Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Шерина И.В. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ ФГОС НОО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Библиографическое описание:

Шерина И.В. Программа коррекционной работы в начальной школе в контексте ФГОС НОО с использованием УМК «Перспективная начальная школа» // Современная начальная школа. 2021. № 17. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/17.pdf.

В современных нормативно-правовых документах отмечено, что школы должны оказывать образовательные услуги всем детям, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности. Актуальность данной темы в современном образовании привела коллектив школы к пониманию необходимости создания и реализации в школе данной программы.

Программа коррекционной работы в начальной школе МБОУ «Фоминская общеобразовательная средняя школа» (в соответствии с ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.

Содержание программы коррекционной работы.

Содержание программы коррекционной работы определяют основополагающие принципы: соблюдение интересов ребёнка; системность, непрерывность, вариативность, рекомендательный характер оказания помощи.

Направления работы.

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

1. диагностическая работа;

2. коррекционно-развивающая работа;

3. консультативная работа;

4. информационно-просветительская работа. Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно.

1.Этап сбора и анализа информации

2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).

3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

4. Этап регуляции и корректировки.

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Такое взаимодействие включает:

• комплексность;

• многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

• составление комплексных индивидуальных программ;

• сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами;

• сотрудничество с родительской общественностью.

Впервые за многолетнюю практику специалисты школы отмечают, что с введением ФГОС НОО коррекционные задачи решают не только узкие специалисты, но и учителя начальной школы. В ФГОС предусмотрены два блока, которые раньше рассматривались только в контексте коррекционных занятий. Теперь же блоки «Коррекционная работа» и Психолого-медико-педагогическое сопровождение» подразумевают постановку коррекционных целей в процессе урока и требуют от учителя специальных знаний и более тесного и продуктивного сотрудничества с педагогом-психологом и учителем логопедом.

Содержание и формы коррекционной работы учителя:

• наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

• поддержание связи между специалистами;

• составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ;

• составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося;

• контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;

• формирование комфортного микроклимата в классе;

• ведение документации;

• организация внеурочной деятельности.

Важным условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.

Материал для коррекционных занятий разработан на основе УМК «Перспективная начальная школа».

Пример коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-х классов (на примере УМК «Перспективная начальная школа)

Сроки про веде ния заня тий (Зч в неде лю для учи теля)

Содержание учебных программ (1 класс)

Планируемые результаты коррекционной работы

Задания для коррекции (УМК «ПНШ»)

Предметные

Личностные и метапредметные

Учеб ник (часть -стр.)

Тет радь (часть -стр.)

1-я неделя

Математика.

Здравствуй,

школа! Этот

разноцветный мир.

Одинаковые

и разные по форме

Сравнение

предметов по форме и

цвету (одинаковые

и разные).

Ученик получит

возможность для:

формирования внутренней

позиции на уровне

положительного

отношения к школе, понимания

необходимости учения; развития тонкой моторики

ведущей руки, формирования

пространственных эталонов, развития

концентрации и переключения внимания. Научится: выделять

форму и цвет

как основные характеристики

объектов окружающего мира.

1-3,4,

5. 6,

7, 8

1-2, 3

1-я неделя

Чтение.

Вводный урок.

Знакомство с

учебником.

Речь устная и письменная. Слушание сказки

«Заюшкина

избушка», беседа. Сказка

«Колобок». Текст. Предложение. Слово.

Различение

основных

структурных

единиц языка

(слово, предложение, текст).

Различия

устной и

письменной

речи

Ученик получит

возможность для:

формирования

мотивационной

основы учебной

деятельности; развития этических

чувств; формирования

основных моральных норм

научится:в сотрудничестве с

Учителем ставить новые учебные задачи.

1-4, 5,6

1-я неделя

Письмо.

Знакомство с

новым предметом.

Гигиенические правила письма.

Ориентировка в пространстве. Письмо прямой

линии.

Пространственная ориентация.

Рабочая строка.

Точка начала письма. Письмо короткой и длинной прямой линии. Развитие пространственных представлений

Гигиенические требования к сохранению

осанки, пользованию

письменными

принадлежностями.

Выполнение узоров бордюров и

росчерков

Ученик получит

возможность для:

формирования учебно-познавательной

мотивации учения;

формирования учебно-познавательного интереса к новому

учебному предмету; развития тонкой моторики кисти ведущей руки

1-2,3,4

1-я

неделя

Окружающий мир.

Знакомство с героями учебного

комплекта.

Источники получения знаний об окружающем мире (органы чувств: глаза, уши, нос)

Различение

Органов чувств (нос,

глаза, уши) и их функций

(запах, вкус,

зрение, слух)

Ученик научится:

формулировать и отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений (как? зачем? почему?);

формулировать собственное мнение и позицию;

выделять существенную

информацию из тексов; работать с

информацией,

представленной в разных формах

1-3,

4,5



Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК «Перспективная школа». На основе применения технологии деятельностного метода обучения у учащихся последовательно и поэтапно формируется внутренней потребности включения в учебную деятельность в классе. Создается психологически комфортная образовательная среда, где ребенок не боится высказать свое мнение, где его трудолюбие, старание, ответственное отношение к делу встречает доброжелательную поддержку, где он приобретает позитивный опыт переживания ситуации успеха, а с другой стороны, обеспечивается возможность его развития в собственном темпе на уровне своего возможного максимума.