Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Шаткене О.А. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА МУЗЫКИ

Библиографическое описание:
Шаткене О.А. Информационно-коммуникационные технологии как ресурс развития современного урока музыки // Современная начальная школа. 2021. № 30. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/30.pdf.

За все время своей работы в школе мне всегда хотелось сделать уроки музыки более интересными, запоминающимися. Мне хотелось, чтобы ученики с радостью шли ко мне на урок, чтобы с нетерпением ждали встречи с искусством. И сегодня этот вопрос остается для меня актуальным.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2030 года сказано, что школа должна ориентироваться на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей.

В «Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 года» подчеркивается, что для достижения современного качества образования нужно активно использовать потенциал искусства в целях творческой самореализации личности. В реализации данной задачи важная роль отводится предметам эстетического цикла.

Дети живут в технологическом пространстве и в школе, и дома и поэтому необходимость использования ИКТ в образовательном процессе целесообразна. Это делает современный урок более эффективным и интересным, поднимает авторитет учителя. ИКТ дают возможность:

· повысить интерес к предмету, делая процесс обучения более увлекательным, запоминающимся;

· расширить возможности для плодотворного сотворчества учеников и учителя, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу на уроке;

· увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке;

· обеспечить оптимальное музыкальное развитие учеников;

· обеспечить каждому школьнику собственную траекторию обучения;

· помогает расширить кругозор учащихся, мотивировать детей самостоятельно искать информацию;

· активизировать организацию процесса познавательной деятельности школьника;

Целью своего педагогического опыта считаю формирование учебно - познавательной компетенции учащихся на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Достижение ожидаемых результатов предполагает решение следующих задач:

· создание педагогических условий для формирования у учащихся учебно-познавательной компетенции;

· организация исследовательской и самостоятельной работы детей для развития творческих способностей и вовлечения их в активный познавательный процесс;

· повышение текущей успеваемости и качества знаний.

При подготовке и проведении уроков музыки использую ряд цифровых средств обучения:

1. Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов;

2. Анимация: фрагменты мультипликации, которые в понятной для них, игровой форме позволяют усвоить материал.

3. Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, репродукции произведений (живопись, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др.)

4. Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры.

5. Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), что актуально и на уроке и во внеурочной деятельности.

6. Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание музыкальных и художественных образов, стихи, прозы, цитаты созвучные музыке.

Основные направления использования ИКТ на уроке музыки:

Для реализации поставленных задач в своей работе использую следующие компьютерные программы: InternetExplorer для возможности выхода в Интернет, PowerPoint, для создания своих презентаций, Word для оформления текстовых документов, PictureManager для просмотра изображений, а также для редактирования изображений в форматах, JPEG; Excel для составления проверочных тестов, таблиц, графиков и диаграмм, а также Publisher, которая позволяет создавать готовить профессиональные публикации к печати, применяя к ним собственный дизайн или используя готовые шаблоны.

Как только в школе появились компьютеры я стала пользоваться электронными изданиями на CD-ROM, среди которых были диски и по искусству, началось использование готовых электронных образовательных ресурсов на уроке. В своей работе также использую коллекцию дисков CD, состоящую из произведений различных стилей и жанров: от классики до современной музыки.

Использование электронных образовательные ресурсов, позволяет эффективно решать задачи:

· обеспечение уроков информацией;

· демонстрация учебной информации;

· поддержка различных активных форм занятий;

· закрепление знаний, навыков и умений;

· оценка и контроль знаний.

В своей работе использую следующие готовые программные продукты:

1. Энциклопедия классической музыки

2. Соната не только искусство

3. История Искусства

Благодаря различным компьютерным дискам («Музей музыкальных инструментов», «Учимся понимать музыку» и др.) можно виртуально путешествовать во времени и пространстве,

Электронная «Энциклопедия классической музыки» содержит видеофрагменты, рассказы о произведениях, музыкальные экскурсии по разным странам, словарь терминов, учебно-развивающие викторины, видеофрагменты.

Ещё одной интересной формой работы является использование на уроках музыкальных дисков с программой «Караоке» (на этапе окончательного исполнения).

Существует много компьютерных программ:-VocalJam- Galakar- Vanbasco, karaokeplayer- KaraokeUniverse Компьютерные программы MIDI - секвенсеры (Anvi - studio, Jam) с помощью которых компьютерможет звучать целым оркестром тембров.

Следующим видом активной творческой деятельности может стать «музыкальное конструирование», ставшее возможным благодаря так называемым программам конструкторам (GarageBand, FlexiMusicComposer, Acid, eJay).Учащиеся могут импровизировать и попробовать себя в роли композитораю.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ.

Последнее время общество нуждается в воспитании личности, способной к саморазвитию, самообразованию, которая могла бы легко адаптироваться к новым социальным условиям. Проектная технология является наиболее результативной для решения этой задачи.

Защиту проектов можно превратить в увлекательный праздник (фестиваль искусств, соревнование команд, всеобуч для родителей, музыкальный ринг, театрализация, представления для младших школьников, и т.п.) Зрелищность проекту придаст компьютерная презентация.

Возможность помещать информацию (текст, видео, музыка, рисунки и т.д.) на гугл диске дает большую возможность при создании совместных групповых проектов. При открытии совместного доступа к файлам и папкам можно другим пользователям открывать, скачивать файлы, редактировать их.

Интернет-ресурсы в музыкальном образовании.

Уроки музыки более специфичны в отличие от других школьных предметов, как в дидактическом, методическом так и технологическом аспектах. Возможности использования сети Интернет при подготовке к урокам музыки заключаются в следующем:

· использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке

· свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;

· изучение учеником конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя.

Многие сайты содержат «минусовки», использование которых эффективно при проведении внеклассной работы. Огромный интерес для учителя музыки представляет Интернет-фестиваль «Открытый урок», где много статей и разработок уроков, посвящённых музыкальной педагогике. Вот некоторые сайты, где можно найти интересный и нужный материал для уроков.

1.http://www.belcanto.ru/index.html

2. http://www.classic-music.ru/index.html

3. http://www.fedorov.ws/index.html

4. http://www.posternazakaz.ru/shop/category/180/82/?orderby=views

5. http://eomi.ws/.

Тестовые формы контроля.

На уроках музыки использую различные формы тестового контроля:

1. «Бумажные» - педагогические тесты, предъявляемые учащимся на бумажном носителе в виде распечатки.

2. «Звуковые» - педагогические тесты характерны именно для музыкального образования, т.к. музыка – искусство, существующее в звуковых формах. Создание и осуществление такого теста осуществляется с помощью специализированных технических средств. При создании теста необходимо точно выверять временные границы звучащих фрагментов. На уроке «звуковые» тесты чаще всего используются как коллективные или фронтальные формы контроля.

3. «Компьютерные» - наиболее актуальные тесты для современной системы образования. Особая роль здесь принадлежит компьютерно-индивидуальному тестированию, когда каждому испытуемому предъявляется уникальный набор заданий. Возможности компьютерных средств позволяют сочетать звуковые и зрительные формы предъявления тестовых заданий.

Викторины остаются традиционной формой проверки на уроках музыки и содержатся во многих готовых программных продуктах,объединеных какой-либо общей темой.

Итоги реализации моего опыта:

Проводя работу по внедрению информационно-коммуникационных технологий, я добилась стабильности результатов. В течение ряда лет наблюдается 100% успеваемость и высокое качество знаний.

Таким образом, использование информационных технологий на уроках музыки полезно и целесообразно.

Заключение

Современное образование в школе это: развитие личностно значимых качеств подрастающего поколения, а не только передачу знаний. Богатейшие возможности для использования ИКТ на уроках музыки позволяет сделать деятельность учителя и учащегося более эффективной, повысить качество обучения предмету. отразить существенные стороны музыкальных фактов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.

Учащиеся легче и быстрее усваивают материал, испытывая при этом моральный подъем, проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

Список литературы:

1. Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех.» - М.,Центр «Педагогический поиск» 2004 г.

2. Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех.» - М., Центр «Педагогический поиск» 2004 г.

3. Сергеева Г.П. «Освоение технологий преподавания предмета «Музыка» в последипломном образовании», Многография, Москва,2013г.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000г.

Информационные ресурсы:

1. http://fcior.edu.ru

2. http://school-collection.edu.ru/

3. http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&show=0

4. http://pedsovet.su/load/

5. http://www.rusedu.ru/