Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Нургушиева Р.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Нургушиева Р.А. Особенности развития критического мышления на уроках математики в начальной школе // Современная начальная школа. 2021. № 20. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/20.pdf.

Оценка уровня подготовки в начальные школы по данным международного PISA (PISA) показывает, что школьникам в России не хватает практических навыков решения задач, умения применять свои знания в разных сферах и практической деятельности. Поэтому младших школьников необходимо учить:

- эффективным способам решения конкретных проблем;

- определять соответствующие факторы для адекватной оценки ситуации задачи;

- предоставлять доказательства результатов исследования и их аргументировать;

- способности разработки новых стратегий;

- нести ответственность за свои взгляды;

- работать над развитием академического потенциала и др. [1].

Особенно важно, что критическое мышление основано на использовании практических приемов, которые увеличивают шанс достижения желаемого конечного результата. На наш взгляд, критическое мышление - это логическое рассмотрение различных точек зрения, различных способов оценки и достаточного количества информации для решения конкретной проблемы.

Ее основные цели:

- умение искать истину, факт, достоверность источников данных;

- умение задавать содержательные вопросы в конкретных ситуациях;

- способность постоянно подкреплять представленные утверждения, которые хорошо описывают проблему;

- умение анализировать идеи, предложения и самостоятельные решения;

- умение занимать критическую позицию, нестандартно мыслить;

- умение общаться: учитывать другую информацию, быть толерантным и устойчивым, избегать изложения мысли на фоне эмоций и др.

Между тем, всем ясно, что нужно готовить учеников к творческой деятельности. В этом контексте возрастает роль школы в продвижении достижений, усердия и развития критического мышления школьников. Его развитие закладывается именно в начальной школе, что очень важно. По мнению Л.С. Выготского, преподавание в школе ставит мышление в центр сознательной деятельности ребенка [8].

Принципиальными моментами для технологии «РКМЧП» являются:

- активность учащихся в образовательном процессе;

- организация групповой работы в классе;

- развитие навыков общения;

- учитель воспринимает все идеи учеников как одинаково ценные;

- мотивация учащихся на самообразование через освоение приёмов ТРКМ;

- соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни;

- использование графических приёмов организации материала. Они являются эффективными для формирования мышления.

Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения как способ подготовки к исследованию, как способ направить это исследование в нужное русло, как способ организовать размышление над полученными знаниями.

Математика является одним из самых важных предметов, изучаемых в начальной школе. Она помогает развивать мышление, логику учащихся, а также формирует вычислительные навыки. Зачастую не только изучение, но и преподавание этого предмета вызывает трудности [2].

Обучение математике играет важную роль в формировании у учеников умения учиться. К основным целям начального обучения математики можно отнести:

a) Математическое развитие младших школьников;

b) Формирование начальных математических знаний;

c) Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности с начального этапа обучения.

Усвоенные знания на начальном этапе изучения данного предмета будут необходимы не только для дальнейшего изучения математики, но также и для других школьных дисциплин, решения многих практических задач во взрослой жизни.

В период обучения математики с 1 по 4 классы необходимо решить такие задачи, как:

1) Сформировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности учащихся;

2) развить логическое, интеллектуальное мышление;

3) развить пространственное воображение;

4) развить математическую речь;

5) развивать критическое мышление;

По мере решения этих задач учащиеся будут осознавать универсальность математических способов познания мира, усвоят начальные математические знания, связи математики с окружающим миром и другими школьными предметами.

В силу возрастных особенностей младших школьников необходима визуализация учебного процесса. Использование информационных и коммуникативных технологий обеспечит быстроту, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции, а также будет создан эффект присутствия «Я это видел!» - у учащихся появится ощущение реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше [31].

Математическое образование, несомненно, это значимая часть начального образования. Урочная и внеурочная деятельность по математике направлена на овладение обучающимися математической грамотности, представляющей собой один из компонентов функциональной грамотности личности. Формирование математической грамотности у младших школьников может осуществляться в ходе решения ими текстовых задач. Правильно организованная и проводимая учителем работа предоставляет обучающимся широкие возможности не заучивать стандартные приемы решения, а находить их путем рассуждений и применять адекватно структуре задачи и представленным зависимостям между величинами. При этом у школьников формируется способность устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, приводящая к открытию решения задачи; вырабатывается "гибкость мышления" и умение применять полученные знания в практической деятельности, в различных жизненных ситуациях [19].

Для решения поставленных задач реализуется компетентностный подход, который предполагает именно личностную ориентированность, условия для формирования практических навыков. Реализация данного подхода возможна через технологию критического мышления, возникшей в конце прошлого века в США. Однако, прежде чем перейти непосредственно к раскрытию понятия критического мышления, давайте проанализируем понятие мышления в общем.

Мышление является формой отражения действительности, которая предполагает установление связи между познаваемыми объектами. Мыслить - это значит воспроизводить операции, опираясь на формальную логику. Познание окружающего мира опирается на восприятие и ощущения, а затем уже переходит к мышлению. Отсюда вытекает основная функция мышления - расширение кругозора, познание не только через чувственное восприятие, но и раскрытие содержания через умозаключения [35].

С помощью мышления мы отсеиваем различные случайные факторы, оставляя истинное содержание вещей, оперируем доступными понятиями, обобщаем и планируем.

С психологической точки зрения мышление рассматривается, как активное познание на основе совокупности умственных операций. Мышление - это умозаключения посредством синтеза и анализа.

Если говорить о критическом мышление, то здесь нет однозначных определений. Это понятие состоит из двух полюсов, составляющих единое целое. С одной стороны, критическое мышление предполагает конфликтность, несогласие, негативную оценку. Хотя, с другой стороны, включает в себя творческое мышление, позволяющее додумывать и создавать. Критическое мышление является открытой системой, которая образуется путем соединения прошлого опыта на новую информацию. Это универсальный способ получения новых, отличительных знаний и умений обоснованно высказывать мнения, строить логические цепочки и, что самое главное, применять все это в различных жизненных ситуациях. Благодаря критическому мышлению мы легко можем найти то оптимальное решение задачи, привлекая не только уже известные алгоритмы, но и находить упущенное звено, восполнить его и реализовать [4].

Использование в педагогической практике технологии критического мышления раскрывает множество ресурсов. Так, основываясь на гибкости, конструктивности, избирательности, критическое мышление становится надстройкой над творческим мышлением. Позволяет осознать продукт мыслительной деятельности, доказать его значимость и апробировать. Все это является мощным подспорьем для будущей реализации ребенка, его успешности [38].

Однако, критическое мышление не является данностью во всем его содержании, с ним необходимо работать и развивать. Именно с этой целью был выстроен целый ряд методического инструментария. Как и любая технология, ТКМ имеет четкую структуру, звенья которой логически связанны между собой и закономерны.

Критическое мышление - это один из способов думать и ему необходимо обучать. В основу такого обучение входит как раз создание условий, постановка задач для самостоятельного раскрытия возможностей ребенка, для поиска необходимых сведений. Ведь доказано, что проблемное обучение является одним из эффективных, так как решая проблему ребенок расширяет границы своего знания, привлекает дополнительные ресурсы. Он является инициатором своего собственного, уникального пути решения. В этом процессе как раз происходит проживания алгоритма, его подстройка под себя и осознание. Поэтому дальнейшее использование найденного решения в других ситуациях будет облегчать обучение [5].

Как уже говорилось выше, технология критического мышления пришла к нам из западной педагогики и психологии. Так, американский ученый М. Скривен, настаивает на том, что в современных условиях критическое мышления является ценностью, так как содержательно является навыком.

Саму технологию критического мышления разработали западные педагоги К. Мередит, Д. Огл, Д. Стил, которые говорили, что прежде чем с ней работать, необходимо диагностировать начальный уровень развития критичности ребенка, а затем уже систематически и целенаправленно обучать.

Процесс обучения посредством данной технологии представляет собой создание различных ситуаций, позволяющих активировать когнитивные процессы: мышление, внимание, память, восприятие. Через активный и открытый поиск решения, младший школьник не только обучается, приобретает новые навыки, но и самоутверждается, раскрывается.

Исходя из определения критического мышления, данная технология развивает мыслительные процессы, которые являются фундаментом для интеллектуального развития ребенка и в целом позволяет в дальнейшем формировать умения работы с информацией. Это и ее самостоятельный поиск, обработка, трансформация и применение.

Урок, построенный в ключе данной технологии, состоит из 3 основных фаз: вызов, осмысление (содержание, рефлексия.

На первой фазе учитель должен заинтересовать ученика, сформировать мотивацию, узнать уже имеющиеся знания по данной проблеме. В процессе работы над этим этапом у ребенка возникают и свои собственные вопросы, происходит осознание цели и результативности, желание найти ответы.

На второй фазе происходит работа и обработка информации. Ее сбор, анализ, структурирование, вычленение главного и второстепенного, оценка эффективности выбранных методов решения.

На последней фазе учеником производится самоанализ и подведение итогов, интерпретация.

Для повышения эффективности технологии критического мышления разработаны специальные приемы, такие как кластер, инсерт (чтение с пометками, верные и неверные утверждения, понятийное колесо, «Шесть шляп мышления», синквейн, таблица толстых и тонких вопросов и другие.

В современных социальных, культурных, политических и экономических условиях модернизация образования необходима. В новой системе стоят цели и задачи, отвечающие запросам современного общества, формирование личности ребенка, которая будет разностороннее развита. Выпускник начальной школы должен иметь не только определенный объем знаний, а умения пользоваться информацией, творить и сотрудничать.

Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста. Ведь такая работа обращена, прежде всего, лицом к ребенку, к его индивидуальности.

Программа 1-2 классов предусматривает максимальный объем работы с наглядными образцами, начиная с 3 класса, данный вид занятий умеренно сокращается и предпочтение отдается системе научных понятий. Умственные операции, с которыми ежедневно сталкивается школьник, становятся все более отдаленными от конкретной практической деятельности и наглядной опоры. Умение мыслить абстрактно дает возможность решать логические задачи и делать выводы, основываясь на существенные внутренние свойства, а не на явные признаки объектов. Постепенно осваивая приемы мыслительной деятельности, ученик приобретает способность решать поставленные задачи «в уме», а также анализировать процесс своих рассуждений. Рассуждения же постепенно приобретают логически-верный характер, включая операции анализа, синтеза, сравнения, распределения и обобщения. Новая стадия развития мышления становится основой формально-логического мышления, и ребенок постепенно осваивает действия моделирования, учится сопоставлять предметы [12].

Таким образом, математика дает реальные предпосылки для развития критического мышления. Главная задача – полнее использовать эти возможности при обучении детей математике. Ученье – процесс двусторонний: работают дети, работает учитель; он ведет за собой учащихся, руководит их умственной деятельностью, организует и направляет.