Аллан По, Жорж Санд и другие [3]
В обычной повседневной жизни знание принципов зависимости почерка человека от его характера поможет правильно понять его и найти с ним общий язык.
3. Как проводить анализ почерка.
Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Для текста лучше не переписывать что–либо из книги или газеты, а предложить человеку написать то, что приходит ему в голову. В этом случае почерк будет более естественным.
Помимо образца почерка, полученного непосредственно для анализа, желательно наличие образчика письма, подготовленного ранее, когда испытуемый не знал о том, что будет проводиться анализ его почерка. Если для образца выбрано письмо, состоящее из нескольких страничек, обращайте внимание на последнюю страницу, так как к концу письма автор уже не прилагает сознательные усилия для того, чтобы красиво выводить буквы. На последней странице почерк максимально естественен.
Анализ почерка осуществляется одинаково, вне зависимости от пола писавшего. В процессе графологического анализа необходимо учитывать стиль жизни того или иного человека, влияние окружающих условий, физическое состояние, ситуацию во время написания текста, вплоть до позы пишущего и качества бумаги и ручки, не говоря уже о возрасте, температуре тела, состоянии здоровья и так далее.
4. Анализ общего вида письма.
Сегодня разработана целая система признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Остановимся на самых общих [5]:
1. Сила нажима.
Сильный нажим характерен для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью. Такие люди, как правило, очень общительны и привлекают своей целеустремленностью и оптимизмом.
Легкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Это мечтатели, сконцентрированные в первую очередь на своем внутреннем мире. Ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок.
2. Наклон букв.
Небольшой наклон влево чаще всего встречается у людей, которые собственные интересы всегда ставят выше других.
Обладатели сильного наклона влево самодостаточны и независимы, всегда имеют собственную точку зрения на любую проблему.
Небольшой наклон вправо – наиболее распространенный наклон почерка, присущий людям спокойным и уравновешенным. Они всегда открыты к общению, но и не прочь побыть какое-то время наедине с собой. Склонны к переменам настроения.
Сильный наклон вправо свидетельствует о целеустремленности и настойчивости. Такие люди, как правило, максималисты и стремятся быть первыми во всем, поэтому если решаются на что-то, то на условии, что получают или все, или ничего. Влюбчивы и очень ревнивы.
Если почерк вертикальный, то это говорит о внутренней гармонии, балансе рациональности и эмоциональности одновременно. Люди с таким почерком тщательно анализируют ситуацию и только после этого принимают решения. Самая главная черта характера – упрямство.
Наличие всех признаков - сомневающийся, непоследовательный, неуверенный в себе человек, испытывающий трудности в принятии решения, и часто меняющий его.
3. Размер букв.
Размер букв говорит об общительности человека. Например, обладатели крупного почерка (более 3 мм) открыты, эмоциональны и легко находят общий язык с людьми. У них много друзей. По натуре они лидеры и душа любой компании. Могут любого убедить в своей правоте.
Мелкий почерк (меньше 3 мм) говорит о том, что его обладатель – человек сдержанный, расчетливый, скрытный и замкнутый. Ему можно доверять ответственную работу, так как он умеет полностью концентрироваться на деле.
Широкий почерк – широкая душа! Так пишут люди творческие и талантливые. Узкие буквы – признак рациональности и бережливости.
4. Очертания букв.
Округлые буквы указывают на доброту и отзывчивость, а также способность идти на компромиссы. Если встретишь человека с таким почерком, знай: на него можно положиться, он всегда поддержит в трудную минуту.
Угловатые буквы – признак эгоизма. Человек с таким почерком стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать.
5. Расположение строк на странице.
Если на не разлинованном листе строки текста поднимаются вверх, то человек, писавший его – оптимист. У пессимиста строчки опускаются вниз. Прямые строки характерны для людей спокойных, рассудительных, уравновешенных, реально оценивающих свои возможности. Неровные, волнообразные строки говорят о частой смене настроения, неуравновешенности, хитрости.
6. Поля.
Поля, оставляемые слева на письме, указывают на отношение человека к материальным ценностям. Узкие поля говорят о бережливости, а широкие – о щедрости. Если левый край книзу расширяется, то это подчёркивает расточи-тельность, а сужающийся левый край выдаёт человека скупого и жадного.
7. Характер написания слов:
Слитный почерк, когда все буквы в слове связаны между собой, является признаком хорошего логического мышления. Если же буквы не связаны друг с другом, то это указывает на развитую интуицию.
8. Общая оценка: (почерк старательный, буквы выведены аккуратно; почерк неровный, некоторые слова читаются с трудом; почерк небрежный, неразборчивый, буквы написаны кое-как).
Каллиграфический почерк характеризует человека как обязательного, аккуратного, но несамостоятельного. Правильный почерк указывает на спокойствие и уравновешенность. Размашистый почерк бывает у людей активных, любознательных, с весёлым нравом. Неразборчивый почерк говорит об энергичности, беззаботности, а также нервозности [6].
5. Исследование и его результаты.
Пользуясь данной информацией, мы проанализировали почерк учащихся 4-а класса (28 человек) и получили следующие результаты:
а) Почерк учащихся 4-а класса:
№
Особенности почерка
Количество
учащихся
1. 1
Крупный
5уч.
2. 2
Мелкий
нет
3. 3
Разборчивый и аккуратный
8 уч.
4
Буквы отделены друг от друга
3уч.
5
Слитные буквы
2уч.
6
Сильный нажим
3уч.
7
Небольшое расстояние между словами
5уч.
8
Небольшой наклон вправо
9уч.
9
Сильный наклон вправо
1уч.
10
Небольшой наклон влево
1уч.
11
Вертикальные буквы
1уч.
12
Округлые буквы
7уч.
13
Угловатые буквы
5уч.
14
Пробелы на концах строк
2уч.
15
Беглый и размашистый почерк
7уч.
16
Строки идут вниз
3уч.
17
Строки идут вверх
8уч.
18
Волнообразные строки
нет
б) Черты характера учащихся 4-А класса
Соединив сходные черты характера, составим характеристику класса. Получилось, что в нашем классе: коммуникабельных, энергичных, уверенных в себе – 45 %, осмотрительных – 17 %, уравновешенных в отношениях – 76 %, стрессовоустойчивых – 58 %, упрямых – 42 %, отзывчивых – 58 %.
Определим процент достоверности полученных результатов, руководствуясь анкетированием и наблюдением. Учащимся предлагалось записать фамилии одноклассников, обладающих предложенными качествами.
в) Анализ анкеты
№
Черты характера
1. 1
Коммуникабельный, энергичный
2. 2
Сдержанный, осмотрительный
3. 3
Легко ориентируется в незнакомой обстановке
4. 4
Спокойный, ровный в отношениях, уравновешенный
5. 5
Слабая воля
6. 6
Хорошая стрессоустойчивость
7. 7
Критичный, склонный к проявлению силы
8. 8
Осторожный
9. 9
Бодрый, энергичный (оптимист)
10. 1
Постоянно в угнетённом состоянии (пессимист)
11. 1
Чувствительная и романтичная натура, мечтатель, неторопливый
12. 1
Независимый, всегда имеет свою точку зрения
13. 1
Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым
14. 1
Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение
15. 1
Эмоциональный, общительный, лидер и душа компании
16. 1
Творческий, талантливый; широкая душа
17. 1
Рациональный и бережливый
18. 1
Добрый и отзывчивый
19. 1
Эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают
20. 2
Открытый в общении
Из числа учащихся в классе определено 62 % совпадения характера (на основе анкетирования) и почерка.
Заключение
В ходе исследования мы убедились, что почерк – отражение нашего внутреннего мира, сущности, особенностей характера, темперамента, отношения к миру и, конечно же, отношения к самому себе. Стоит помнить об этом даже тогда, когда пишите простую записку. Видимо, и впрямь почерк – это своеобразный «слепок» личности.
Библиографический список
1. Исаева Е.Л. Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку. Рипол Классик, 2010.
2. Соломевич В. И. Почерк и характер. Харвест, 2009.
3. Белов, Н. В. Современная энциклопедия для мальчиков: учебное пособие / Н. В. Белов. Современный литератор, 1999. – 223 с.
4. Щеголев И. В. 16 типов личности. Почерк и характер человека: учебное пособие / И. В. Щеголев. СПб.: Питер, 2007. -160 с.
учитель начальных классов, МБОУ "СОШ № 18", г. Симферополь
Библиографическое описание: Козак Т.И. О чем может рассказать почерк? // Современная начальная школа. 2020. № 12. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/12.pdf.
Введение. Люди уже давно начали обращать внимание на связь между почерком и характером. Почерк – это основа нашей личности. Мы пишем дома, на работе, в школе, и по качеству почерка судят о нас самих. От почерка зависит многое: и восприятие самого себя, и как нас видят окружающие, и оценки в школе, и самооценка, и характер. Но почерк каждого человека абсолютно индивидуален. На протяжении жизни манера письма меняется, так как изменяются обстоятельства жизни и физическое развитие человека, в почерке, как и в поведении, и в речи раскрывается внутренний мир человека.Оказывается, существует даже целая наука – графология, которая изучает законы зависимости между почерком и личностью, характером человека.
Графология (от др. греч. γράφω — «пишу» и λόγος — «учение») — это учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности.
В настоящее время графологии уделяется огромное значение. Эта наука входит в программу обучения дипломатов ряда европейских государств. Графология с успехом применяется в бизнесе, медицине, спорте, педагогике и в других областях.
Цель моего исследования: дать характеристику учащихся 4-А класса, руководствуясь теорией зависимости почерка от характера человека.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Познакомиться с наукой графологией;
2. Изучить основные закономерности графологического анализа;
3. Проанализировать почерк учащихся 4-А класса;
4. На основе наблюдений и анкетирования установить процент достоверности полученных результатов.
Гипотеза: характер человека можно определить по его почерку.
Объект исследования: почерк учеников 4-А, участвующих в эксперименте.
Предмет исследования: взаимосвязь почерка и личностных характеристик человека.
Методы исследования: наблюдение, опрос, сравнительный анализ.
1. История графологии.
Графология – это наука, которая детально изучает особенности почерка человека с целью определить его личностные качества [1].
Несколько тысяч лет назад сначала китайцы определяли по почерку характер человека, затем специалисты в древнем Риме, а позднее, монахи Средневековья также владели этим искусством [2].
Первая известная книга, посвященная графологии, вышла в свет в 1630 году и была написана итальянским профессором Камилло Бальдо. Книга называлась «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал». В этой книге он записал известные на то время толкования индивидуальных качеств человека по его почерку, что и легло в основу первого справочника по графологии [4].
Примерно через 200 лет к теме почерка вернулись во Франции, когда ученый церковник аббат Фландрен заинтересовался книгой Бальдо. Для того чтобы окрестить новую науку, аббат использовал два греческих слова: «графо» - писать и «ологи» - наука. Так родилась графология [5].
Ученик Фландрена Мишон более интенсивно развил графологические исследования и превзошел своего учителя. В 1872 году он написал книгу «Система графологии». Около 1880 года работа Мишона получила дальнейшее развитие в исследованиях Крепье-Жамена, в которых были применены более четкие методы классификации различных черт характера, которые выявил анализ почерка [3].
В конце XIX - начале XX столетия о графологии заговорили как о науке, а не как об искусстве. С XIX века в различных странах возникли графологические общества. В Европе графология рассматривается с должным вниманием и занимает достойное место в работе психолога и психиатра [5].
2. Возможности анализа почерка
Почерк каждого человека уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности. Почерк даёт возможность судить о человеке, о его чувствах, эмоциональном и физическом здоровье, общественном поведении, способностях и талантах, недостатках характера и навыках общения. Размер букв, наклон, сила нажима, особенности пунктуации и различные петли помогают выявить в каждом человеке.
Интересный факт, несмотря на то, что практически все люди учатся писать по прописям и следуют рекомендациям учителя, неизвестно ни одного случая точного копирования данного учебного пособия. Кроме того, в каждом почерке есть своеобразные «добавки».
Зигмунд Фрейд писал: «Без сомнения, посредством почерка человек выражает свою индивидуальность». А Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Англии, живший в XIX веке говорил: «Почерк автора, как и все произвольные действия человека, имеет сходство с его характером». Многие известные люди тоже придерживались данного мнения: это Альберт Эйнштейн, Эдгар Аллан По, Жорж Санд и другие [3]
В обычной повседневной жизни знание принципов зависимости почерка человека от его характера поможет правильно понять его и найти с ним общий язык.
3. Как проводить анализ почерка.
Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Для текста лучше не переписывать что–либо из книги или газеты, а предложить человеку написать то, что приходит ему в голову. В этом случае почерк будет более естественным.
Помимо образца почерка, полученного непосредственно для анализа, желательно наличие образчика письма, подготовленного ранее, когда испытуемый не знал о том, что будет проводиться анализ его почерка. Если для образца выбрано письмо, состоящее из нескольких страничек, обращайте внимание на последнюю страницу, так как к концу письма автор уже не прилагает сознательные усилия для того, чтобы красиво выводить буквы. На последней странице почерк максимально естественен.
Анализ почерка осуществляется одинаково, вне зависимости от пола писавшего. В процессе графологического анализа необходимо учитывать стиль жизни того или иного человека, влияние окружающих условий, физическое состояние, ситуацию во время написания текста, вплоть до позы пишущего и качества бумаги и ручки, не говоря уже о возрасте, температуре тела, состоянии здоровья и так далее.
4. Анализ общего вида письма.
Сегодня разработана целая система признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Остановимся на самых общих [5]:
1. Сила нажима.
Сильный нажим характерен для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью. Такие люди, как правило, очень общительны и привлекают своей целеустремленностью и оптимизмом.
Легкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Это мечтатели, сконцентрированные в первую очередь на своем внутреннем мире. Ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок.
2. Наклон букв.
Небольшой наклон влево чаще всего встречается у людей, которые собственные интересы всегда ставят выше других.
Обладатели сильного наклона влево самодостаточны и независимы, всегда имеют собственную точку зрения на любую проблему.
Небольшой наклон вправо – наиболее распространенный наклон почерка, присущий людям спокойным и уравновешенным. Они всегда открыты к общению, но и не прочь побыть какое-то время наедине с собой. Склонны к переменам настроения.
Сильный наклон вправо свидетельствует о целеустремленности и настойчивости. Такие люди, как правило, максималисты и стремятся быть первыми во всем, поэтому если решаются на что-то, то на условии, что получают или все, или ничего. Влюбчивы и очень ревнивы.
Если почерк вертикальный, то это говорит о внутренней гармонии, балансе рациональности и эмоциональности одновременно. Люди с таким почерком тщательно анализируют ситуацию и только после этого принимают решения. Самая главная черта характера – упрямство.
Наличие всех признаков - сомневающийся, непоследовательный, неуверенный в себе человек, испытывающий трудности в принятии решения, и часто меняющий его.
3. Размер букв.
Размер букв говорит об общительности человека. Например, обладатели крупного почерка (более 3 мм) открыты, эмоциональны и легко находят общий язык с людьми. У них много друзей. По натуре они лидеры и душа любой компании. Могут любого убедить в своей правоте.
Мелкий почерк (меньше 3 мм) говорит о том, что его обладатель – человек сдержанный, расчетливый, скрытный и замкнутый. Ему можно доверять ответственную работу, так как он умеет полностью концентрироваться на деле.
Широкий почерк – широкая душа! Так пишут люди творческие и талантливые. Узкие буквы – признак рациональности и бережливости.
4. Очертания букв.
Округлые буквы указывают на доброту и отзывчивость, а также способность идти на компромиссы. Если встретишь человека с таким почерком, знай: на него можно положиться, он всегда поддержит в трудную минуту.
Угловатые буквы – признак эгоизма. Человек с таким почерком стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать.
5. Расположение строк на странице.
Если на не разлинованном листе строки текста поднимаются вверх, то человек, писавший его – оптимист. У пессимиста строчки опускаются вниз. Прямые строки характерны для людей спокойных, рассудительных, уравновешенных, реально оценивающих свои возможности. Неровные, волнообразные строки говорят о частой смене настроения, неуравновешенности, хитрости.
6. Поля.
Поля, оставляемые слева на письме, указывают на отношение человека к материальным ценностям. Узкие поля говорят о бережливости, а широкие – о щедрости. Если левый край книзу расширяется, то это подчёркивает расточи-тельность, а сужающийся левый край выдаёт человека скупого и жадного.
7. Характер написания слов:
Слитный почерк, когда все буквы в слове связаны между собой, является признаком хорошего логического мышления. Если же буквы не связаны друг с другом, то это указывает на развитую интуицию.
8. Общая оценка: (почерк старательный, буквы выведены аккуратно; почерк неровный, некоторые слова читаются с трудом; почерк небрежный, неразборчивый, буквы написаны кое-как).
Каллиграфический почерк характеризует человека как обязательного, аккуратного, но несамостоятельного. Правильный почерк указывает на спокойствие и уравновешенность. Размашистый почерк бывает у людей активных, любознательных, с весёлым нравом. Неразборчивый почерк говорит об энергичности, беззаботности, а также нервозности [6].
5. Исследование и его результаты.
Пользуясь данной информацией, мы проанализировали почерк учащихся 4-а класса (28 человек) и получили следующие результаты:
а) Почерк учащихся 4-а класса:
№
Особенности почерка
Количество
учащихся
1. 1
Крупный
5уч.
2. 2
Мелкий
нет
3. 3
Разборчивый и аккуратный
8 уч.
4
Буквы отделены друг от друга
3уч.
5
Слитные буквы
2уч.
6
Сильный нажим
3уч.
7
Небольшое расстояние между словами
5уч.
8
Небольшой наклон вправо
9уч.
9
Сильный наклон вправо
1уч.
10
Небольшой наклон влево
1уч.
11
Вертикальные буквы
1уч.
12
Округлые буквы
7уч.
13
Угловатые буквы
5уч.
14
Пробелы на концах строк
2уч.
15
Беглый и размашистый почерк
7уч.
16
Строки идут вниз
3уч.
17
Строки идут вверх
8уч.
18
Волнообразные строки
нет
б) Черты характера учащихся 4-А класса
Соединив сходные черты характера, составим характеристику класса. Получилось, что в нашем классе: коммуникабельных, энергичных, уверенных в себе – 45 %, осмотрительных – 17 %, уравновешенных в отношениях – 76 %, стрессовоустойчивых – 58 %, упрямых – 42 %, отзывчивых – 58 %.
Определим процент достоверности полученных результатов, руководствуясь анкетированием и наблюдением. Учащимся предлагалось записать фамилии одноклассников, обладающих предложенными качествами.
в) Анализ анкеты
№
Черты характера
1. 1
Коммуникабельный, энергичный
2. 2
Сдержанный, осмотрительный
3. 3
Легко ориентируется в незнакомой обстановке
4. 4
Спокойный, ровный в отношениях, уравновешенный
5. 5
Слабая воля
6. 6
Хорошая стрессоустойчивость
7. 7
Критичный, склонный к проявлению силы
8. 8
Осторожный
9. 9
Бодрый, энергичный (оптимист)
10. 1
Постоянно в угнетённом состоянии (пессимист)
11. 1
Чувствительная и романтичная натура, мечтатель, неторопливый
12. 1
Независимый, всегда имеет свою точку зрения
13. 1
Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым
14. 1
Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение
15. 1
Эмоциональный, общительный, лидер и душа компании
16. 1
Творческий, талантливый; широкая душа
17. 1
Рациональный и бережливый
18. 1
Добрый и отзывчивый
19. 1
Эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают
20. 2
Открытый в общении
Из числа учащихся в классе определено 62 % совпадения характера (на основе анкетирования) и почерка.
Заключение
В ходе исследования мы убедились, что почерк – отражение нашего внутреннего мира, сущности, особенностей характера, темперамента, отношения к миру и, конечно же, отношения к самому себе. Стоит помнить об этом даже тогда, когда пишите простую записку. Видимо, и впрямь почерк – это своеобразный «слепок» личности.
Библиографический список
1. Исаева Е.Л. Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку. Рипол Классик, 2010.
2. Соломевич В. И. Почерк и характер. Харвест, 2009.
3. Белов, Н. В. Современная энциклопедия для мальчиков: учебное пособие / Н. В. Белов. Современный литератор, 1999. – 223 с.
4. Щеголев И. В. 16 типов личности. Почерк и характер человека: учебное пособие / И. В. Щеголев. СПб.: Питер, 2007. -160 с.