Библиографическое описание:
Шерина И.В. Программа коррекционной работы в начальной школе в контексте ФГОС НОО с использованием УМК «Перспективная начальная школа» // Современная начальная школа. 2021. № 17. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/17.pdf.
В современных нормативно-правовых документах отмечено, что школы должны оказывать образовательные услуги всем детям, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности. Актуальность данной темы в современном образовании привела коллектив школы к пониманию необходимости создания и реализации в школе данной программы.
Программа коррекционной работы в начальной школе МБОУ «Фоминская общеобразовательная средняя школа» (в соответствии с ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.
Содержание программы коррекционной работы.
Содержание программы коррекционной работы определяют основополагающие принципы: соблюдение интересов ребёнка; системность, непрерывность, вариативность, рекомендательный характер оказания помощи.
Направления работы.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
1. диагностическая работа;
2. коррекционно-развивающая работа;
3. консультативная работа;
4. информационно-просветительская работа. Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно.
1.Этап сбора и анализа информации
2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).
4. Этап регуляции и корректировки.
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Такое взаимодействие включает:
• комплексность;
• многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
• составление комплексных индивидуальных программ;
• сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами;
• сотрудничество с родительской общественностью.
Впервые за многолетнюю практику специалисты школы отмечают, что с введением ФГОС НОО коррекционные задачи решают не только узкие специалисты, но и учителя начальной школы. В ФГОС предусмотрены два блока, которые раньше рассматривались только в контексте коррекционных занятий. Теперь же блоки «Коррекционная работа» и Психолого-медико-педагогическое сопровождение» подразумевают постановку коррекционных целей в процессе урока и требуют от учителя специальных знаний и более тесного и продуктивного сотрудничества с педагогом-психологом и учителем логопедом.
Содержание и формы коррекционной работы учителя:
• наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
• поддержание связи между специалистами;
• составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ;
• составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося;
• контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
• формирование комфортного микроклимата в классе;
• ведение документации;
• организация внеурочной деятельности.
Важным условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.
Материал для коррекционных занятий разработан на основе УМК «Перспективная начальная школа».
Пример коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-х классов (на примере УМК «Перспективная начальная школа)
Сроки про веде ния заня тий (Зч в неде лю для учи теля)
Содержание учебных программ (1 класс)
Планируемые результаты коррекционной работы
Задания для коррекции (УМК «ПНШ»)
Предметные
Личностные и метапредметные
Учеб ник (часть -стр.)
Тет радь (часть -стр.)
1-я неделя
Математика.
Здравствуй,
школа! Этот
разноцветный мир.
Одинаковые
и разные по форме
Сравнение
предметов по форме и
цвету (одинаковые
и разные).
Ученик получит
возможность для:
формирования внутренней
позиции на уровне
положительного
отношения к школе, понимания
необходимости учения; развития тонкой моторики
ведущей руки, формирования
пространственных эталонов, развития
концентрации и переключения внимания. Научится: выделять
форму и цвет
как основные характеристики
объектов окружающего мира.
1-3,4,
5. 6,
7, 8
1-2, 3
1-я неделя
Чтение.
Вводный урок.
Знакомство с
учебником.
Речь устная и письменная. Слушание сказки
«Заюшкина
избушка», беседа. Сказка
«Колобок». Текст. Предложение. Слово.
Различение
основных
структурных
единиц языка
(слово, предложение, текст).
Различия
устной и
письменной
речи
Ученик получит
возможность для:
формирования
мотивационной
основы учебной
деятельности; развития этических
чувств; формирования
основных моральных норм
научится:в сотрудничестве с
Учителем ставить новые учебные задачи.
1-4, 5,6
1-я неделя
Письмо.
Знакомство с
новым предметом.
Гигиенические правила письма.
Ориентировка в пространстве. Письмо прямой
линии.
Пространственная ориентация.
Рабочая строка.
Точка начала письма. Письмо короткой и длинной прямой линии. Развитие пространственных представлений
Гигиенические требования к сохранению
осанки, пользованию
письменными
принадлежностями.
Выполнение узоров бордюров и
росчерков
Ученик получит
возможность для:
формирования учебно-познавательной
мотивации учения;
формирования учебно-познавательного интереса к новому
учебному предмету; развития тонкой моторики кисти ведущей руки
1-2,3,4
1-я
неделя
Окружающий мир.
Знакомство с героями учебного
комплекта.
Источники получения знаний об окружающем мире (органы чувств: глаза, уши, нос)
Различение
Органов чувств (нос,
глаза, уши) и их функций
(запах, вкус,
зрение, слух)
Ученик научится:
формулировать и отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений (как? зачем? почему?);
формулировать собственное мнение и позицию;
выделять существенную
информацию из тексов; работать с
информацией,
представленной в разных формах
1-3,
4,5
Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК «Перспективная школа». На основе применения технологии деятельностного метода обучения у учащихся последовательно и поэтапно формируется внутренней потребности включения в учебную деятельность в классе. Создается психологически комфортная образовательная среда, где ребенок не боится высказать свое мнение, где его трудолюбие, старание, ответственное отношение к делу встречает доброжелательную поддержку, где он приобретает позитивный опыт переживания ситуации успеха, а с другой стороны, обеспечивается возможность его развития в собственном темпе на уровне своего возможного максимума.
Шерина И.В. Программа коррекционной работы в начальной школе в контексте ФГОС НОО с использованием УМК «Перспективная начальная школа» // Современная начальная школа. 2021. № 17. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/17.pdf.
В современных нормативно-правовых документах отмечено, что школы должны оказывать образовательные услуги всем детям, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности. Актуальность данной темы в современном образовании привела коллектив школы к пониманию необходимости создания и реализации в школе данной программы.
Программа коррекционной работы в начальной школе МБОУ «Фоминская общеобразовательная средняя школа» (в соответствии с ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.
Содержание программы коррекционной работы.
Содержание программы коррекционной работы определяют основополагающие принципы: соблюдение интересов ребёнка; системность, непрерывность, вариативность, рекомендательный характер оказания помощи.
Направления работы.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
1. диагностическая работа;
2. коррекционно-развивающая работа;
3. консультативная работа;
4. информационно-просветительская работа. Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно.
1.Этап сбора и анализа информации
2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).
4. Этап регуляции и корректировки.
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Такое взаимодействие включает:
• комплексность;
• многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
• составление комплексных индивидуальных программ;
• сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами;
• сотрудничество с родительской общественностью.
Впервые за многолетнюю практику специалисты школы отмечают, что с введением ФГОС НОО коррекционные задачи решают не только узкие специалисты, но и учителя начальной школы. В ФГОС предусмотрены два блока, которые раньше рассматривались только в контексте коррекционных занятий. Теперь же блоки «Коррекционная работа» и Психолого-медико-педагогическое сопровождение» подразумевают постановку коррекционных целей в процессе урока и требуют от учителя специальных знаний и более тесного и продуктивного сотрудничества с педагогом-психологом и учителем логопедом.
Содержание и формы коррекционной работы учителя:
• наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
• поддержание связи между специалистами;
• составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ;
• составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося;
• контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
• формирование комфортного микроклимата в классе;
• ведение документации;
• организация внеурочной деятельности.
Важным условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.
Материал для коррекционных занятий разработан на основе УМК «Перспективная начальная школа».
Пример коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-х классов (на примере УМК «Перспективная начальная школа)
Сроки про веде ния заня тий (Зч в неде лю для учи теля)
Содержание учебных программ (1 класс)
Планируемые результаты коррекционной работы
Задания для коррекции (УМК «ПНШ»)
Предметные
Личностные и метапредметные
Учеб ник (часть -стр.)
Тет радь (часть -стр.)
1-я неделя
Математика.
Здравствуй,
школа! Этот
разноцветный мир.
Одинаковые
и разные по форме
Сравнение
предметов по форме и
цвету (одинаковые
и разные).
Ученик получит
возможность для:
формирования внутренней
позиции на уровне
положительного
отношения к школе, понимания
необходимости учения; развития тонкой моторики
ведущей руки, формирования
пространственных эталонов, развития
концентрации и переключения внимания. Научится: выделять
форму и цвет
как основные характеристики
объектов окружающего мира.
1-3,4,
5. 6,
7, 8
1-2, 3
1-я неделя
Чтение.
Вводный урок.
Знакомство с
учебником.
Речь устная и письменная. Слушание сказки
«Заюшкина
избушка», беседа. Сказка
«Колобок». Текст. Предложение. Слово.
Различение
основных
структурных
единиц языка
(слово, предложение, текст).
Различия
устной и
письменной
речи
Ученик получит
возможность для:
формирования
мотивационной
основы учебной
деятельности; развития этических
чувств; формирования
основных моральных норм
научится:в сотрудничестве с
Учителем ставить новые учебные задачи.
1-4, 5,6
1-я неделя
Письмо.
Знакомство с
новым предметом.
Гигиенические правила письма.
Ориентировка в пространстве. Письмо прямой
линии.
Пространственная ориентация.
Рабочая строка.
Точка начала письма. Письмо короткой и длинной прямой линии. Развитие пространственных представлений
Гигиенические требования к сохранению
осанки, пользованию
письменными
принадлежностями.
Выполнение узоров бордюров и
росчерков
Ученик получит
возможность для:
формирования учебно-познавательной
мотивации учения;
формирования учебно-познавательного интереса к новому
учебному предмету; развития тонкой моторики кисти ведущей руки
1-2,3,4
1-я
неделя
Окружающий мир.
Знакомство с героями учебного
комплекта.
Источники получения знаний об окружающем мире (органы чувств: глаза, уши, нос)
Различение
Органов чувств (нос,
глаза, уши) и их функций
(запах, вкус,
зрение, слух)
Ученик научится:
формулировать и отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений (как? зачем? почему?);
формулировать собственное мнение и позицию;
выделять существенную
информацию из тексов; работать с
информацией,
представленной в разных формах
1-3,
4,5
Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК «Перспективная школа». На основе применения технологии деятельностного метода обучения у учащихся последовательно и поэтапно формируется внутренней потребности включения в учебную деятельность в классе. Создается психологически комфортная образовательная среда, где ребенок не боится высказать свое мнение, где его трудолюбие, старание, ответственное отношение к делу встречает доброжелательную поддержку, где он приобретает позитивный опыт переживания ситуации успеха, а с другой стороны, обеспечивается возможность его развития в собственном темпе на уровне своего возможного максимума.