Библиографическое описание:
Лукашова Е.Г. ФИГУРА ОТЦА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА // Современная начальная школа. 2023. № 3 (46). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/46-1.pdf.
Сколько же песен, стихов и слов сложено о маме, а о папе ничего…
Примерно так дела об отце в жизни ребенка и обстоят не только в науке «психология», но, к сожалению, и в жизни. Роль отца в жизни каждого ребенка, а в дальнейшем и в жизни взрослого человека очень важна, и не меньше, чем материнская.
Изучая множество литературы и статей, можно заметить скудность данной изученности. Литература о возрастной и детской психологий, о воспитании и развитии ребенка сосредоточена в основном только на материнской фигуре, и, в крайнем случае, фигурирует только фигура отца. То есть мы понимаем, что функции папы важны и значительно отличаются от материнских. Но какого быть отцом? Что делает папа для ребенка? Практически не говорится ничего.
Давайте окунемся немного в историю. Эрих Фромм, описывая материнскую и отцовскую любовь, разделяет их. В отношения с отцом ребенок ищет авторитет и руководство, а потребность «в папе» нарастает к шести годам, когда дети начинают социализации. В школе.
Карл Юнг отмечал: «отец раскрывает перед ребенком объективный внешний мир и, олицетворяя сферу авторитета и морали, напротив, создает защиту от субъективных душевных уклонов».
Эксперименты подтверждают, что годовалый ребенок хорошо различает своих родителей, и имеет с каждым их них свою особенную связь и свои отношения. В контакте с отцом младенец получает альтернативный опыт общения и опору для того, чтобы начать воспринимать себя отдельно от мамы.
Ребенок поддерживает контакт с фигурой отца, даже не находясь в прямом контакте с ним, как с внутренним объектом. Образ отца как символ и ценность продолжает жить и быть значимым. Основным фактором в этом процессе становится влияние матери. Именно она помогает ребенку создавать репрезентацию отсутствующего отца.
Российские психологи провели ряд своих исследований пришли к выводу, что одновременно в психике ребенка существуют несколько отцовских образов, которые могут не дополнять друг друга, а друг другу противоречить:
- отец, который отличается от матери (различия логических качеств);
- образ реального родителя;
- образ идеального родителя (представление об идеальном родителе);
- образ себя как родителя, «каким родителем я хочу стать?».
Однако, стать отцом и быть отцом – не одно и то же. Эта идея подробно раскрывается в работе Л. Зойи «Отец».
Так, древние мифы наделяют отцов божественной силой и делают мужчину единственным прародителем, закрепляя тем самым его социальное доминирование. Современный отец все менее соответствует идеальному образу античности. За прошедшие века отцовское доминирование распределилось между государственными институтами, что привело к кризису авторитета отца в семье.
В нашей жизни существует лишь два значимых человека, с которых начинается путь любого человека. Это наши родители – мама и папа. Они не идентичны, но значимость их для ребенка равноценна. У каждого из них есть свое место в нашей жизни, своя важная роль. Отсюда и возникает понятие «фигура».
В психологии под термином «фигура» понимают человека, в котором представлены существенные черты стереотипной социальной роли.
Феномен отсутствующего отца начал проявляться еще в 19 веке, что привело в результате воздействию сценария отсутствующего отца, а, следовательно, и к сформированности соответствующих родительских ролей в семейной иерархии, что часто становятся детоцентрированными.
Папы отличаются от мам по способу взаимодействия с детьми. Не важно, чем обусловлено данное различие - биологически, культурно, социально – но это важно учитывать. При отсутствии сильно выраженной психологической травматизации отцам нравится быть со своими детьми и выполнять свои функции, они хорошо справляются со всеми обязанностями, и испытывают большое желание быть как можно лучшим папой.
Основываясь на методе телесно ориентированной психотерапии, можно выделить несколько этапов формирования структур характера, отвечающих за базовые психологические функции.
Внутриутробный период. На этом этапе происходит формирование структуры существования: ощущение «я есть», телесная идентичность, ощущение безопасности. Здесь главная роль, безусловно, принадлежит маме. Роль отца – выражается здесь в помощи и создании комфортных условий для мамы и ребенка.
Первый год жизни. С момента рождения и примерно до 8-мимесячного возраста у ребенка формируется структура потребностей: возможность получать в отношениях то, что необходимо различать свои потребности и заявлять о них. Формируется эмоциональная привязанность, ребенок учится откликаться на контакт и проявлять свои нужды.
От 8месяцев до 2,5 лет. Происходит формирование структуры автономии – любопытства, способности ощущать устремления, различать «мое» и «не мое». В этот период папа начинает проявляться как значимый объект, отделенный от мамы, и совершенно на нее не похожий, что имеет огромное значение для развития ребенка.
От 2 до 4 лет. Формирование структуры воли – осознание себя, собственной силы. Развивается способность к целенаправленному действию, формируются временная перспектива, система убеждений. Появляется идентичность «Я». Роль папы возрастает, поскольку именно папа является проводником во внешний мир, тогда как мама больше отвечает за создание безопасной среды развития. Папа поддерживает исследовательский интерес ребенка и устанавливает границы дозволенного.
От 3 до 6 лет. На этом этапе происходит формирование структуры любви и полоролевой идентичности, умение проявлять свои чувства. Развивается умение различать реальность и фантазии. Папа в этот период не только равен, но и даже превосходит по значимости маму, так как именно он отвечает за темы взаимодействия с внешним миром. Кроме того, папа является образцом мужчины и мужского для мальчиков, так и для девочек.
От 5 до 9 лет. Между 5 и 9 годами происходит формирование структуры мнений. В этот период отец выступает как значимый человек, обладающий знаниями и опытом, которые он может передать своему ребенку. Имеет значение также то, как родители согласуют свои мнения и стили воспитания: конфликтуют или договариваются друг с другом, перетягивают ли ребенка на свою сторону или соблюдают семейную иерархию.
От 7 до 12 лет. На этом этапе происходит формирование структуры солидарности и проявления себя в группе, которое затрагивает вопросы иерархии и своего места в группе. Здесь становится важной оценкой оценка достижений ребенка и его реакция на детски неудачи. Именно в это время закладывается отношение к тому, что принято называть успехом. С этого момента и на всю жизнь, значимость отца для мальчиков становится приоритетной, по сравнению с матерью.
От 13 до 18 лет. В подростковом возрасте происходит интеграция всех структур характера – проявляется психотип. Также появляется возможность для коррекции раннего опыта как в сторону положительных, так и в сторону отрицательных изменений. Роль отца в этот период также возрастает, поскольку идут процессы полового созревания и вопросы полоролевой идентичности вновь актуализируются.
Не трудно понять, что папа для ребенка становится значимым, начиная со второго года жизни, и его значимость с каждым годом только возрастает. Если все складывается хорошо, то фигура папы вскоре сравнивается по важности с маминой, а в некоторые периоды даже выходит на первый план.
Библиографический список:
1. Павлов И.В. Журнал «Перинатальная психология и психология родительства» 2008 г. № 4, с. 78 — 95.
2. Зотова Ю., Летучева М. Все дело в папе. Работа с фигурой отца в психологическом консультировании. –М.: Независимая фирма «Класс», 2019.
3. Зойя Л. Отец. Исторический, психологический и культурный анаиз. – М.: Класс, 2017.
Лукашова Е.Г. ФИГУРА ОТЦА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА // Современная начальная школа. 2023. № 3 (46). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/46-1.pdf.
Сколько же песен, стихов и слов сложено о маме, а о папе ничего…
Примерно так дела об отце в жизни ребенка и обстоят не только в науке «психология», но, к сожалению, и в жизни. Роль отца в жизни каждого ребенка, а в дальнейшем и в жизни взрослого человека очень важна, и не меньше, чем материнская.
Изучая множество литературы и статей, можно заметить скудность данной изученности. Литература о возрастной и детской психологий, о воспитании и развитии ребенка сосредоточена в основном только на материнской фигуре, и, в крайнем случае, фигурирует только фигура отца. То есть мы понимаем, что функции папы важны и значительно отличаются от материнских. Но какого быть отцом? Что делает папа для ребенка? Практически не говорится ничего.
Давайте окунемся немного в историю. Эрих Фромм, описывая материнскую и отцовскую любовь, разделяет их. В отношения с отцом ребенок ищет авторитет и руководство, а потребность «в папе» нарастает к шести годам, когда дети начинают социализации. В школе.
Карл Юнг отмечал: «отец раскрывает перед ребенком объективный внешний мир и, олицетворяя сферу авторитета и морали, напротив, создает защиту от субъективных душевных уклонов».
Эксперименты подтверждают, что годовалый ребенок хорошо различает своих родителей, и имеет с каждым их них свою особенную связь и свои отношения. В контакте с отцом младенец получает альтернативный опыт общения и опору для того, чтобы начать воспринимать себя отдельно от мамы.
Ребенок поддерживает контакт с фигурой отца, даже не находясь в прямом контакте с ним, как с внутренним объектом. Образ отца как символ и ценность продолжает жить и быть значимым. Основным фактором в этом процессе становится влияние матери. Именно она помогает ребенку создавать репрезентацию отсутствующего отца.
Российские психологи провели ряд своих исследований пришли к выводу, что одновременно в психике ребенка существуют несколько отцовских образов, которые могут не дополнять друг друга, а друг другу противоречить:
- отец, который отличается от матери (различия логических качеств);
- образ реального родителя;
- образ идеального родителя (представление об идеальном родителе);
- образ себя как родителя, «каким родителем я хочу стать?».
Однако, стать отцом и быть отцом – не одно и то же. Эта идея подробно раскрывается в работе Л. Зойи «Отец».
Так, древние мифы наделяют отцов божественной силой и делают мужчину единственным прародителем, закрепляя тем самым его социальное доминирование. Современный отец все менее соответствует идеальному образу античности. За прошедшие века отцовское доминирование распределилось между государственными институтами, что привело к кризису авторитета отца в семье.
В нашей жизни существует лишь два значимых человека, с которых начинается путь любого человека. Это наши родители – мама и папа. Они не идентичны, но значимость их для ребенка равноценна. У каждого из них есть свое место в нашей жизни, своя важная роль. Отсюда и возникает понятие «фигура».
В психологии под термином «фигура» понимают человека, в котором представлены существенные черты стереотипной социальной роли.
Феномен отсутствующего отца начал проявляться еще в 19 веке, что привело в результате воздействию сценария отсутствующего отца, а, следовательно, и к сформированности соответствующих родительских ролей в семейной иерархии, что часто становятся детоцентрированными.
Папы отличаются от мам по способу взаимодействия с детьми. Не важно, чем обусловлено данное различие - биологически, культурно, социально – но это важно учитывать. При отсутствии сильно выраженной психологической травматизации отцам нравится быть со своими детьми и выполнять свои функции, они хорошо справляются со всеми обязанностями, и испытывают большое желание быть как можно лучшим папой.
Основываясь на методе телесно ориентированной психотерапии, можно выделить несколько этапов формирования структур характера, отвечающих за базовые психологические функции.
Внутриутробный период. На этом этапе происходит формирование структуры существования: ощущение «я есть», телесная идентичность, ощущение безопасности. Здесь главная роль, безусловно, принадлежит маме. Роль отца – выражается здесь в помощи и создании комфортных условий для мамы и ребенка.
Первый год жизни. С момента рождения и примерно до 8-мимесячного возраста у ребенка формируется структура потребностей: возможность получать в отношениях то, что необходимо различать свои потребности и заявлять о них. Формируется эмоциональная привязанность, ребенок учится откликаться на контакт и проявлять свои нужды.
От 8месяцев до 2,5 лет. Происходит формирование структуры автономии – любопытства, способности ощущать устремления, различать «мое» и «не мое». В этот период папа начинает проявляться как значимый объект, отделенный от мамы, и совершенно на нее не похожий, что имеет огромное значение для развития ребенка.
От 2 до 4 лет. Формирование структуры воли – осознание себя, собственной силы. Развивается способность к целенаправленному действию, формируются временная перспектива, система убеждений. Появляется идентичность «Я». Роль папы возрастает, поскольку именно папа является проводником во внешний мир, тогда как мама больше отвечает за создание безопасной среды развития. Папа поддерживает исследовательский интерес ребенка и устанавливает границы дозволенного.
От 3 до 6 лет. На этом этапе происходит формирование структуры любви и полоролевой идентичности, умение проявлять свои чувства. Развивается умение различать реальность и фантазии. Папа в этот период не только равен, но и даже превосходит по значимости маму, так как именно он отвечает за темы взаимодействия с внешним миром. Кроме того, папа является образцом мужчины и мужского для мальчиков, так и для девочек.
От 5 до 9 лет. Между 5 и 9 годами происходит формирование структуры мнений. В этот период отец выступает как значимый человек, обладающий знаниями и опытом, которые он может передать своему ребенку. Имеет значение также то, как родители согласуют свои мнения и стили воспитания: конфликтуют или договариваются друг с другом, перетягивают ли ребенка на свою сторону или соблюдают семейную иерархию.
От 7 до 12 лет. На этом этапе происходит формирование структуры солидарности и проявления себя в группе, которое затрагивает вопросы иерархии и своего места в группе. Здесь становится важной оценкой оценка достижений ребенка и его реакция на детски неудачи. Именно в это время закладывается отношение к тому, что принято называть успехом. С этого момента и на всю жизнь, значимость отца для мальчиков становится приоритетной, по сравнению с матерью.
От 13 до 18 лет. В подростковом возрасте происходит интеграция всех структур характера – проявляется психотип. Также появляется возможность для коррекции раннего опыта как в сторону положительных, так и в сторону отрицательных изменений. Роль отца в этот период также возрастает, поскольку идут процессы полового созревания и вопросы полоролевой идентичности вновь актуализируются.
Не трудно понять, что папа для ребенка становится значимым, начиная со второго года жизни, и его значимость с каждым годом только возрастает. Если все складывается хорошо, то фигура папы вскоре сравнивается по важности с маминой, а в некоторые периоды даже выходит на первый план.
Библиографический список:
1. Павлов И.В. Журнал «Перинатальная психология и психология родительства» 2008 г. № 4, с. 78 — 95.
2. Зотова Ю., Летучева М. Все дело в папе. Работа с фигурой отца в психологическом консультировании. –М.: Независимая фирма «Класс», 2019.
3. Зойя Л. Отец. Исторический, психологический и культурный анаиз. – М.: Класс, 2017.