Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Носкова Т.А. ДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТИ К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Библиографическое описание:
Носкова Т.А. Диагностика способности к распределению внимания у младших школьников с задержкой психического развития // Современная начальная школа. 2021. № 16. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/16.pdf.

Нарушение распределения внимания является одним из ядерных нарушений у детей с задержкой психического развития (ЗПР). При этом страдают все свойства произвольного внимания, в том числе, одно из наиболее сложных его свойств – распределение. От сформированности данного свойства произвольного внимания во многом зависит успешность обучения ребенка в школе. Таким образом, одной из причин учебной неуспеваемости являются трудности ребенка с ЗПР в распределении внимания между разными видами деятельности, которые одновременно следует выполнять ребенку при решении учебных задач.

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди педагогов и психологов нет единого мнения (А.Н. Леонтьев, Д.Канеман, Д.А. Нован, Д.А.Норман, Д.Е. Броадбент, И.Л. Баскакова, К.Д. Уикенс, К.Р. Шнайдер, Л.С.Выготский, М.И. Познер, Н.Ф. Добрынин, О. Нейман, Р.М. Шифрин, С.Л. Рубинштейн, Ф.Н. Гоноболини др.).

Выделяю три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизволъное, а также основные его свойства: устойчивость, концентрация, отвлекаемость, объем, переключение и распределение внимания.

Внимание развивается поэтапно от нервных наследственных механизмов, выработки условных рефлексов, умением выделять определенные впечатления из внешних воздействий, до непроизвольного внимания характеризующее формированием детских интересов, а в последствие приобретает интеллектуально значимый интерес. Высокий уровень развития внимания, проявляющийся в интеллектуальной деятельности, происходит в младшем школьном возрасте, где возрастает устойчивость, концентрация внимания. Распределение внимания очень быстро развивается в процессе обучения. Неумение быстро переключать внимание с одного предмета на другой приводит ребенка к трудностям восприятия материала.

При анализе психологических особенностей внимания младших школьников с ЗПР, удалось установить, что недостаточный уровень внимания является одной из наиболее существенных и заметных особенностей познавательной сферы: повышенная истощаемость внимания, ограничение объёма, недостаточная способность концентрации, неустойчивость, повышенная отвлекаемость, избирательность, неумении сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов, сниженное распределение внимания, инертность внимания.

Опираясь на эти данные, нами было проведено экспериментальное исследование, цель которого провести педагогическую диагностику, направленную на выявления способностей младших школьников к распределению внимания в ситуации: увеличения действий или видов деятельности, которые следует выполнять одновременно; усложнением выполняемых действий или видов деятельности; увеличения скорости выполнения заданий.

В исследование приняли участие дети с задержкой психического развития 9-11-летнего возраста в количестве 7 человек, обучающиеся в 2-3 классах.

Исследование проводилось с использованием следующих методик: Кольца Ландольта, методика Т.Е. Рыбаковой, «Проставь значки» Пьерона-Рузера.

Среднее значения в экспериментальной группе по методикам: в задании по методике «Кольца Ландольта»: 0,64 баллов – низкий уровень; в задании по методике Т.Е. Рыбаковой: учащимися допущено 4,7 ошибок, 2,2 остановки, за время 1 минута 58 секунд, - низкий уровень; в задании по методике Пьерона – Рузера: 0,46 баллов - низкий уровень.

Это показывает, что младшим школьникам с задержкой психического развития в течение длительного времени с трудом удается распределять внимание в сложной для них деятельности. Способность распределение внимания младших школьников к увеличению скорости выполнения заданий, приводят к ошибкам, остановкам, переключению внимания, следовательно данная деятельность оказывается трудной, практически не выполнимой. В ситуации увеличения действий, которые следует выполнять одновременно младшие школьники максимально напряжены, работоспособность к концу выполнения задания снижается, допускаются ошибки.

Основная причина снижения уровня распределения внимания обусловлена особенностями младшего школьного возраста, диагнозом задержкой психического развития, а также уровнем развития произвольного, непроизвольного внимания.

Результаты исследования показали, что деятельность, связанная с распределением внимания младших школьников с задержкой психического развития в ситуации: увеличения действий или видов деятельности, которые следует выполнять одновременно; усложнением выполняемых действий или видов деятельности; увеличения скорости выполнения заданий, заметно снижена и предоставляет наибольшую сложность.

Список литературы

1. Антипина, А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития [Текст] / А.Н. Антипина. - СПб.: Издательство Феникс, 2010. - 555 с.

2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 2. Проблемы общей психологии [Текст] / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Издательство Педагогика, 1982. - 504 с.

3. Гамезо, М.В. Общая психология: Учебно- методическое пособие [Текст] / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Издательство Ось-89,2007. - 352 с.

4. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей. [Текст] /В.В. Лебединский. - СПб.: Феникс, 2011.- 305 с.

5. Маклаков, А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. — 592 с.

6. Обухова А.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для вузов / З.И. Айгумова [и др.]; под общей редакцией А.С. Обухова. -Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 424с

7. Переслени, Л.И. Дети с задержкой психического развития [Текст]/ Л.И. Переслени. – М.: Издательство Прогресс, 2010. – 457 с.

8. Узнадзе, Д.Н. Общая психология [Текст] / под ред. И.В. Иедадзе.- М.: Смысл; Спб.: Питер, 2004.- 413 с.