Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Болонева М.Г. ПРИЁМ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Библиографическое описание:
Болонева М.Г. Приём моделирования как способ формирования читательской компетентности младших школьников // Современная начальная школа. 2021. № 29. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/29.pdf.

В данной статье представлены пути формирования читательской компетентности младшего школьника. Читательская компетентность является приоритетной целью обучения литературному чтению. ФГОС НОО предполагает осознание младшим школьником себя как грамотного читателя, который использует читательскую деятельность как средство самообразования. Эти умения школьника эффективно формируются на уроках литературного чтения, где предполагается освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста, воспитания интереса к чтению и книге. Решение этих задач сводится к формированию осмысленного читательского навыка, общеучебного умения осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать ее. То есть решением этой задачи и является формирование читательской компетентности младшего школьника.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетной целью обучения литературному чтению ставится формирование читательской компетентности младшего школьника [4].

Читательская компетентность определяется как интегративная характеристика личности, которая складывается из способности к чтению, наличию личностного отношения к произведению и основывается на читательской самостоятельности младших школьников. Понятие читательской компетентности изучается в трудах И.В. Зимней, А.А. Вербицкого, А.В. Хуторского и Н.М. Ложкиной.

Исследователи рассматривают читательскую компетентность с позиции компетентностного подхода (И.В. Зимняя, А.А. Вербицкий, А.В. Хуторской), через принципы когнитивного и деятельностного подходов (Н.М. Ложкина). В содержание читательской компетентности исследователи включают ее структуру (Е.Л. Гончарова, С.В. Самыкина), модель формирования основ читательской компетентности (Н.Е. Колганова). Педагогическая модель включает технологию продуктивного чтения (Н.Н. Светловская) и дискретное чтение (Г.М. Первова).

В современной науке методика обучения чтению устанавливает, что накопленный педагогический опыт недостаточен для разрешения противоречия между необходимостью изменения процесса обучения младших школьников чтению и недостаточной разработанности педагогических условий формирования читательской компетентности младших школьников.

Формирование читательской компетентности, согласно ФГОС НОО, осуществляется через личностно-ценностные, информационно-коммуникативные и учебно-познавательные компетенции.

К личностно-ценностным относятся следующие ключевые компетенции:

1. Готовность к личностному восприятию прочитанного произведения, соотношения его с личностным опытом;

2. Способность к использованию дополнительных ресурсов, наличие высокой мотивации к читательской деятельности;

3. Способность самостоятельно приобретать и использовать новые умения и навыки работы с книгой.

Информационно-коммуникативные компетенции включают:

1. Способность к систематизации, обобщению и интерпретации полученной информации;

2. Способность к выработке полноценного навыка чтения;

3. Готовность к принятию различных форм организации читательской деятельности, владение устным и письменным общением, развитие интереса к диалогизации обучения чтению.

Ценностно-познавательные компетенции характеризуются:

1. Владение рациональными приемами работы с текстом;

2. Способность к пониманию содержания произведения, умения передать события;

3. Наличие знаний компонентов литературного произведения;

4. Способность распознавать жанры произведений.

Н. Е. Колганова пишет о том, что данные компетенции реализуют следующие функции:

1. Образовательная – совместная деятельность учителя и учащихся по овладению теоретических оснований читательской деятельности;

2. Коммуникативная – правила и способы информационного обмена между субъектами читательской деятельности;

3. Информационная – многообразие источников информации;

4. Гедонистическая – развитие эстетического восприятия литературы, умения понимать свои мысли, эмоции, чувства;

5. Развивающая – удовлетворение познавательных потребностей;

6. Социальная – процесс социализации через опыт литературных героев, развитие эмпатии.

Данные компетенции и их функции Н.Е. Колганова выделила в модель формирования основ читательской компетентности младших школьников. Модель отражает три блока.

Первый концептуально-целевой блок. В него входят подходы (личностно-ориентированный, системно-деятельностный и компетентностный), реализуемые ими принципы, а также компетенции и читательские функции учащихся [3].

Второй содержательно-деятельностный блок. Он включает следующие компоненты: позицию учителя, то есть его целевые установки, методы обучения, с помощью которых он будет формировать читательскую компетентность, также в этот блок автор включает информационно-развивающую среду и позицию ученика (активность учащегося как субъекта читательской деятельности, способность к самопознанию, самоизменению и самореализации). В данном блоке Н.Е. Колганова информационно-развивающую образовательную среду характеризует следующим образом: в первую очередь, это формирование книжного окружения, во вторую, ориентация уроков на существенные знания и умения, следующее — это моделирование учебного процесса, сотрудничество субъектов, контроль и рефлексия.

И последний блок модели – это диагностико-мониторинговый. Он включает в себя критерии и компоненты сформированности читательской компетентности младших школьников. В этом блоке, Н.Е. Колганова сформулировала критерии и показатели сформированности основ читательской компетентности младших школьников. Она выделила три критерия: мотивационный, деятельностный и когнитивный. К мотивационному критерию она относит: наличие личностного отношения к чтению (умение выстраивать аналогию прочитанного произведения с жизненным явлением; умение уточнять позицию автора, ставить вопросы по тексту; умение выделять проблематику читаемого), сформированность потребности в чтении (умение ставить цель чтения; умение пользоваться библиотекой; умение называть различные мотивы чтения), читательская самостоятельность в работе с книгой (умение использовать метод чтениярассматривания; знание элементов книги; умение составлять аннотацию или рассказ о книге).

Деятельностный критерий включает в себя: умения оперировать полученной информацией (правильно называют прочитанное произведение; последовательно передают события; составляют характеристику героя), наличие навыка чтения (правильность, беглость, выразительность, сознательность чтения), степень развития умений учебного сотрудничества (умеют работать в группе; умеют инициировать, включаться и поддерживать диалог; умеют определять для себя цели совместной познавательной читательской деятельности и поддерживать взаимосотрудничество). Когнитивный критерий представлен следующими показателями: полноценное восприятие литературного текста (умеют пересказывать текст полностью, выборочно, по наводящему вопросу; разбивать текст на части и озаглавливать их словами текста; формулируют главную мысль и идею произведения; выделяют ключевые слова; связывают содержание текста сознанием из других источников и со своими представлениями мира), наличие литературоведческих представлений (умеют находить средства выразительности; знают компоненты произведений и находят их; называют жанры), наличие читательского кругозора (знают произведения наизусть, любимые темы чтения, фамилии авторов произведений).

Выделенные Н.Е. Колгановой показатели отражают компетенции. С точки зрения компетентностного подхода «компетенция – это совокупность знаний, умений и навыков в определенной деятельности». Рассматривая читательскую компетентности с точки зрения данного подхода, выделяют компетенции, которые присуще читательской деятельность – это наличие читательского интереса и кругозора, навыка чтения и умения работать с текстом. Таким образом, рассмотрели точки зрения ряда авторов на понятие «компетентность» и «читательская компетентность». Под «читательской компетентностью» понимается способность, которая отражает действенный интерес учащихся к чтению и литературе, знание книг, соответствующих их возрасту, а также умение учащихся выполнять читательские действия в работе с книгами и произведениями. В исследовании среди функций, реализуемых компетенциями читательской деятельности, были выбраны следующие: образовательная, коммуникативная, информационная, развивающая, социальная и эстетическая.

Моделирование до недавнего времени успешно применялось главным образом в технических исследованиях, однако сейчас без использования этого метода становится немыслимым изучение многих явлений и процессов в других областях знания. В последнее время применение моделирования в обучении приобретает особое значение. В. В. Давыдов отмечал, что: Модель — это форма научной абстракции особого рода, в которой выделенные существенные отношения объекта усвоения закреплены в наглядно воспринимаемых и представляемых связях и отношениях вещественных знаковых элементов. Моделирование — это действие, которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития [2].

Младший школьный возраст является началом формирования учебных действий у детей. С помощью моделирования можно свести изучение от простого к сложному, от незнакомого- к знакомому, то есть сделать объект доступным для тщательного изучения. Моделирование, исходя из философского определения, предлагает три этапа:

1) Выбор (построение) модели;

2) Работа с моделью;

3) Переход к реальности. Результат моделирования - новая информация о существующем объекте, его свойствах и поведении, либо прогноз свойств и поведения конкретной новой, ранее не существовавшей, модификации объекта. Проблема использования моделирования в обучении разрабатывается в психолого-дидактических исследованиях лишь в последние десятилетия. В работах Л. И. Айдаровой, В. В. Давыдова, А. К. Марковой, Н. Г. Салминой, JI. M. Фридмана, A. A. Шибанова, Е. В. Чудиновой, Д. Б. Эльконина и других авторов рассматриваются различные аспекты проблемы использования моделей и моделирования в учебном процессе. Если в научном познании моделирование определяется как метод, то в исследованиях, посвященных проблемам образования, мы находим несколько обозначений (трактовок) этого явления. В работах ученых моделирование называется одним из видов знаково-символической деятельности (Н. Г. Салмина), учебным действием (В. В. Давыдов, Л. И. Айдарова). В работах ученых-педагогов моделирование определяется как учебное средство (Л. М. Фридман, А. Н. Дахин), а также как способ обобщения учебного материала и представления его в свернутом виде (А. Н. Дахин) [2]. Значение приема моделирования в обучении одним из первых было осмыслено Д. Б. Элькониным на материале обучения грамоте (в рамках системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина– В. В. Давыдова).

Представим комплекс заданий на моделирование для формирования читательской компетентности младших школьников (см. табл. 1).

Таблица 1. Комплекс заданий на моделирование для формирования читательской компетентности младших школьников



Тема урока

Приемы моделирования

1

Тема: Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1. Цепочка событий

2. Обложка книги

3. Блок - схема

2

Тема: В. Ю. Драгунский «Главные реки»

1. Блок - схема

2. Синквейн

3. Обложка книги

3

Тема: В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1. Кластер

2. Модель-рассуждение

3. Обложка книги

4

Тема: В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

1. Обложка книги

2. Модель - рассуждения

5

Тема: В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

1. ПОПС

2. Синквейн

3. Цепочка событий

6

Тема: Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

1. Цепочка событий

2. Обложка книги

3. ПОПС

7

Тема: Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

1. Модель – рассуждения

2. Модель – описания

3. Обложка книги

8

Тема: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1. Цепочка событий

2. Блок – схема

3. Модель – описания



Рассмотрим фрагмент урока литературного чтения в 4 классе, составленные с использованием приемов моделирования.

Урок 1. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Деятельностная цель: развитие интереса к произведениям, желания прочитать сказки Е. Л. Шварца; закрепление навыков осознанного и выразительного чтения. Содержательная цель: познакомить учащихся с произведением Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».

Задание 1. Цепочка событий. Данная модель использовалась на этапе включения в систему знаний и повторений. Учащиеся после изучения произведения самостоятельно создают цепочку событий. Задание 2. Обложка книги. Использовалась на этапе самостоятельной работы с само и взаимопроверкой по эталону. Учащимся предлагается, опираясь на таблицу с условными обозначениями, нарисовать обложку к произведению Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени». Задание 3. Блок – схема. Использовалась на этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Учащимся необходимо описать структуру сюжета.

Таким образом, проблема по формированию читательской компетентности младших школьников на уроке литературного чтения является актуальной. Какие выводы необходимо сделать: 1. понятие читательская компетентность как интегративная характеристика личности, складывается из способности к чтению и наличию отношения к произведениям. Изучение педагогической литературы предоставило возможность для исследования позиций ряда авторов на понятие читательской компетентности, ее содержания, модели формирования, а также на рассмотрение читательской компетентности с позиций различных подходов (компетентностного, когнитивного и деятельностного). Выделенные критерии: личностно-ценностный, операционально-технологический и деятельностный позволили сформулировать следующие показатели – читательский интерес и кругозор, умения работать с текстом и навык чтения. Для изучения выделенных показателей были подобраны диагностические методики с учетом которых были составлены задания на моделирование для формирования читательской компетентности на уроках литературного чтения.

Литература

1. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование, проектирование в образовании // Новосибирский государственный педагогический университет, 2011. - №4 – 21-24 с.

2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения: монография/ В. В. Давыдов. – Москва: ИНТОР, 2016. – 544 с.

3. Колганова Н. Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников // Вестник ТГУ, 2013. - №119. - 106-111 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/attachment. aspx?id=370.