Высшая школа делового администрирования
Публикации
2019 (№ 1-2)

Исина Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЕ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Важнейшая задача образования — передача грядущим поколениям ориентиров и идеалов, основанных на духовных традициях русского народа». Эти слова подтверждаются задачами, поставленными в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения по духовно-нравственному воспитанию школьников.

В настоящее время в обществе растет понимание актуальности проблемы целостности в образовании. Мы видим, что наши дети все глубже уходят в мир виртуальной реальности и потребительства, теряют способность оценивать свое положение в окружающем мире, активно действовать в нем, утрачивают национальное самосознание.

Опора на национальную культуру, традиционное мировоззрение, основой которого является православная вера, может способствовать осознанию у наших учеников своего места в окружающем мире, поможет решить многие духовно-нравственные проблемы.

Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, установленным государственным стандартом, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь школы особую одухотворенность.

Работа по духовно-нравственному воспитанию на уроках способствует:

· приобщению детей к нравственным устоям православной культуры;

· помогает детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей;

· способствует их укоренению в детском уме и сердце;

· вырабатывает позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости;

· даёт детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви;

· способствует восприятию интереса к отечественной истории;

· воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;

· вводит детей в круг основных православных традиций, показывает их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством;

· способствует изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному, душеспасительному.

Я, как учитель начальных классов, имею очень хорошую возможность проводить в своей деятельности, как систему уроков общей тематики, так и интегрированные уроки. Они способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Например, Основы православной культуры, литературное чтение, русский язык, ИЗО, музыка, окружающий мир, технология.

Уроки православной культуры, которые я веду с 1 класса, закладывают фундамент нравственности и духовности. Сообщая детям самые первые элементарные сведения о Боге, о сотворении мира, о Сыне Божием, святых подвижниках православной Церкви, мы вводим их в мир православия. На таких уроках у учащихся складывается понимание, что такое Церковь Христова, икона, молитва, храм. Расширяются эти знания на других уроках в начальной школе.

Так, предмет «Окружающий мир» даёт большую возможность проводить интеграцию уроков основ православной культуры, чтения, изобразительного искусства, технологии.

Так, во 2 классе на открытом уроке окружающего мира для родителей «Хлеб – главное богатство России. Хлеб – дар Божий» мы выяснили, что хлеб это не только главный продукт питания на столе русского человека, но и Божий дар. Из уроков православия мы уже узнали, что само слово хлеб есть и в молитве «Отче наш». Эта молитва и предельно проста, доступна даже ребенку, и одновременно непостижима для ума человеческого. Она, как могучий ствол дерева, из которого прорастают веточки – производные молитвы: прошения, благодарения, молитвы за людей.

"Хлеб наш насущный даждь нам днесь". Хлеб насущный – это все необходимое для нашего существования: пища, одежда, дом, тепло, работа, образование и т.д. Также это нужды души и духа в правильном питании Словом Божьим.

Также мы вспомнили, как Иисус Христос накормил пятью хлебами пять тысяч человек, как было установлено самим Иисусом Таинство Евхаристии - одно из главных таинств в христианстве.

При подготовке к этому уроку дети совместно с родителями разучивали частушки о хлебе, стихи, делали мини-проекты о Бородинском хлебе, тульских пряниках, пекли блины, пироги. А главным украшением стола был каравай, который по русским традициям родители внесли на расшитом рушнике.

На другом уроке окружающего мира в 4 классе «Человек-защитник своего Отечества. Отношение православной церкви к войне» формировались понятия «жертвенность во имя защиты Отечества», «жертвенность во имя любви к Богу» на основе традиционных для России православных культурных ценностей.

При создании проблемной ситуации я предложила послушать письмо солдата Великой Отечественной войны.

Послушай, Бог… Еще ни разу в жизни с Тобой не говорил я,

Но сегодня мне хочется приветствовать Тебя.

Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя. И я, дурак, поверил.

Твоих я никогда не созерцал творений. И вот сегодня ночью я смотрел....

-Что мог увидеть этот солдат?

-Как вы думаете, верил ли этот человек в Бога?

Эти вопросы помогли нам начать разговор-дискуссию по теме нашего урока.

К уроку было дано задание - приготовить мини-проекты о христианских воинах: Святом Георгии Победоносце, Святом благоверном князе Дмитрии Донском, Святом Александре Невском. В течение всего урока учащиеся работали над проблемными ситуациями в парах, группах. Вели разговор, как о простых защитниках, так и о великих полководцах российских, выясняли отношение церкви к войне. В конце урока я дочитала письмо солдата к Богу:

«...И вот сегодня ночью я смотрел из кратера, что выбила граната, на небо звездное, что было надо мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданьем, каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, но я Тебе скажу, и Ты меня поймешь:

Не странно ль, что средь ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?

А кроме этого мне нечего сказать, вот только, что я рад, что я Тебя узнал. На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно:

Ты на нас глядишь… Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.

Мне было хорошо с Тобой. Еще хочу сказать, что, как Ты знаешь,

Битва будет злая, и, может ночью же к Тебе я постучусь.

И вот хоть до сих пор Тебе я не был другом,

Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу. Боже мой. Ты видишь, со мной случилось то, что нынче я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь…»

Вопросы, заданные после письма:

-Что случилось с солдатом в том бою?

-Совершит ли он геройский поступок?

-Почему солдат теперь не боится смерти?

-Как православная церковь относится к воинам? Почему?

В конце урока дети сделали вывод, что человек, попав в такой кромешный ад, должен сохранить силу духа. Для этого необходимо иметь веру. Вера в Бога дает не только силу, но и помогает человеку проявить такие черты характера как смелость, мужество, героизм.

На уроках изобразительного искусства работали по группам и выполнили работы на темы:

“ Пусть всегда будет солнце”

“Нам не нужна война”

“Мир нужен всем”

Участвуя в проекте “Хотят ли русские войны?”, группа ребят провели среди учащихся начальной школы исследование-интервью.

Итогом этого урока можно считать понимание детьми мотивов, желаний защитника земли русской, его самоотверженности и безграничной любви к Родине.

Курс ОРКСЭ в 4 классе – составная часть единого образовательного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и является продолжением изучения основ православной культуры с 1 по 3 класс. Очень важно, что на изучение этого предмета в моих классах дают согласие 100 % родителей.

Мы, педагоги, понимаем, что образовательное пространство выходит далеко за рамки урока. В процессе духовно-нравственного воспитания важно поставить ребенка перед необходимостью творить добро, помочь ребенку приобрести личный опыт, приложив к этому собственные усилия. Главное в такой деятельности – принести радость, душевное тепло людям.

Преподобный Серафим Саровский сказал: «Матушка, матушка! Не торопись научить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится потом».

Было очень приятно видеть, что на одном из уроков в 4 классе, при определении своего места на ступеньках духовного возрастания, все мои ученики поставили себя на ступеньку «Добрые дела».

Я думаю, что нам учителям, очень важно в самом раннем возрасте посеять семена доброты, любви, милосердия и сострадания в душах наших детей, а хорошие плоды обязательно вырастут.

Спасибо за внимание!

Сведения об авторе

Исина Елена Викторовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 18" города Смоленска, Россия, г. Смоленск.