воспитатель детского сада
МБДОУ детский сад № 47, г. Новочеркасск
Актуальность
Актуальность проблемы обусловлена тем, что в семьях, где присутствует эмоциональное напряжение, создаются условия для развития тревожности у ребенка. Но наряду с явными и понятными причинами тревоги, существуют и скрытые, не очевидные для родителей и воспитателей. С ними чаще всего и приходится иметь дело нам, психологам. Именно психолого-педагогическое сопровождение поможет создать оптимальные условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. Ведь психолого-педагогическое сопровождение ребенка - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Педагог-психолог внимательно приглядывается и прислушивается к ребенку, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры.
Психолого-педагогическое сопровождение - целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов труда и жизни, попадающих в поле деятельности психологической службы.
Наблюдая за детьми, беседуя с воспитателями и родителями, можно обратить внимание на появление большого числа эмоционально неустойчивых, тревожных агрессивных детей. Возможно, это связано с нестабильностью и опасностями современной жизни.
Тревожность, как фактор эмоциональной нестабильности, выступает дезадаптивным моментом, препятствующим развитию эмоционально - волевой, познавательной сферы и становлению эмоционально - личностных образований. Особенно опасным в этом отношении, является старший дошкольный возраст, сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации. Поэтому проблема детской тревожности и агрессивности в особенности их коррекции на современном этапе является весьма актуальной.
Проблема диагностики и профилактики детской тревожности заслуживает особого внимания, так как, складываясь в свойство и личностное качество ребенка дошкольника, тревожность может проявляться и в школьном возрасте устойчивой личностной чертой, и во взрослой жизни, может стать причиной неврозов и психосоматических заболеваний.
Новизна моей работы состоит в следующем:
1) Мной систематизированы методы, технологии и упражнения, которые могут использовать воспитатели, специалисты и я сама, как педагог-психолог, в условиях нашего детского сада, направленные на коррекцию тревожности и агрессивности детей старшего дошкольного возраста с включением регионального компонента;
2) Был составлен план по коррекции тревожности и агрессивности детей старшего дошкольного возраста посредством методов арт-терапии, песочной терапии и сказкотерапии с акцентами казачества.
Практическая значимость проводимой работы заключается в том, что составленный план работы может быть использован в качестве средства коррекции тревожности и агрессивности детей старшего дошкольного возраста педагогами-психологами, воспитателями и другими специалистами дошкольных учреждений в рамках реализации регионального компонента.
Цель: создание условий психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста, посредством применения различных технологий с включением регионального компонента в работу по коррекции эмоционально-волевых состояний.
Задачи:
§ сохранять и поддерживать индивидуальность ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
§ формировать общую культуру воспитанников, развивать их нравственные, интеллектуальные, физические, эстетические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность, формирование предпосылок к учебной деятельности;
§ обеспечивать вариативность и разнообразие содержания коррекционной программы, возможности формирования коррекционных программ различных уровней сложности и направленности с учётом психологических потребностей и способностей воспитанников в рамках выполнения регионального компонента;
Согласно задачам ФГОС ДО.
Ожидаемый результат: снижение уровня эмоциональных напряжений у детей старшего дошкольного возраста, расширение кругозора детей, закрепление знаний о своем крае и его традициях.
Психологическая коррекция тревожного и агрессивного поведения детей должна носить комплексный, систематический характер и учитывать основные характерологические особенности таких детей, и в первую очередь, такие как отсутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; отсутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности.
Для того чтобы результат работы с агрессивным и тревожным ребенком был стойким, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка. В связи с этим коррекцию поведения детей необходимо строить в следующих направлениях:
— снижение уровня личностной тревожности;
— обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева;
— обучение ребенка техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями, а также развитие навыков саморегуляции;
— формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях;
— развитие эмпатии и адекватного уровня самооценки.
В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями ребенка, поскольку психологический фон взаимоотношений в семье носит в основном негативный характер и во многом провоцирует ребенка на тревожное и агрессивное поведение.
Родители таких детей нуждаются в положительном опыте общения со своими детьми, им не хватает навыков конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с детьми и друг с другом. Развитие подобных навыков и обучение конкретным приемам конструктивного общения является основным содержанием моей работы с родителями детей.
Этапы психолого-педагогического сопровождения детей
с высоким уровнем эмоционально-волевых состояний:
I этап - диагностический.
Цель: выявление тревожных детей и причин, обуславливающих эмоциональную нестабильность (анкетирование).
Диагностика.
Опытный воспитатель, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако, прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности, в общении с другими детьми.
Первым шагом психолога в работе с тревожным ребенком должно стать выяснение возможных причин такого поведения. Необходимо попытаться собрать как можно более полную информацию о поведение ребенка в группе ДОУ, дома, в общественных местах. С этой целью можно использовать следующие диагностические методы:
· Наблюдение;
· Беседа и анкетирование родителей и воспитателей;
· Проективные методики.
Данный вариативный диагностический пакет позволит психологу разобраться в причинах тревожности ребенка и наметить дальнейшую работу с ним:
Участники
Метод, автор
Дети
1. “Рисунок семьи” Хоментаускас Г.Т.
2. “Тест тревожности” Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен
3. Тест «Незаконченные предложения» А.И.Захарова
4. “Страхи в домиках” модификация Панфиловой М.А. (углубленная диагностика)
Родители
1. Опросник “Критерии определения тревожности у ребенка” П. Бейкер, М. Алворд
2. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
3. Опросник “АСВ”, авт. Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкий (углубленная диагностика)
4. Тест на оценку уровня тревожности А.И.Захарова (углубленная диагностика)
Педагоги
1. Опросник “Критерии определения тревожности у ребенка” П. Бейкер, М. Алворд
2. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
3. Методика “Эмоционально-цветовой аналогии” А. Лутошкин (углубленная диагностика)
II этап - реализация мероприятий по устранению выявленных проблем.
Цель: профилактика и коррекция тревожности и агрессивности у детей старшего
дошкольного возраста.
Тематический план:
Формы работы
Всего часов
Дети
Родители
Педагоги
Групповые занятия
28 ч
26 занятий по 30 м.
10 встреч по 1,5 ч
Групповые консультации
3 ч
2 встречи по 1,5 ч.
Семинары-практикумы
7,5 ч
5 занятий по 1,5 ч.
Итого: 38,5 ч
III этап – диагностический.
Цель: определение эффективности проведенных мероприятий (повторная диагностика).
Основные блоки плана:
Диагностический блок. Цель - первоначальная психодиагностика ребенка, детско-родительских взаимоотношений, воспитателей. Для отслеживания результативности проведенной работы диагностика может быть проведена после окончания программы сопровождения.
Информационный блок. Цель - раскрытие конкретного содержания тех вопросов, которые включает данная проблема.
Коррекционный блок. Цель – гармонизация и оптимизация эмоционально-личностной сферы ребенка, формирование и закрепление эффективных навыков взаимодействия с тревожным ребенком педагогов и родителей, расширение возможностей понимания ими тревожного ребенка.
Планируемые технологии, методы и приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста:
· Арт-терапия.
При помощи арт-терапии у ребенка происходит актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.
· Сказкотерапия
Посредством этого метода происходит активизация ресурсов, потенциала личности, осознание чувств, эмоций.
Поскольку сказка – это один из фольклорных жанров. Сказочные сюжеты, являются своеобразными матрицами, отражающими основные душевные конфликты человека, суть которых неизменна на протяжении всей истории человечества. Сказка – это способ вывода противоречия изнутри во внешний мир, она предлагает способы его разрешения, это естественное, интуитивно применяемое лекарство. В работе с детьми я планирую также использовать и казачьи сказки истории былины, имеющие поучительный нравственный характер.
· Песочная терапия.
Разрешение личностных проблем, снятие внутреннего напряжения, гармонизация психоэмоционального состояния детей, снятие психического напряжения, развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения, отреагирование чувств ребенка, активизация словарного запаса, развитие взаимодействия и коммуникации. Песочная терапия, с включением регионального компонента – это возможность использования дидактических игр позволяющих обогатить словарь ребенка, уточнить знание предметах, их назначение, сортировать предметы по логическим категориям: игрушки, одежда, посуда и т. д. Дети с удовольствием заучивают чистоговорки, стихотворения, поговорки, составляют предложения, короткие рассказы, сказки.
· Релаксация.
Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения. С частичным применением казачьих напевных песен, колыбельных и пр.
· Концентрация.
Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
· Функциональная музыка.
Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание. Учитывая региональный компонент, также планирую использовать казачью тематику.
В работе планируется использовать множество игр, упражнений и сказок, казачьей тематики, задействующих интеллект и эмоции, тело и душу, сознание и бессознательное таких авторов как: А.И.Захаров, Е.В.Карпова, Н.Л.Кряжева, Е.К.Лютова, Н.М.Погосова, Н.Ю.Хрящева, О.В.Хухлаева, М.И. Чистякова, Г.Д.Черепанова, И.В.Шевцова, К.Фопель.
Игры для педагогов подбирались с учетом возрастной категории детей, с которыми они работают.
Перспективы на будущее
Арт-терапия позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, помогает быть самим собой, мечтать и надеяться. Арт-терапия — это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация.
Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе педагогами – психологами, её задачами являются: развитие, коррекция, воспитание и социализация, забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности ребенка, средствами художественной деятельности.
В таком творчестве ребенок воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты.
В детском саду она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая. Поэтому в дальнейшем я планирую создать программу коррекции эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста, с включением регионального компонента, посредством современных технологий.
Литература1
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.
2
Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М.: Генезис, 2001.- 128с.
3
Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью.- М.: «Феникс», 2006.- 106с.
4
Выготский Л.С. Соч.: В 6 т. Т. 3,4. – М. Педагогика, 1983,1984.
5
Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — M.: ЧеРо, 2002.
6
Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб, 2000
7
Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб.: Гиппократ, 1995.
8
Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб, 2000. – 224 с.
9
Захаров А.И. Что снится нашим детям: Как избавиться от страхов. – СПб.: Дельта, 1997.
10
Изард К. Эмоции человека. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980.
11
Изард К.Э. Психология эмоций. / Перевод с англ. - СПБ: Издательство «Питер», 2000.
12
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
13
Крайг Г. Психология развития. - СПб, 2002
14
Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А. Карненко. Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
15
Лазарус А. «Мысленным взором: образы как средство психотерапии» - М.: 2000.
16
Леви В.Л. Приручение страха. – М.: Метафора, 2006.- 192с.
17
Лешкова Т. Коробка со страхами // Дошкольное воспитание.- 2004.- №10.-с.30-32.
18
Манова-Томова В.С.Пирьов Г.Д.Пенушлиева Р.Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. – София: Медицина и физкультура, 1981.
19
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М. 2003. 240 с.
20
Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог.- 1999.- №8.- с.10-12.
21
Панченко С.А. Мне страшно…Я боюсь // Школьный психолог.- 2002.- №14.- с.8-9.
22
Психологический словарь / Под общ. ред. Ю. Л, Неймера. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.
23
Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.- M., 2003.
24
Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей — Ростов н/Д: Феникс, 2004.
25
Степанова В.А. Проявление эмоциональности детей дошкольного возраста в рисунке // Психолог в детском саду.- 2003.- №4.- с.46-60.
26
Степанова Е. Поиграем в «забавные страхи и смешные ужасы»? // Дошкольное воспитание.- 1997.- №5.- с.65-68.
27
Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- 480с.
28
Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. Ю. Лукоянова. - М.: Знание, 1981.