Библиографическое описание:
Шаткене О.А. Информационно-коммуникационные технологии как ресурс развития современного урока музыки // Современная начальная школа. 2021. № 30. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/30.pdf.
За все время своей работы в школе мне всегда хотелось сделать уроки музыки более интересными, запоминающимися. Мне хотелось, чтобы ученики с радостью шли ко мне на урок, чтобы с нетерпением ждали встречи с искусством. И сегодня этот вопрос остается для меня актуальным.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2030 года сказано, что школа должна ориентироваться на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей.
В «Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 года» подчеркивается, что для достижения современного качества образования нужно активно использовать потенциал искусства в целях творческой самореализации личности. В реализации данной задачи важная роль отводится предметам эстетического цикла.
Дети живут в технологическом пространстве и в школе, и дома и поэтому необходимость использования ИКТ в образовательном процессе целесообразна. Это делает современный урок более эффективным и интересным, поднимает авторитет учителя. ИКТ дают возможность:
· повысить интерес к предмету, делая процесс обучения более увлекательным, запоминающимся;
· расширить возможности для плодотворного сотворчества учеников и учителя, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу на уроке;
· увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке;
· обеспечить оптимальное музыкальное развитие учеников;
· обеспечить каждому школьнику собственную траекторию обучения;
· помогает расширить кругозор учащихся, мотивировать детей самостоятельно искать информацию;
· активизировать организацию процесса познавательной деятельности школьника;
Целью своего педагогического опыта считаю формирование учебно - познавательной компетенции учащихся на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Достижение ожидаемых результатов предполагает решение следующих задач:
· создание педагогических условий для формирования у учащихся учебно-познавательной компетенции;
· организация исследовательской и самостоятельной работы детей для развития творческих способностей и вовлечения их в активный познавательный процесс;
· повышение текущей успеваемости и качества знаний.
При подготовке и проведении уроков музыки использую ряд цифровых средств обучения:
1. Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов;
2. Анимация: фрагменты мультипликации, которые в понятной для них, игровой форме позволяют усвоить материал.
3. Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, репродукции произведений (живопись, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др.)
4. Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры.
5. Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), что актуально и на уроке и во внеурочной деятельности.
6. Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание музыкальных и художественных образов, стихи, прозы, цитаты созвучные музыке.
Основные направления использования ИКТ на уроке музыки:
Для реализации поставленных задач в своей работе использую следующие компьютерные программы: InternetExplorer для возможности выхода в Интернет, PowerPoint, для создания своих презентаций, Word для оформления текстовых документов, PictureManager для просмотра изображений, а также для редактирования изображений в форматах, JPEG; Excel для составления проверочных тестов, таблиц, графиков и диаграмм, а также Publisher, которая позволяет создавать готовить профессиональные публикации к печати, применяя к ним собственный дизайн или используя готовые шаблоны.
Как только в школе появились компьютеры я стала пользоваться электронными изданиями на CD-ROM, среди которых были диски и по искусству, началось использование готовых электронных образовательных ресурсов на уроке. В своей работе также использую коллекцию дисков CD, состоящую из произведений различных стилей и жанров: от классики до современной музыки.
Использование электронных образовательные ресурсов, позволяет эффективно решать задачи:
· обеспечение уроков информацией;
· демонстрация учебной информации;
· поддержка различных активных форм занятий;
· закрепление знаний, навыков и умений;
· оценка и контроль знаний.
В своей работе использую следующие готовые программные продукты:
1. Энциклопедия классической музыки
2. Соната не только искусство
3. История Искусства
Благодаря различным компьютерным дискам («Музей музыкальных инструментов», «Учимся понимать музыку» и др.) можно виртуально путешествовать во времени и пространстве,
Электронная «Энциклопедия классической музыки» содержит видеофрагменты, рассказы о произведениях, музыкальные экскурсии по разным странам, словарь терминов, учебно-развивающие викторины, видеофрагменты.
Ещё одной интересной формой работы является использование на уроках музыкальных дисков с программой «Караоке» (на этапе окончательного исполнения).
Существует много компьютерных программ:-VocalJam- Galakar- Vanbasco, karaokeplayer- KaraokeUniverse Компьютерные программы MIDI - секвенсеры (Anvi - studio, Jam) с помощью которых компьютерможет звучать целым оркестром тембров.
Следующим видом активной творческой деятельности может стать «музыкальное конструирование», ставшее возможным благодаря так называемым программам конструкторам (GarageBand, FlexiMusicComposer, Acid, eJay).Учащиеся могут импровизировать и попробовать себя в роли композитораю.
Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ.
Последнее время общество нуждается в воспитании личности, способной к саморазвитию, самообразованию, которая могла бы легко адаптироваться к новым социальным условиям. Проектная технология является наиболее результативной для решения этой задачи.
Защиту проектов можно превратить в увлекательный праздник (фестиваль искусств, соревнование команд, всеобуч для родителей, музыкальный ринг, театрализация, представления для младших школьников, и т.п.) Зрелищность проекту придаст компьютерная презентация.
Возможность помещать информацию (текст, видео, музыка, рисунки и т.д.) на гугл диске дает большую возможность при создании совместных групповых проектов. При открытии совместного доступа к файлам и папкам можно другим пользователям открывать, скачивать файлы, редактировать их.
Интернет-ресурсы в музыкальном образовании.
Уроки музыки более специфичны в отличие от других школьных предметов, как в дидактическом, методическом так и технологическом аспектах. Возможности использования сети Интернет при подготовке к урокам музыки заключаются в следующем:
· использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке
· свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;
· изучение учеником конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя.
Многие сайты содержат «минусовки», использование которых эффективно при проведении внеклассной работы. Огромный интерес для учителя музыки представляет Интернет-фестиваль «Открытый урок», где много статей и разработок уроков, посвящённых музыкальной педагогике. Вот некоторые сайты, где можно найти интересный и нужный материал для уроков.
1.http://www.belcanto.ru/index.html
2. http://www.classic-music.ru/index.html
3. http://www.fedorov.ws/index.html
4. http://www.posternazakaz.ru/shop/category/180/82/?orderby=views
5. http://eomi.ws/.
Тестовые формы контроля.
На уроках музыки использую различные формы тестового контроля:
1. «Бумажные» - педагогические тесты, предъявляемые учащимся на бумажном носителе в виде распечатки.
2. «Звуковые» - педагогические тесты характерны именно для музыкального образования, т.к. музыка – искусство, существующее в звуковых формах. Создание и осуществление такого теста осуществляется с помощью специализированных технических средств. При создании теста необходимо точно выверять временные границы звучащих фрагментов. На уроке «звуковые» тесты чаще всего используются как коллективные или фронтальные формы контроля.
3. «Компьютерные» - наиболее актуальные тесты для современной системы образования. Особая роль здесь принадлежит компьютерно-индивидуальному тестированию, когда каждому испытуемому предъявляется уникальный набор заданий. Возможности компьютерных средств позволяют сочетать звуковые и зрительные формы предъявления тестовых заданий.
Викторины остаются традиционной формой проверки на уроках музыки и содержатся во многих готовых программных продуктах,объединеных какой-либо общей темой.
Итоги реализации моего опыта:
Проводя работу по внедрению информационно-коммуникационных технологий, я добилась стабильности результатов. В течение ряда лет наблюдается 100% успеваемость и высокое качество знаний.
Таким образом, использование информационных технологий на уроках музыки полезно и целесообразно.
Заключение
Современное образование в школе это: развитие личностно значимых качеств подрастающего поколения, а не только передачу знаний. Богатейшие возможности для использования ИКТ на уроках музыки позволяет сделать деятельность учителя и учащегося более эффективной, повысить качество обучения предмету. отразить существенные стороны музыкальных фактов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.
Учащиеся легче и быстрее усваивают материал, испытывая при этом моральный подъем, проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.
Список литературы:
1. Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех.» - М.,Центр «Педагогический поиск» 2004 г.
2. Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех.» - М., Центр «Педагогический поиск» 2004 г.
3. Сергеева Г.П. «Освоение технологий преподавания предмета «Музыка» в последипломном образовании», Многография, Москва,2013г.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000г.
Информационные ресурсы:
1. http://fcior.edu.ru
2. http://school-collection.edu.ru/
3. http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&show=0
4. http://pedsovet.su/load/
5. http://www.rusedu.ru/
Шаткене О.А. Информационно-коммуникационные технологии как ресурс развития современного урока музыки // Современная начальная школа. 2021. № 30. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/30.pdf.
За все время своей работы в школе мне всегда хотелось сделать уроки музыки более интересными, запоминающимися. Мне хотелось, чтобы ученики с радостью шли ко мне на урок, чтобы с нетерпением ждали встречи с искусством. И сегодня этот вопрос остается для меня актуальным.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2030 года сказано, что школа должна ориентироваться на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей.
В «Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 года» подчеркивается, что для достижения современного качества образования нужно активно использовать потенциал искусства в целях творческой самореализации личности. В реализации данной задачи важная роль отводится предметам эстетического цикла.
Дети живут в технологическом пространстве и в школе, и дома и поэтому необходимость использования ИКТ в образовательном процессе целесообразна. Это делает современный урок более эффективным и интересным, поднимает авторитет учителя. ИКТ дают возможность:
· повысить интерес к предмету, делая процесс обучения более увлекательным, запоминающимся;
· расширить возможности для плодотворного сотворчества учеников и учителя, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу на уроке;
· увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке;
· обеспечить оптимальное музыкальное развитие учеников;
· обеспечить каждому школьнику собственную траекторию обучения;
· помогает расширить кругозор учащихся, мотивировать детей самостоятельно искать информацию;
· активизировать организацию процесса познавательной деятельности школьника;
Целью своего педагогического опыта считаю формирование учебно - познавательной компетенции учащихся на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Достижение ожидаемых результатов предполагает решение следующих задач:
· создание педагогических условий для формирования у учащихся учебно-познавательной компетенции;
· организация исследовательской и самостоятельной работы детей для развития творческих способностей и вовлечения их в активный познавательный процесс;
· повышение текущей успеваемости и качества знаний.
При подготовке и проведении уроков музыки использую ряд цифровых средств обучения:
1. Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов;
2. Анимация: фрагменты мультипликации, которые в понятной для них, игровой форме позволяют усвоить материал.
3. Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, репродукции произведений (живопись, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др.)
4. Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры.
5. Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), что актуально и на уроке и во внеурочной деятельности.
6. Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание музыкальных и художественных образов, стихи, прозы, цитаты созвучные музыке.
Основные направления использования ИКТ на уроке музыки:
Для реализации поставленных задач в своей работе использую следующие компьютерные программы: InternetExplorer для возможности выхода в Интернет, PowerPoint, для создания своих презентаций, Word для оформления текстовых документов, PictureManager для просмотра изображений, а также для редактирования изображений в форматах, JPEG; Excel для составления проверочных тестов, таблиц, графиков и диаграмм, а также Publisher, которая позволяет создавать готовить профессиональные публикации к печати, применяя к ним собственный дизайн или используя готовые шаблоны.
Как только в школе появились компьютеры я стала пользоваться электронными изданиями на CD-ROM, среди которых были диски и по искусству, началось использование готовых электронных образовательных ресурсов на уроке. В своей работе также использую коллекцию дисков CD, состоящую из произведений различных стилей и жанров: от классики до современной музыки.
Использование электронных образовательные ресурсов, позволяет эффективно решать задачи:
· обеспечение уроков информацией;
· демонстрация учебной информации;
· поддержка различных активных форм занятий;
· закрепление знаний, навыков и умений;
· оценка и контроль знаний.
В своей работе использую следующие готовые программные продукты:
1. Энциклопедия классической музыки
2. Соната не только искусство
3. История Искусства
Благодаря различным компьютерным дискам («Музей музыкальных инструментов», «Учимся понимать музыку» и др.) можно виртуально путешествовать во времени и пространстве,
Электронная «Энциклопедия классической музыки» содержит видеофрагменты, рассказы о произведениях, музыкальные экскурсии по разным странам, словарь терминов, учебно-развивающие викторины, видеофрагменты.
Ещё одной интересной формой работы является использование на уроках музыкальных дисков с программой «Караоке» (на этапе окончательного исполнения).
Существует много компьютерных программ:-VocalJam- Galakar- Vanbasco, karaokeplayer- KaraokeUniverse Компьютерные программы MIDI - секвенсеры (Anvi - studio, Jam) с помощью которых компьютерможет звучать целым оркестром тембров.
Следующим видом активной творческой деятельности может стать «музыкальное конструирование», ставшее возможным благодаря так называемым программам конструкторам (GarageBand, FlexiMusicComposer, Acid, eJay).Учащиеся могут импровизировать и попробовать себя в роли композитораю.
Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ.
Последнее время общество нуждается в воспитании личности, способной к саморазвитию, самообразованию, которая могла бы легко адаптироваться к новым социальным условиям. Проектная технология является наиболее результативной для решения этой задачи.
Защиту проектов можно превратить в увлекательный праздник (фестиваль искусств, соревнование команд, всеобуч для родителей, музыкальный ринг, театрализация, представления для младших школьников, и т.п.) Зрелищность проекту придаст компьютерная презентация.
Возможность помещать информацию (текст, видео, музыка, рисунки и т.д.) на гугл диске дает большую возможность при создании совместных групповых проектов. При открытии совместного доступа к файлам и папкам можно другим пользователям открывать, скачивать файлы, редактировать их.
Интернет-ресурсы в музыкальном образовании.
Уроки музыки более специфичны в отличие от других школьных предметов, как в дидактическом, методическом так и технологическом аспектах. Возможности использования сети Интернет при подготовке к урокам музыки заключаются в следующем:
· использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке
· свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;
· изучение учеником конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя.
Многие сайты содержат «минусовки», использование которых эффективно при проведении внеклассной работы. Огромный интерес для учителя музыки представляет Интернет-фестиваль «Открытый урок», где много статей и разработок уроков, посвящённых музыкальной педагогике. Вот некоторые сайты, где можно найти интересный и нужный материал для уроков.
1.http://www.belcanto.ru/index.html
2. http://www.classic-music.ru/index.html
3. http://www.fedorov.ws/index.html
4. http://www.posternazakaz.ru/shop/category/180/82/?orderby=views
5. http://eomi.ws/.
Тестовые формы контроля.
На уроках музыки использую различные формы тестового контроля:
1. «Бумажные» - педагогические тесты, предъявляемые учащимся на бумажном носителе в виде распечатки.
2. «Звуковые» - педагогические тесты характерны именно для музыкального образования, т.к. музыка – искусство, существующее в звуковых формах. Создание и осуществление такого теста осуществляется с помощью специализированных технических средств. При создании теста необходимо точно выверять временные границы звучащих фрагментов. На уроке «звуковые» тесты чаще всего используются как коллективные или фронтальные формы контроля.
3. «Компьютерные» - наиболее актуальные тесты для современной системы образования. Особая роль здесь принадлежит компьютерно-индивидуальному тестированию, когда каждому испытуемому предъявляется уникальный набор заданий. Возможности компьютерных средств позволяют сочетать звуковые и зрительные формы предъявления тестовых заданий.
Викторины остаются традиционной формой проверки на уроках музыки и содержатся во многих готовых программных продуктах,объединеных какой-либо общей темой.
Итоги реализации моего опыта:
Проводя работу по внедрению информационно-коммуникационных технологий, я добилась стабильности результатов. В течение ряда лет наблюдается 100% успеваемость и высокое качество знаний.
Таким образом, использование информационных технологий на уроках музыки полезно и целесообразно.
Заключение
Современное образование в школе это: развитие личностно значимых качеств подрастающего поколения, а не только передачу знаний. Богатейшие возможности для использования ИКТ на уроках музыки позволяет сделать деятельность учителя и учащегося более эффективной, повысить качество обучения предмету. отразить существенные стороны музыкальных фактов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.
Учащиеся легче и быстрее усваивают материал, испытывая при этом моральный подъем, проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.
Список литературы:
1. Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех.» - М.,Центр «Педагогический поиск» 2004 г.
2. Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех.» - М., Центр «Педагогический поиск» 2004 г.
3. Сергеева Г.П. «Освоение технологий преподавания предмета «Музыка» в последипломном образовании», Многография, Москва,2013г.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000г.
Информационные ресурсы:
1. http://fcior.edu.ru
2. http://school-collection.edu.ru/
3. http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&show=0
4. http://pedsovet.su/load/
5. http://www.rusedu.ru/